Новый год по ненецкому экологическому календарю
«В древние времена в конце января - начале февраля ненцы по своему экологическому календарю встречали Новый год (Едэй По). После долгих тёмных месяцев: нюдя пэвдей (ноябрь), нгарка пэвдей (декабрь) люди в тундре наблюдали за появлением солнца. И если на горизонте чуть - чуть вставало солнце (на уровне толщины хорея), и наступил Лимбя Иры (месяц Орла), то по стойбищам сообщали о том, что пора собираться на священное место «Нгэв – Седе, что находится далеко на полуострове Хынгарте. Люди вставали рано, встречая молодое солнце в своих стойбищах, отлавливали самых лучших оленей в упряжки, на нарты погружали молодых оленят. А женщины собирали в дорогу самые вкусные продукты, котлы, посуду и готовили подарки для идолов и хозяина священного места «Нгэв – Седе». В глубокой древности это крупное священное место принадлежало роду Ядне, а более века назад туда стали приезжать и представителям всех родов ненцев, живущих по обе стороны Обской Губы.
Люди трижды водили свои упряжки вокруг огромной сопки по направлению солнца, а потом выгружали молодых телят для жертвоприношений, продукты и всё необходимое для праздника. Но сначала мужчины и подростки поднимались на вершину «Нгэв – Седее», чтобы повязать по две ленточки с колечками, платки женские, шапки и другие подарки, прикрепляя их к большим шестам или на самих сядэев(деревянных идолов), а вторую ленточку люди приносили и потом везли домой, ткт это считалось освященными и оберегами семей от злых духов и чтобы была удача. Потом привязывали телят друг другу одной верёвкой и душили медленно- медленно, взывая при этом к Хозяину «Нгэв- Седее» о помощи: чтобы олени были здоровыми, чтобы несчастья обошли наши семьи стороной, нас самих, чтобы всегда была удача.А когда разделылвали оленей, то каждый отрезал кусочек оленьего уха. Макал его в кровь, поклонившись «Нгэв –Седе» три раза, поднимался, чтобы помазать кровью свои амулеты. колечки, платки и обязательно помазать кровью личины сядэев (идолов)…
Совершив все действия, люди принимались за трапезу. Все поворачивались к солнцу (который был уже на высоте полёта Лимбя (Лимбя Иры – месяц Орла) и радовались, ожидая в скором будущем исполнения всех желаний (каждый загадывал своё желание молча). Ели айбат, иногда выпивали огненную воду. Женщины хлопотали по хозяйству, готовили еду, варили мясо, готовили чай. Женщины не имели права подниматься на священное место. И только тогда, когда женщина становилась «стариком», то иногда ей разрешали подняться на какую –то высоту, но не вверх.
Все поздравляли друг друга с наступлением Нового года, смотрели на вершину сопки, где возвышались тысячи оленьих черепов с ветвистыми рогами, из-за которых не было видно неба… Лишь поздно вечером люди уезжали от священного места в надежде на лучшие времена. Письменности у ненцев долго, до середины прошлого века не было, но все обычаи и традиции передавались устно из поколения в поколение.
В наше время в тундре нет елок, но люди выходят из положения, находят небольшое дерево, наряжают его игрушками, накрывают столики, дарят детям и друг другу подарки, ездят к родным в соседние стойбища, желая здоровья, удачи и счастья друг другу.
А сегодня представители ненецкого народа и их гости от народа ханты, надели свои лучшие национальные одежды, после интересного рассказа Нины Николаевны, все вышли на улицу и повязали ленточки с амулетами на берёзу, потом им подали строганину из свежемороженого мяса и рыбы, пироги, разные угощения и чай. Люди говорили на своём языке, пели древние и современные ненецкие песни, каждый вспоминал свою тундру и детство… Дарили подарки другу другу с добрыми пожеланиями"
Нина Остапчук (Салиндер), член клуба Ненецкой культуры «Ясавэй» г Надым
Свидетельство о публикации №217030101346
Любовь Бартенева 20.03.2018 16:02 Заявить о нарушении
Нина Ядне 20.03.2018 18:45 Заявить о нарушении
Нина Ядне 23.03.2018 19:01 Заявить о нарушении