Числа и идентичность. Глава 6

1. В этой главе мы используем обозначенные в прошлой главе порядковые номера контекстных полей матрицы идентичности для того, чтобы начать числовой анализ внешних и внутренних линий матрицы. Но прежде чем это сделать нам необходимо ввести новое понятие контекстной числовой формы.

2. Дело в том, что числа, как известно, используются в основном внутри конкретных, определенных операционных моделей или форм, которые могут быть узко специфическими (большая часть алгоритмов)или же гораздо более широкими и общими (например последовательность натуральных чисел). Сложение, вычитание, умножение и деление и другие операции над числами (извлечение корней, логарифмирование и т. д.)с одной стороны подчиняются общим правилам принятым для данных операций, а с другой употребляются в специфических комбинациях внутри определенных числовых форм, выраженных математическими формулами.

3. Каждая линия матрицы будет включать ряд таких числовых форм, не произвольных конечно, а вполне закономерных, заданных определенными операционными правилами.Такое многообразное прочтение каждой линии через ряд числовых форм в особенности необходимо потому, что нам пока неизвестно, каким образом мы можем продуктивно интерпретировать матричные отношения с помощью чисел и числовых операций. Поэтому очень важно иметь целый набор таких числовых моделей.

4. Ниже я дам конкретный пример того, как работают такие числовые формы и какие интересные и значимые результаты может дать такой числовой анализ линий матрицы идентичности и парадигм идентичности. Я отдаю себе отчет в том, что без таких конкретных примеров и результатов у моих дорогих читателей может не хватить терпения на все эти ничего им не говорящие формальные определения и описания.

5. Итак возьмем например одну из двух главных внутренних диагоналей матрицы идентичности, а именно формативную линию BD/DB, связывающую верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В с нижним левым фрагментированным и слабоупорядоченным (полухаотическим)контекстным полем мира/рынка D.

6. В совсем недавно законченной 97 й главе моей книги Свиток и сапог, посвященной развитию религиозной и философской мысли в ранней Римской империи и в особенности матричному анализу текстов, рассказывающих о проповеди Иисуса, я выяснил радикальное различие между нисходящим, эманационным (тематизированным морфономикой BDH)пониманием формативной линии как вектора BD внутри консервативной части фарисейского движения, в эту эпоху игравшей ведущую роль внутри иерусалимской религиозной верхушки с одной стороны и двумя различными переосмыслениями той же формативной линии, как восходящего вектора DB  внутри формономики CDB Гиллеля и его учеников и энергономики ADB (а также трансферономики EDB) Иисуса и его последователей.

7. В обоих случаях (то есть и в случае Гиллеля и в случае Иисуса)восходящий формативный вектор DB выражал оптимизм и ориентированность на возможность преобразования внутреннего и внешнего мира D и человеческого поведения в соответствии с по настоящему осмысленными религиозными заповедями и принципами. У Иисуса это преобразование также связывалось с практикой духовных и физических исцелений, т. е. возвращения больных и грешных людей из поля фрагментированного мира D в контекстное поле прекрасных и совершенных жизненных форм В.

8. Во второй части книги Свиток и сапог мы в ходе матричного анализа соответствующих евангельских текстов убедились в центральной роли, которую для Иисуса играли энергономика, трансферономика (чье числовое значение В 3 Е 6 D 5 совпадает с числовым значением високосного солнечного года) и общий для обеих этих парадигм восходящий формативный вектор DB, символом которого для Иисуса являлись эти исцеления.

9. В книге Свиток и сапог мы видели, что при всех своих различиях и раннее христианство Иисуса и апостольского периода и раввинистический иудаизм в его гиллелитском варианте от самого Гиллеля в 1 в. до хр. э. до такой центральной фигуры 2в. хр.э. как рабби Акиба представляли собой результат усилий найти подлинный религиозный ответ на ситуацию распада общественных связей и традиционных культурных форм под влиянием с одной стороны развития международной рыночной экономики, а с другой быстрого развития и усиления имперской самовластной бюрократической вертикали.

10. И рынок и империя способствовали росту социального неравенства хронической массовой задолженности и обнищания и вертикальной консолидации экономического, социального и культурного капитала в руках элиты. В плане матричного анализа эти тенденции отображаются вертикально ориентированной эгономной пирамидой CFD, где карьерно ориентированная личность (C и диссоциативная линия CF) получала доступ к неограниченной власти (верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F) и возможность контроля (диспозитивная/распорядительная линия FD)над захваченной частью мировых человеческих и материальных ресурсов (D)для извлечения прибыли с помощью использования рыночного механизма распределения (репрезентационная линия DC).

11. Многие из этих явлений мы в иной форме наблюдаем и сейчас. В книге Время смыслов и в других своих исторических работах я выработал теорию циклических экзистенциальных кризисов, для которых характерны такие явления. Кризис средиземноморских обществ позднеэллинистического и раннеимперского периода, о котором в данном случае идет речь был по моему счету третьим таким экзистенциальным кризисом. Кризис старого порядка в Европе, от Французской революции конца 18 века до фашизма и Второй мировой войны, включая революции и Гражданскую войну в России седьмым. Сейчас в мире происходит восьмой такой кризис.

12. Иисус (также как до него Сократ с его критикой релятивистски ориентированного афинского империализма, ради неограниченной власти расставшегося с идеей справедливости во время второго экзистенциального кризиса) противопоставлял эгономной власти элиты имперских выгодополучателей идею гипономной АНВ власти, как общественного служения (нижнее центральное контекстное поле объектов/работников Н) во имя общих принципов божественной истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А)и совершенных жизненных форм В, интегрированных по восходящей формативной диагонали DB через соотношение с общими принципами в рамках энергономики DAB.

13. Но помимо этого идейного переворачивания властной пирамиды, которое, несмотря на принятые Иисусом некоторые меры предосторожности неизбежно вело его движение к конфликту с носителями имперской эгономики в провинции Иудея, и Иисус и Гиллель придавали большое значение горизонтализации религии, т. е. переносу центра тяжести религиозного вероучения с вертикального на диалогическое горизонтальное отношение. При таком переносе горизонтальное отношение человека к человеку становилось критерием вертикального отношения к Богу. И Иисус и виднейший последователь Гиллеля рабби Акиба верили, что суть общественного измерения религии заключается в заповеди "люби ближнего как самого себя".

14. Важнейшей парадигмой горизонтальных нравственных отношений,
тематизирующих центральную коммуникативную ось матрицы идентичности GE (где G контекстное поле "своих" в середине правой боковой вертикали матрицы СВ, а Е контекстное поле "чужих" в середине левой боковой вертикали матрицы DA) является этономика СЕВ, образованная двумя полугоризонтальными диагоналями: ассоциативной линией сочувствия и поддержки СЕ и рекогнитивной/признавательной линией милосердия/благодарности ВЕ в сочетании с правой боковой имманентной/идиографической вертикалью СВ. Обе половины этономного треугольника верхняя BEG и нижняя СЕG расположены вдоль разделяющей/соединяющей их центральной горизонтальной коммуникативной оси GE матрицы идентичности.

15. Центральное значение этономной парадигмы идентичности у Иисуса это хорошо известный факт. Что касается Гиллеля, то как я показал на примере детального анализа нескольких его высказываний в 97й главе книги Свиток и сапог его указание потенциальному прозелиту на то, что заповедь не делай другому того чего себе не хочешь (вариант знаменитого Золотого правила)заключает в себе всю Тору, нужно понимать в контексте целостной парадигмы этономных отношений. Таким образом этономика в сочетании с гипономикой (см. выше) были выдвинуты как альтернатива имперской эгономике и (по крайней мере у Иисуса)связанной с ней традиционалистской
формономике BCD.

16. Но что нового в эту картину может внести числовой анализ матрицы идентичности? Для ответа на этот вопрос посмотрим на числовые формы вышеупомянутых формативной диагонали DB и этономной парадигмы идентичности СЕВ.

17. Как я объяснил выше каждая линия может быть прочитана по разному в контексте различных числовых форм. Ниже я использую несколько таких интерпретаций, выбирая те из них которые имеют смысловое содержание. Так человек вглядывается в полустертую надпись, стараясь понять ее смысл, или вслушивается в звуки из радиоприемника чтобы понять слова, отделив их от шума помех.

18. Конечно при этом возможны произвольные и неправильные прочтения. Но все-таки сами модели интерпретации не произвольны, а заданы определенными правилами и число их ограничено. К тому же одно слово или фраза, реконструированная искусственно из чуть слышного эха вполне возможно "почудилась", а вот хоть маленький но осмысленный знаковый текст, как продукт произвольной интерпретации, гораздо менее вероятен. Что же в данном случае может дать нам числовой анализ?

19. Формативная диагональ DB (восходящий формативный вектор о нем см. выше)может быть прочитана как 53 в соответствии с порядковыми номерами соответствующих контекстных полей D (5) и В (3) матрицы идентичности. Назовем такое прочтение простой нумерационной формой. Но учитывая, что эта диагональ проходит через центр матрицы (I=1)и этот центр является исходной точкой матричных построений мы можем поместить эту единицу на первое место и тем самым получить центральную
нумерационную числовую форму 153.

20. 153 это очень интересное число. Оно является суммой первых 17 целых чисел. Кроме того уже в дохристианской древности его связывали с фигурой, называемой по латыни vesica pisces, буквально желчный пузырь рыбы. Это делал уже Архимед в своей работе Об измерении круга где он соотносил с этой фигурой следующую пропорцию 265/153, обозначающую соотношение длины сегмента, образованного пересекающимися окружностями к его ширине. Сама фигура образована наложением двух окружностей, пересекающихся таким образом, что центр каждой из них совпадает с окружностью другой. В результате этого совмещения получается изображение рыбы.

21. В книге Свиток и сапог (часть 2 и 3) мы выявили центральное значение восходящего формативного вектора DB для Иисуса и отметили, что в отличие от Гиллеля и его учеников, где это вектор тематизирован главным образом в рамках формономики CDB, для Иисуса этот вектор тематизирован в первую очередь двумя другими парадигмами, а именно энергономикой DAB и производной от нее парадигмой трансферономики EDB, со свойственными ей парадоксами и неожиданными поворотами. Как мы выяснили на основании целого ряда евангельских текстов именно трансферономика, парадигма странничества, имела особенное значение для Иисуса, была, так сказать, его личной парадигмой идентичности.

22. Посмотрим теперь на числовое значение трансферономики. Мы можем получить это значение, если сложим вместе суммы всех трех ее линий DE (56), EB (65) и DB (53)=174. Это значение суммарной числовой формы трансферономики очень близко к тому числу (приблизительно 1.73=1хкорень из 3) которое дает Архимед для дроби 265/153.

23. Ну а энергономика DAB? В каком соотношении находится она
с этой тематизацией формативного вектора? Если сложить три стороны энергономики DA (52), AB (23) и DB (53) мы получим следующее значение суммарной числовой формы 128.

24. 128 это двойка (порядковый номер основного для энергономики контекстного поля общих принципов А) в седьмой степени. Кроме того это удвоенный символ энергетического поля, ср. 64 гексаграммы в китайской протодаосской Книге Перемен. Может быть здесь имеется в виду излюбленная тема позднейших исихастов сочетание тварных и нетварных энергий? Символом энергетического поля является круг или же взаимодействующие друг с другом круги полюсов. Только здесь это взаимодействие понимается не как отталкивание, а как притяжение. Вспомним наложение двух окружностей, дающее форму рыбы в символе Vesica Pisces.

Кроме того трехчленное прочтение другой стороны энергономного треугольника-боковой вертикали A (2) E (6) D (5) дает нам числитель указанной Архимедом дроби.

25. И наконец мы имеем прямое указание на число 153 в тексте Евангелия от Иоанна (21.11),где описывается явление воскресшего Иисуса ученикам во время ловли рыбы на Галилейском озере. Ученики согласно этому тексту поймали 153 больших рыбы. Здесь пересечение окружностей возможно связано с темой любви учеников к Иисусу. Именно об этом спрашивает Иисус у апостола Петра.

26. Ну а теперь перейдем к упомянутой выше парадигме этономики СЕВ, главной горизонтальной нравственной парадигме межчеловеческих отношений. Ее частичная суммарная числовая форма (сумма двух сторон СЕ 46 и ЕВ 63) равняется 109. 109 можно представить в виде 108+1, то есть исходное числовое значение самой матрицы (см. главу 5) плюс ее центр-единица, числовое значение центрального поля контекстных взаимодействий.

27. Как я уже упоминал в прошлой главе число 108 играет важнейшую роль в соотношении между солнцем, луной и землей внутри солнечной системы. Диаметр солнца равен примерно 108 диаметрам земли, расстояние от земли до солнца равно 108 диаметрам солнца, расстояние от земли до луны равняется 108 диаметрам луны. Интересно, что даже диаметр луны в милях 1.080 миль соответствует этому числу. Соотношение человеческого микрокосма и макрокосма в его центральном аспекте дыхания также определяется этим числом (в данном случае удвоенным): за сутки человек делает примерно 21.600 вдохов и выдохов.

28. Число 108 (9 планет х 12 знаков Зодиака)в индуизме (а также джайнизме и буддизме) сакральное, в исламе оно также употребляется как один из числовых символов Бога. Но для монотеизма (иудаизм, христианство, ислам) центральным числовым символом Бога является конечно единица, также присутствующая в приведенной выше частичной суммарной числовой форме этономики.

29. Ну хорошо, это частичная суммарная числовая форма, а что же можно сказать о полной суммарной числовой форме этономики? Имеет ли она какой нибудь смысл? Прибавим к приведенному выше числу 109 числовое значение третьей стороны этономики СВ т.е. 43. Мы получим 152, ровно на одну единицу меньше, чем вышеприведенное числовое значение восходящего формативного вектора DB. Очень интересно, но почему здесь единица со знаком минус (153-1)?

30. В упомянутом выше месте Евангелия от Иоанна Иисус хочет с помощью символизма 153 обьяснить ученикам значение своей смерти и воскресения. Этономика (152)невозможна без элемента самопожертвования, отказа от засилья собственного эго и его интересов. Но внутри формативного вектора воскресения и исцеления единица вновь прибавляется к 152 и получается 153.

31. А сейчас посмотрим на центральную линию этономики, то есть на среднюю горизонтальную коммуникативную ось матрицы GE, соединяющую контекстные поля "чужих" Е и "своих" G по обеим боковым сторонам матрицы. Попробуем представить ее числовое значение в радиальной нумерационной числовой форме, то есть с подстановкой центра этой оси-единицы (центральное контекстное поле смысловых взаимодействий I в центре матричных квадратов)на первое место. Тогда мы получаем 1 Е 1 G или в числовом виде 1618. Но это число также является замечательным. Перед нами ничто иное, как числовое значение знаменитого золотого сечения 1,6180!

32. Золотое сечение это математическая и природная константа, эта пропорция получается, если целое (например сторона квадрата) относится к своей большей части также как большая часть к меньшей части.

33. Золотое сечение очень часто встречается в природе, в том числе и в строении человеческого тела. Золотому сечению соответствует например соотношение между длиной руки от кисти до локтевого сгиба и длиной кисти, между первой, второй и третьей фалангами пальцев и т.д.

34. Золотое сечение и связанные с ним числа Фибоначчи (где каждое число является суммой двух предыдущих и каждое число находится более или менее в пропорции золотого сечения по отношению к своему предшественнику, причем это более или менее становится все более близким к золотому сечению по мере того как числа возрастают)определяют орбиты планет и расстояния между планетами в солнечной системе.

35. Гармоническое резонансное соотношение, основанное на золотом сечении (золотой пропорции) прослеживается и в микромире, в особенности в состоянии квантовой неопределенности. Так например сравнительно недавно (публикация 2010 г.) немецкие ученые из центра имени Гельмгольца в Берлине с помощью сильного магнита привели атомы кобальта ниобата в состояние квантовой неопределенности, в котором они колебались подобно гитарным струнам причем соотношение колебаний первых двух нанострун соответствовало золотой пропорции.

36. Золотое сечение встречается повсеместно и в макромире: так если квадратные степени скорости вращения и массы черных дыр находятся в золотой пропорции чёрная дыра находится в положении, когда ее температура меняется с отрицательной на положительную и обратно, в результате она начинает охлаждаться либо наоборот согреваться в зависимости от характера изменения, для которого эта пропорция является точкой перехода.

37. О таком переходе от "чужого" Е к "своему" G и обратно, от вертикального измерения к горизонтальному идет речь и в этономике, она обуславливает и обеспечивает этот переход внутри принципа взаимоопосредованности (золотое правило см. выше). Можно предположить, что внутри экзистенциальных общественных кризисов с возрастанием степени неопределенности изза распада сложившихся социальных связей увеличивается потребность в связанных с золотым сечением гармонических резонансах. А внутри матрицы идентичности эти резонансы лучше всего отображает именно этономная парадигма идентичности.И поэтому ее уникальная знаковая выразительность, которую мы только что обнаружили с помощью анализа свойственных ей числовых форм, вовсе не случайна.

38. Таким образом золотое правило нравственности и золотое сечение в природе находятся в близком соотношении, как это демонстрирует матрица идентичности. Ради одного этого наблюдения стоило проделать весь этот числовой анализ.

Но и это еще не все: простая нумерационная форма этономики: В(3) Е(6) С (4) дает количество дней солнечного года. Но ведь мы знаем, что это число на самом деле 364.25. Если посмотреть на вершину Е этономного треугольника то легко заметить, что она находится в середине линии А (2) D (5). Трудно поверить, что перед нами простой "парад случайностей"!

39. С 17 века европейская культура, а затем и другие культуры в той мере в какой они ориентируются на нее как образец, исходит из неписаной и недоказанной, но свято хранимой как догмат веры аксиомы о том, что человеческий смысл субьективен и потому не реален, а реальность объективна и потому бессмысленна и лишена знакового содержания. Ведь если субъект самовластен и творит реальность (либо по неким абстрактным правилам как у Канта, либо помимо их и вопреки им как в постмодернизме) то у него нет диалогических собеседников (и поэтому диалогическая этономная нравственность невозможна и подменяется в лучшем случае усвоенной из неостоицизма субъективной самодисциплиной), согласно этому догмату мир помимо человека бесчеловечен и хаотичен, а мир внутри человеческой культуры просто хорошо устроенная декорация.

40. Первого согласно этой установке надо бояться, поскольку он не принимает никаких доводов и всячески отгораживаться от него. Второй же утомителен, вторичен и по существу напрасен, как всякое кривое зеркало. И это остро чувствовали самые тонкие люди внутри этой культурной традиции, у которых в других отношениях вполне хватало смелости поставить под вопрос самые ее основы. "Молчание этих бесконечных пространств ужасает меня" воскликнул Паскаль о первом из этих миров. И об обоих из них безмолвном и безразличном природном и напрасном, искусственном и потому обреченном человеческом писал Тютчев: "Мужайтесь боритесь о храбрые други...хоть бесплодна борьба. Над вами безмолвные звездные круги, под вами немые, глухие гроба."

41. Но ведь может так быть, что это и не аксиома вовсе, а просто догма, воздвигнутая без всякой нужды как пьедестал эгономной субьективности? И если так то может быть и звездные круги не безмолвны и в гроба не вмещается слово жизни и истины. А просто прямо за порогом нашей суетной, мимолетной и столь часто печальной и напрасной данности находится большая подлинная реальность, которая уже давно разными способами старается до нас достучаться, но слушать которую мы не хотим и всячески стараемся не замечать ее присутствия, подставляя вместо нее ширму данности.

42. Поэтому ей наверное грустно, этой реальности. Ведь если бы люди хоть немного старались сообразовывать свою данность с ее советами человеческий мир не был бы так безысходно несправедлив и люди не растрачивали бы свою жизнь понапрасну.

43. Но по каким то своим причинам эта реальность не желает выполнять роль полицейского и по всякому поводу брать людей за шкирку, как воришек, и наводить "порядок". Да и кому же понравится такая роль? А вместо этого нелепого положения на словах чтимого, а на деле игнорируемого и пренебрегаемого "авторитета" этой реальности хочется, чтобы люди старались сами вдумываться и вслушиваться. И таким образом она уважает нас больше, чем мы сами себя уважаем.


Рецензии