Бабочка в наших руках. Беседа с психологом

Для чего нужны психологи: наконец просто и внятно!



Меня всегда смущала фраза «Чужая душа – потемки».

А своя?! Кто поручится, что у него в душе – солнечный день и райские кущи? Почему иной раз мы совершаем поступки, которые никто от нас не ожидал, а меньше всего – мы сами? Что мы знаем о себе и хотим ли что-то знать? Чтобы к нам, в персональные, такие облюбованные потемки кто-то лез со своим противным фонариком, а потом заявлял, что все наши беды – от нас самих?! Что не судьба-злодейка, не начальник, не жена или муж, не бросивший любовник, не дети, которые, разумеется, неблагодарны, – что не все эти персонажи, на кого так удобно сваливать вину, а мы сами ответственны за свое счастье или несчастье... Да такое ни один человек в здравом уме не признает!

Кто попадает к психиатру? Правильно, больные. Кто попадает к психологу? Ну...

Психолог — не врач, то есть не имеет специального медицинского образования, не ставит диагнозов и не назначает лекарств. Он работает с психически здоровыми людьми (клиентами, а не больными), имеющими какие-то трудности или попавшими в сложную жизненную ситуацию.

В России это до сих пор экзотическая профессия. День психолога пока не утвержден на государственном уровне. Тем не менее его празднуют многие организации и ведущие вузы страны. Накануне профессионального праздника корреспондентка «Самарских известий» побеседовала с психологом Светланой Мешалкиной.

Вот уже почти 20 лет Светлана Николаевна деликатно освещает потемки чужих душ, стараясь сделать так, чтобы человек помог себе сам. Она не любит слово «позитив» и «спасителей человечества», а про работу свою говорит: «Интересная, иногда необыкновенно радостная, иногда невыносимая, но отказаться от нее трудно».



Профессия, а не миссия

Первое место работы Мешалкиной по профилю – СРЦ «Подросток». Центр  практикует семейный подход и занимается реабилитацией детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В настоящее время Светлана Николаевна работает в областном центре «Семья» и в одном частном центре психосоматического здоровья. В числе прочего ведет группы по детской кинотерапии, используя просмотр художественных фильмов для коррекционной работы с детьми и родителями. Это новое направление – живое доказательство «великой силы искусства». 

– Нас в университете учили, что психолог – это профессия, никакую миссию мы не несем. Психолог из серии «я спасаю мир» – это кошмар. Если мы начинаем «спасать» людей – это дисквалификация. Мы должны использовать наши знания и умения так, чтобы другой человек смог сам себе помочь. Чтобы его жизнь стала... нельзя сказать «легкой», но интересной, содержательной и без страхов.

– Наверное, с людьми сложно?

– (После паузы). И с собой сложно, и с людьми сложно. Понимаете, писатель пишет о себе, и психолог узнает о себе. Вообще все, что бы мы ни делали, это «о себе». Фотограф смотрит в объектив и снимает, что и как он видит в этом мире. По сути, фотография – его личностная позиция.

– В каком состоянии человеку следует обращаться к психологу?

– В любом, кроме бреда (смеется), в бреду уже надо к психиатру. Если серьезно, к психологу идут с тем, от чего некомфортно живется.

– Ну, нам всем от чего-то некомфортно живется...

– У каждого свой порог. (Задумывается). Иногда у человека в жизни что-то случается, и он понимает, что жить, как раньше, не может, а по-новому – еще не умеет... Первичная консультация всегда индивидуальна. Но не стоит отказываться, если вам порекомендуют занятия в группе. Я сторонник групповой терапии. Это модель социума. Возможность, узнавая про другого человека, узнать что-то и про себя. Мы же до последнего вздоха учимся... жизни.



Здоровая личность

Один из первых вопросов, который задают психологи: «Что вы хотите?» Иногда коррекционная работа невозможна, пока человек не выговорится и не выплачется. Приходит один: свой бизнес, внешне все удачно, а сколько сложностей с детства тянется... Обиделся на родителей и живет с этим. А обида влечет за собой трудности в общении с противоположенным полом. Человек заявляет: «У меня все отлично, только вот здесь...» Психологи знают, что на самом деле все связано, но радуются уже тому, что человек начал осознавать свои проблемы.

У мальчика десяти лет мама умерла, а папа запил. Результат: замкнутость, сложное поведение. В ходе занятия – вспышка агрессии, крики и плач. Прорвались те чувства, которые он от себя прятал. Даже дети были поражены, сколько у него боли... Когда часть ее выплеснулась, он стал больше доверять людям.

Шестилетняя девочка имела дефект речи и «некоторые нарушения интеллектуального плана», как деликатно выражается Светлана Николаевна. Такие дети непопулярны в своей среде. Девочка любила проводить время в кабинете психолога – играла, сама себя развлекала...

– Как-то вечером она глянула в окно, – рассказывает Мешалкина, – и спрашивает: «Вы далеко живете?» Узнала, сколько мне ехать, и говорит: «Это долго. А сейчас темно и страшно. Давайте вы меня в группу отведете, а сами поедете домой». Это – сочувствие к другому человеку. Можно быть интеллектуально недостаточной, но при этом здоровой личностью.

Этой девочке повезло: ее взяла на воспитание хорошая семья из области. Девочка неплохо учится в коррекционном классе. Проблем с речью почти нет: много занималась с логопедом. А главное, она живет в любящей семье. С людьми, которые не пытаются ее переделать, «спасателями» не работают, а просто почувствовали, что вот он, их ребенок, и выращивают, как дерево или цветок.



Встреча с другим

– Дети более чутко реагируют на то, как человек к ним относится. А у взрослых столько социальных ролей, столько желания правильно себя позиционировать... Взрослые ориентируются на психолога: «А ты сама? Что ты мне покажешь?»

Встреча с другим человеком – это всегда риск. Ведь тебе могут сказать «нет». Это касается и бытового плана, и любовных отношений. Женщине понравился мужчина, показалось – вот он... А он говорит: «Нет». Тебе этот человек интересен, именно такой, какой он есть, со всеми его привычками, недостатками, «тараканами»... А он говорит: «Нет». И как быть? Здесь нельзя обижаться, но всегда есть риск потерять любимого, потому что это – не твоя собственность. 

- Кому-то посчастливиться быть рядом с человеком, у которого можно погреться, - продолжает Светлана Николаевна. – Он теплый и интересный, потому что занят внутренним поиском, желанием себя реализовать. Но если кто-то считает, что он «солнышко» и его миссия светить, он сам себя обманывает.

Вы поверите человеку, у которого болит зуб, а он улыбается? Не обязательно о своей боли плакат вывешивать, но почему не позволить себе естественных эмоций – погрустить, поплакать? Я не люблю слово «позитивный». И очень боюсь показной радости. Если человеку на самом деле хорошо, он даже сонный будет сидеть, и все равно мы поймем, что ему хорошо. А хорошая мина при плохой игре – это печально. На похоронах не смеются и не танцуют танго. Эмоции должны быть адекватны ситуации.   

Мы понимаем, что человеку вредит, и обращаемся к здоровой части личности.

Многие приходят просто потрындеть. Потом умиляются: «Ой, все, мне помогло!» Да не помогло. Может, полегчало на какое-то время, но проблема-то осталась. А есть, напротив, любители гордо уйти со словами: «И вы мне не помогли!..» И в том, и в другом случае человек просто не хочет работать над собой.



Невнимание к себе

– По статистике в объективно тяжелых жизненных ситуациях – войны, катастрофы – количество психических заболеваний уменьшается, а в период кажущейся стабильности – растет. Получается, психическое расстройство – это роскошь, которую человек не всегда может себе позволить?

Светлана Николаевна кивает:

– Когда человек занят делом, в том числе вопросами непосредственного выживания, он не надевает масок, а концентрируется на решении конкретных задач. Не секрет, что соматическими заболеваниями (простуды, воспаление легких и пр.) люди в войну практически не болеют, потому что идет мобилизация всех сил. Казалось бы, на снегу, в окопах...

– А когда все стабильно, у нас есть время копаться в себе?

– Наоборот, мы к себе не очень внимательны. А невнимание к себе – невнимание к другим. Человек не знает, кто такой он на самом деле и чего хочет. Ждет, что ему подскажут. Это страх взять ответственность на себя. Страх и лень. Корни проблемы лежат в детстве, когда за ребенка все решают родители. Кормят до того, как он проголодался. Поят из той кружки, которую выбрали сами. Не формируют навык выбора, саму потребность в выборе. Не учат, как достичь желаемого. А потом удивляются, почему сын или дочь не готовы ко взрослой жизни...



Притча

– Есть мнение, что психологу самому важно пройти личностную ориентацию, взглянуть на проблему со стороны клиента для последующего правильного восприятия.

– Совершенно верно. Учиться тире лечиться. Без личностной терапии людям антропоцентрированных профессий (медики, учителя и пр.) очень трудно эффективно работать. Наш инструмент – личность. А инструмент должен быть в порядке. Личная терапия полезна каждому, кто хочет эффективно работать и жить. Цена везде разная. Групповые занятия обычно дешевле. Индивидуальные – от тысячи и выше. Материальный вопрос стимулирует человека задуматься над тем, зачем он пришел и что хочет в итоге, а не просто развлекаться. Не может эту сумму заплатить – договоримся, какую может, но настолько дорого, чтобы человек не ленился. А бесплатное развращает.

(Четкая аргументированная позиция, с которой нельзя не согласиться. Смущает только одно: слишком уж эта финансовая стимуляция совпадает с интересами самих знатоков человеческих душ. – Прим. автора).

Напоследок Светлана Николаевна говорит:

– Я очень люблю одну притчу про Ходжу Насреддина. Как-то раз прославленного мудреца решила унизить одна женщина. Взяла в руку бабочку и говорит: «Угадай, живая она у меня или мертвая?» А про себя думает: «Скажет, что живая, – я ее раздавлю. Скажет, что мертвая, – выпущу. И в том, и в другом случае он будет опозорен».

Знаете, что ответил Ходжа Насреддин? Мудрец сказал: «ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ».


Опубликовано: Самарские известия от 22.11.2014


Поймали друг друга в Сети: история любви и преодоления http://www.proza.ru/2017/03/13/1562

Ночлежка XXI века. Чем встречают гостей хостелы. http://www.proza.ru/2017/03/01/1519

Художница Светлана Сапсай: "Они дарят розу, а думают о яблоке!.." http://www.proza.ru/2017/03/10/1040 


Рецензии