4-

Что было с Андером и Агнешкой дальше? Отдал ли он ребёнка цыганам? — заинтересованно спросила я.
Я была очень увлечена рассказом Шандора — он редко делился со мной своими историями.
— Да, отдал, ответил Шандор, задумчиво потягивая кофе. Андер с Агнешкой переехали в город. Шува дала Андеру денег и велела ему купить молочную козу и дом, на котором будет сидеть чёрный петух. Этим домом оказался трактир. Андер стал трактирщиком, они с женой выбрались из нищеты и впоследствии у них родилось ещё трое детей, как предсказывала Шува.
— Даже денег им дала? — недоверчиво переспросила я.
— Золотые дукаты.
— Невероятно... Что же было в этом ребёнке такого особенного, что Шува вмешалась в его судьбу?
— Она не вмешалась. Она Исполнила его судьбу — мягко поправил Шандор.
Этот мальчик был таэло. По вашему это... особенный, знающий человек. Он видел то, чего не видят другие.
Впоследствии он преобразил многое. Его звали Сагал. Вслед за Шувой в таборе его ласково называли Малыш.
— А Агнешка прожила свою жизнь, думая, что её первый сын умер при родах? — предположила я.
Да. Андер не сказал ей правды, чтобы её сердце, пережив печаль, дальше билось спокойно.
— Позволь задать тебе вопрос, Шандор... С Малышом-Сагалом, про которого ты рассказываешь, ты как-то связан?
Шандор оторвал затуманенный взгляд от кофейной чашки и выйдя из состояния задумчивости, произнёс: «Да, связан. Кровью. Тот Малыш был мой пра-пра-прадед... Пойдём, покажу тебе Париж».

Мы медленно шли по саду Тюильри , наслаждаясь солнцем и хорошей погодой. Время от времени Шандор разбавлял прогулку историческими подробностями из жизни древней резиденции королей. Это были весьма интересные подробности, непонятно, правдивые, или выдуманные. Например, Шандор поведал мне о том, как выглядел Филипп второй Август. Изложенное в книгах причудливо переплеталось с упоминанием разных личных привычек властвующих особ: какие блюда и вина они предпочитали, что и кому из них нравилось, в каких женщин были влюблены, а какие отношения были данью статусу и политике, их болезни, особенности, характеры, привычки...

 Обычно Шандор немногословен, но когда говорит, делает это невероятно красочно и вкусно. В его изложении монархи предстали передо мной живыми людьми — с эмоциями и сомнениями, желаниями и слабостями, живущими в переплетении страстей, интриг и далеко не всегда знающими, где лежит верное и лучшее для них.

— Шандор, ты невероятно хорошо знаешь историю Франции, это заслуживает восхищения! — воскликнула я.
—  Ничего удивительного. Ведь моя бабушка — коренная Парижанка. Она и привила мне любовь к Франции. А её мама вместе с семьёй приехала во Францию из России. Если ты не против, завтра мы можем поехать в гости к ней.
—  В гости к твоей бабушке?
— Да. Сейчас бабушка живёт... по вашему это называется... дача? У неё большая "дача". Виноградник и своя винодельня. Она будет рада встретиться с тобой.


Продолжение следует...


Рецензии