Капулети и Монтекки не было бы счастья, да несчаст

«Капулети и Монтекки»: «не было бы счастья, да несчастье помогло»
Как хотелось послушать Россини, его редко исполняемую оперу «Сорока-воровка», по мнению многих, лучшую и труднейшую для исполнителей – певцов и музыкантов. Ее увертюра была хорошо известна благодаря виниловой пластинке 1960-х – 1970-х годов. Но «свидание» не состоялось. Оперу Россини в начале февраля заменили на оперу Беллини – «Капулети и Монтекки». И я не расстроилась, ведь ее, как впрочем, и вообще музыку Винченцо Беллини, исполняют еще реже. А тут, можно сказать, просто к носу принесли – сама я, может быть, и не догадалась бы купить билет, пропустила бы, а опера стоит того, чтобы ее послушать, и желательно, не один раз.
Если сказать, что опера и ее исполнение мне понравилось, это ничего не сказать! Меня всегда восхищает энтузиазм, с которым солисты Академии молодых певцов Мариинского театра исполняют труднейшие партии композиторов-мастеров бельканто! Но 26 февраля, когда прозвучало концертное исполнение прекрасной оперы Беллини «Капулети и Монтекки», они были особенно в ударе: Регина Рустамова (Ромео), Елена Карпеш (Джульетта), Илья Селиванов (Тебальдо) и Динар Джусоев (Капеллио). Им помогал солист Мариинки Аскар Абдразаков (Лоренцо). Такого вдохновенного пения, как у Регины Рустамовой я давно не слышала в Концертном зале! И таких великолепных дуэтов, как у Елены Карпеш и Регины Рустамовой! Это было мастерское исполнение, от которого душа начинала трепетать и сопереживать молодым влюбленным, когда им угрожала вечная разлука сначала по воле родственников, а потом из-за злого рока. Особенно ярко «играл» голос исполнительницы партии Ромео. В нем была и любовь, и бравада, и отчаяние, и решимость. Именно она – Регина Рустамова – в этом спектакле была моей главной героиней. Браво! Хрустально-чистое сопрано Джульетты Елены Карпеш прекрасно дополняло меццо-сопрано Регины Рустамовой. Понравился и многообещающий легкий и сильный тенор Ильи Селиванова, который порадовал исполнением нескольких непростых арий Тебальдо, жениха Джульетты. При постоянно возникающих в театре проблемах с поиском исполнителей теноровых партий голос этого молодого певца вселяет надежду на более частые встречи в ним в оперных спектаклях, идущих на исторической и новой сценах Мариинки. Динар Джусоев уже не первый раз привлекает внимание своим сочным басом, и здесь он отличился энергичным исполнением своей суровой партии Капеллио, отца Джульетты. Очень органично вписался в компанию молодых певцов опытный солист Мариинского театра Аскар Абдразаков, спевший небольшую партию Лоренцо. Это мягкий, сочувствующий терзаниям Джульетты, персонаж, и соответственно звучит приятный голос известного певца.
Оркестр и хор – отдельная, очень радостная песня! И дирижер Федерико Санти! Трогательно-восхитительная музыка оперы Беллини, впечатляюще исполненная музыкантами, доставляла почти физическое удовольствие, вызывая не просто мурашки, а настоящие волны восхищения! А дирижер воспринимался не только музыкальным волшебником, но и явным поклонником музыки великого оперного мастера – Беллини! Даже со спины было видно, что он кожей и даже затылком реагирует на эту прекрасную музыку! Я никогда раньше не видела, чтобы у дирижера дрожали волосы в такт мельчайшим движениям чарующей мелодии! Вообще, в манере дирижирования Федерико Санти было что-то летящее и захватывающее, казалось, что его восхищение музыкой Беллини выражается в каждом движении, передается оркестру и разливается по залу. Меня всегда восхищают итальянские дирижеры, у которых на лице отражается радость и счастье, когда они исполняют великолепную итальянскую оперную классику, они не морщат лоб, не закатывают глаза, не делают зверское лицо, чтобы показать, как мучительно они «дешифруют» тайные замыслы композитора. Просто радуются музыке и возможности дирижировать ею! И деликатно, трепетно-восторженно, словно на цыпочках «входят» в партитуру, будто боясь «помешать» ее хозяину-создателю. И музыка у них звучит – заслушаешься! Так было и с оперой «Капулети и Монтекки». Заслуженная всеми исполнителями овация – убедительное тому подтверждение.
Но кроме меда, на этом спектакле было и несколько ложек дегтя, правда, не в исполнении оперы. Во-первых, часть зрителей не поняли, что произошла замена спектакля до первого антракта, потому что при входе никто, как это бывает обычно, даже не спрашивал, знает ли зритель о замене. Одни мои соседки по ряду, догадались, что слушали не Россини, только купив программку, а другие – из наших разговоров. «Это не «Сорока-воровка»? – недоуменно осведомлялись они. «Нет, и даже не Россини!» – слышали в ответ. Во-вторых, эта путаница возникала не только потому, что никаких объявлений при входе о замене спектакля не было, но и потому что зрителям катастрофически не хватало программок. Похоже, что их напечатали в каком-то минимальном количестве. Уже за 15 минут до начала их нигде нельзя было найти, ни на одном из этажей Концертного зала. Для театрала отсутствие в его руках программки – это повод для расстройства. До сих пор меня гложет досада по этому поводу. Что-то происходит с издательскими и информационными службами театра? То программок половине зрителей не хватает, то в вестибюле исторического здания театра вывешивается афиша, на которой автором оперы «Руслан и Людмила» значится Римский-Корсаков, и она висит, пока кто-то из зрителей не замечает ошибку. Что «смешалось в доме Облонских»? Хочется верить, что ничего!


Рецензии