Февралит

Февралит.

Дело было в лесу. Жили в лесу звери. Жили как обычно. Зайцы траву ели, в огородах капусту и морковку подворовывали, зимой кору деревьев и кустов грызли. Жили в норках, растили зайчат, дружили с полевыми мышами, белками и другими вегетарианцами.
Лиса промышляла мелкими грызунами, охотилась за птицами, иногда делала набеги на курятники в ближайшую деревню. Летом была облезлой и невзрачной. Зато зимой шуба ее обновлялась, становилась густой, пушистой, рыжей. Когда бежала она по белому снегу, казалось, что маленькое солнце перекатывается по сугробам. Жила Лиса тоже в норе и дружила с хищниками. Среди них самым верным другом был Волк.
Волк был мощнее и сильнее Лисы, и зубы его были куда острее и длиннее, чем у соседки. Охотился Волк за более крупными животными. Его жертвами были оленята, козлята. Случалось, что он нападал и на стадо овец. А если он был не один, а с другими волками, то их боялись и взрослые олени, и лошади.
Сильно боялись звери Волка и Лису. Как увидят кого-нибудь из них, быстрее ветра разбегаются по лесу - прячутся по норам или претворяются мертвыми. Так поступает Ежик. Свернется в колючий клубочек. Попробуй разверни его: о колючки весь нос поранишь! Лежит так Ежик, от страха ни живой, ни мертвый. Только его сердце колотится тук-тук-тук.
Однако самым сильным и страшным в лесу  является Медведь. Идет по лесу мохнатая гора, сквозь кустарник пробирается. Мнет и ломает на ходу маленькие деревья, может своими лапами и мелких зверей задавить. Заберется в малинник и поедает малину вместе с листвой. А когда захочется ему медку покушать, может и на дерево залезть. Лезет по стволу, пыхтит. Страшно белкам и птицам! Птицы шуррр и вмиг вспархивают с веток к небу. А белкам что делать? Закричат белки-мамы своим бельчатам, чтобы те затаились в дупле, а  сами распушат хвосты, оттолкнутся задними лапами от ветки и летят как самолеты на другое дерево. Сидят на дереве неподалеку и с тревогой смотрят, как Медведь  орудует. Засунет лапу в  гнездо диких пчел, а потом облизывает с нее душистый мед. Страшно на эту картину смотреть. Ветки под Медведем трещат, пчелы над Медведем летают и жужжат. А он, огромный, сидит на дереве, как стог сена.
Страшно всем зверям! Не зря его хозяином тайги называют. Как Медведь скажет, так  в лесу и будет. Немного свободнее становится зверью зимой, когда хозяин в берлоге до весны спит, особенно Волку с Лисой. Тут всякое случается. Они могут и бесчинства творить. Не думают Волк и Лиса, что весной придется им перед самим Медведем отчитываться.
Наступит весна, солнышко ярко  на синем небе  засветит, по лесу веселые ручейки зажурчат, на деревьях почки набухнут, просыпается тогда Медведь.
Так было и на этот раз. Вылез из своей берлоги Медведь после зимней спячки, пошел по лесу тощий, голодный и злой. Увидел Сороку, крикнул ей, чтобы  собрала всех лесных жителей на поляну. Полетела Сорока по лесу, затрещала как трещотка: «Внимание! Внимание! Хозяин проснулся! Через час всем собраться на поляне! Собрание будет!»
Потянулись на поляну звери. Целую зиму видели друг друга от случая к случаю! Поговорить некогда было. То от холода спасались, то от голода, то жизнь свою спасали.
Смотрят друг на друга. Кого так и не досчитываются. В стороне от всех Волк и Лиса сидят. Сами сытые, мех лоснится, а в глазах - охотничий азарт. Если бы не медведь, славно бы поохотились! Сколько еды сразу в одном месте!
Осмотрел хозяин своих подданных и произнес свою ежевесеннюю речь. Поделил между всеми районы охоты, рассмотрел жалобы, которые накопились за зиму. В конце своей речи напомнил, что на молодняка строго-настрого охота запрещена и грозно посмотрел в сторону Волка и Лисы. Те морды понурили,  а сами  прошептали: «Это уж как получится».
Так и началась весна. Перелетные птицы вернулись. Целый день в лесу птичьи пересвисты и гвалд стоит. За весной лето красное прикатило. Всем хорошо! Птицы поют, деревья листвой шелестят, высокие травы колышутся. Сытно и тепло. Молодняк подрос. Родители учат детей кто охотиться, кто летать, кто плавать.
За летом осень пришла. Деревья сменили свой зеленый наряд на желтые платья. Птицы в стаи стали собираться, готовиться к отлету в теплые края.
А тут и зима не заставила себя долго ждать. Снегу навалило! В лесу мелкие кустарники совсем спрятались в сугробах, а деревья укрылись в снеговые шубы, чтобы не замерзнуть до весны. Мороз гуляет по лесу, трещит, пробирается к каждому жителю, проверяет их на прочность.
Да, ведь, звери и птицы не просто так лето провели. Подготовились основательно к холодам. Кто шубы свои на пушистые и теплые сменил, кто хорошие запасы на зиму сделал. Но лучше всех себя чувствуют Волк с Лисой. До весны они в лесу хозяева. Берегись лесной народ! Организовали Волк и Лиса артель. Вместе охотятся, пополам добычу делят. Славно им живется: сытно. Кого бы ни увидели, вмиг догонят и задерут, даже если и сытые. Это они страх на лесных жителей нагоняют.
И то правда! Боятся зверушки из своих нор высовываться. Только голод и выгоняет их в зимний лес. Высунет на улицу мордочку Зайка из свой норки, понюхает морозный воздух. Не пахнет ли волком или лисой?  Только когда убедится в безопасности,  бежит кору объедать.
Сначала почти у всех зверей сил хватало убегать от преследователей. Однако, чем дольше зима длилась, тем труднее становилось спасать свою жизнь. А Волку с Лисой только это в радость.
Так и дожили до февраля месяца. Вроде и зима на убыль пошла, а радости у зверей становилось все меньше и меньше. Чем слабее становились лесные жители, тем сытнее жилось волку и лисе. В феврале затянуло небо тучами. Подул сильный ветер. Налетели метели. Засыпало  все тропинки.
Застрял однажды молодой Лось в сугробе почти по самую шею. Стоит в снегу, барахтается. Силы нет выбраться из снежного плена. Тут как тут к нему Волк и Лиса подбежали. Лиса тявкает, Лосю кричит, чтобы тот с жизнью прощался, но в сугроб к нему не лезть не хочет. Хитрая, она заставляет Волка самую трудную работу выполнить.
- Кум! А кум! Сбегай ка ты по- молодецки до застрявшего Лося да загрызи его. У тебя вон какие длинные и острые клыки, не то что у меня.
Посмотрел Волк на Лося. И пропала у него вдруг охота лазать по глубокому сугробу.
- Нет. Не пойду я на охоту, - ответил Волк, - нет у меня желания тоже по самое брюхо засесть в снегу.
Как ни уговаривала его хитрая Лисица, не смогла уговорить.
Через несколько дней прискакал домой Заяц, сам взбудораженный, шерстка в разные стороны торчит.
- Что сейчас со мной было! Скачу и по тропинке, а мне на встречу Волк из-за деревьев выходит. Я так и обомлел! Все, думаю, конец мне. Глаза закрыл. Хвостик поджал, съежился весь. Смерти жду. Только вдруг   кто-то меня  как пнет, вмиг я в сугробе  очутился. Открыл глаза, вижу:  Волк по тропинке дальше пошел. Это он меня, оказывается, ногой как футбольный мяч с тропы откинул, мешал я ему пройти. Чудеса какие-то! Расскажи кому, не поверят.
  Зайчиха с тревогой посмотрела на мужа и подумала: «Не к добру это!»
Вскоре в лесу только о Волке и говорили. С самого утра болтливая Сорока летала с ветки на ветку и громко рассказывала про Волка всякие чудеса. То он Лисе не стал помогать полевую Мышь ловить, то Тетерева отпустил.
Расхотелось Волку не только охотиться, а даже и у себя в логове прибирать. Сядет, бывало, на пенек около своего дома, да так до вечера и просидит. Лиса чего только ни перепробовала: и уговоры, и ругань, и лесть. Ничего не помогало. На все расспросы и просьбы он отвечал своей куме одно и то же: «Ничего я не хочу. Отстань от меня! У меня такая апатия, что и на тебя смотреть тошно!»
Лесные жители сначала обрадовались. Семьями ходили на чудного Волка смотреть. А потом в лесу тревога поселилась. Что с Волком? Уж не зараза ли какая? Отощал Волк, уже едва двигается. Только и сил хватает, что около логова сидеть, смотреть с тоской на серое небо и выть. И такая тоска в этой песне была, что все женское население леса рыдало, слушая ее!
Звери и птицы, которые посмелее, стали приносить для соседа кто орешки, кто травинки, кто хвойную веточку. Тяжело же смотреть на то, как рядом с тобой гибнет еще недавно такой сильный и молодой организм.
Возьмет Волк с совершенным безразличием в пасть кусочек коры или еще чего-нибудь из подношений, жует медленно, да в одну точку смотрит. То ли в небо, то ли в какую-то неведомую даль?! И что он там увидеть  хочет?
От такой картины Лиса совсем озверела. Кидается на всех как сумасшедшая. Только  ее лесной народ перестал бояться. Без Волка то она уже не такая опасная стала.
Как-то к вечеру прибежал проведывать Волка Белка. Принесла кедровых орешков. Только на подарки Волк даже не взглянул. Как сидел, так и остался сидеть в той же позе. Сам на Кощея бессмертного похож, кости сквозь шерсть проступают, а шерсть клочьями свисает. Уже и выть Волк перестал, сил не хватает.
Побежала Белка с дерева на дерево, стала собирать сородичей, а встречной Сороке наказала всех зверей и птиц на совет собирать .
Собрались около Волка и давай совещаться, что с ним делать.
Долго совещались, пока ни вспомнили, что в лесу мудрая Сова живет. Редко ее видели. Она все больше по ночам появляется. Решили потревожить ее. Сова жила в лесу долго, знала много.
Послали за ней делегацию. Вскоре прилетела Сова. Обошла вокруг Волка несколько раз, послушала, как дышит, велела пасть открыть, постучала по ребрам, задала несколько вопросов, потом отошла в сторонку и стала думать. И такая тишина в лесу наступила, что слышно даже, как с дальней березы снег осыпался.
Подумала-подумала Сова и сказала:
- Я знаю, что с Волком происходит и чем он болен. У него февралит!
- Что? Что? – не поняли звери.
- Февралит! – повторила Сова. – Это когда силы покидают организм, наступает апатия, жить становится неинтересно, потому что все зима и зима. В феврале солнца очень мало. Тучи небо закрыли. А в лесу и тем более солнечные лучи редко проникают. Потому и февралит наступает.
- И как же его лечить этот февралит? – интересуются звери у мудрой Совы.
- Ему голубое небо да солнышко нужны, а еще витамины, - говорит Сова.- Голубое небо мы ему не обеспечим, а вот витамины и солнышко можно организовать.
Рассказала Сова, как лечить Волка и полетела к себе в дупло дневные сны досматривать.
Организовали звери дежурство около больного. Хвои принесли, ягод калины. Стали Волка хвоей да ягодами кормить. А Лису заставили около соседа на пеньке сидеть, чтобы тот рыжее пятно видел, будто желтое солнышко. Всем известно, что оранжевый цвет настроение подымает. Красногрудые снегири вокруг волк на ветках расселись. Своими красными грудками внимание больного к себе привлекают. Кто от работы свободен, хороводы около волчьего логова водят и веселые песни поют, словно весна уже наступила. Так сообща и спасли Волка от гибели.
Всем известно, как тяжело зверью зимой. К весне приходят отощавшими, озлобленными. Видно не только Волк, но и другие звери болеют февралитом. Каждой птичке, каждому зверьку зимой помощь нужна!




Рецензии