Роза и дикая утка. Рассказы о Катрине

Сверстники Катрины не любят осень. Это время, когда с севера дуют резкие ветра, птицы улетают в теплые края, а старшие друзья уходят в место, которое называется школой. Остатки тепла скрываются так далеко, что как будто и нет его. Лето кажется призрачным сном, праздником, который остался в далеком прошлом. На города и села все чаще налетают бури со шквалом и ливнем.

Но Катрина в восторге от осени. Девочка с удовольствием играет желтыми листьями, машет пролетающим над головой птичкам и греется в жидких солнечных лучах, остывающих с каждой минутой. А птицы... Малышка знает, что они обязательно вернутся. Просто им нужно слетать на отдых. Их курорты там, где зимой тепло. Зато когда приходит весна, их собственный дом сам становится курортом.

Начинается время последнего урожая малины и винограда. А по вечерам заходящее солнышко красиво золотит синие тучи, нависшие на северной стороне неба. Ветер же вовсе не резок. Да, он силен, но ровно настолько, насколько необходимо, чтобы принести к ногам девочки все новые желтые листочки для игры.

Сегодня Рома пошел в гости к бабушке и дедушке. Разумеется, он взял с собой и сестру. Дети планируют гостить у родственников несколько дней. Это же настоящий праздник!

Настал вечер. Короткий день закончился быстро, прогорел, как спичка. Когда сумерки сменились темнотой, началась буря. Зато как уютно было сначала напиться всем вместе чаю с полезным вареньем из цветочков акации, а потом читать сказки.

На следующий день море еще шумело. Несмотря на то, что оно в пяти километрах от деревни, после шторма ясно слышно шелест каждой волны. Теплый южный ветерок раздул остатки туч на небе. Ласковое солнце пролилось на землю, как золотистое парное молоко.

Дедушка взял детишек за руки и повел гулять в сад. Бабушка тем временем стряпала пироги с айвой. Так что на обед будет настоящий пир.

— Дедуля, а почему розы такие красные и красивые? – спросила Катрина.

Дедушка никогда не говорил: «Вырастишь – узнаешь». Он всегда старался рассказать все, как есть. Вот и сейчас так же.

— Я, конечно, далек от ботаники, — начал он, — это наука о растениях. Но есть легенда о прекрасной девушке. Говорят, это было в незапамятные времена.

— А кто она? Мы ее знаем? – спросил Рома.

— Может, и да, потому что почти все дети лично знакомы с Богом и всеми Его ангелочками. А та девушка была почти богиней.

И он увлеченно рассказал, что она была влюблена. Никто не одобрял ее выбора. Поэтому однажды бедняжка решилась на побег со своим возлюбленным. И вот, когда она бежала к милому, ей пришлось пересечь поле этих самых роз. На них еще не было цветов. Это были просто колючие кустарники. И вот девушка так спешила, что исколола себе все ножки, а капли крови раскинулись на листве злого кустарника. Однако Бог был тронут любовью девушки. И, как известно, он всегда превращает поражение того, кого любит, в победу. Так и тут. Он превратил каждую капельку крови на яркий цветок.

Дети зачарованно слушали. А дедушка украдкой вытер ладонью влажные глаза. Он тоже был тронут любовью девушки. Жаль, то ли склероз, то ли просто память подводит, с улыбкой подумал он, но не все детали сказки живы в памяти. Хотя, может, не будет плохо, если он кое-то сказал от себя?

— Но вы, дети, никогда не решайтесь повторить ее подвиг. Просто тогда были другие времена. Она не могла поступить иначе. А вы всегда сможете, — сказал он.

— Хорошо, — глубокомысленно сказала Катрина. – Когда буду бежать на свидание, обязательно надену босоножки.

И вдруг они увидели птицу. Это была большая дикая утка. Она лежала прямо за кустом роз и тревожно оглядывалась.

— Она, наверное, поранилась! – сказал Рома.

— Надо ей помочь, — кивнул дедушка. – Отойдите, чтобы она не волновалась.

Когда он поднял ее на руки, она испуганно зажмурилась. А потом положила голову на дедушкино плечо, прося о помощи. Она доверила людям свою жизнь.

— Прямо под розами была! Это знак, — сказал дедушка, — легенда верна, а птичка выживет.

Они отнесли раненую уточку в тепло, перевязали крыло и накормили. Пернатая малютка выздоравливала быстро, но она тосковала по семье. Родственники уже далеко. Догонять поздно, возможно, она никогда больше их не увидит.

И дети, и бабушка с дедушкой понимали, что птица страдает. Поэтому старались баловать ее. Каждый тихонько приносил ей лучший кусочек еды, какое-нибудь лакомство. И все договорились назвать ее Розой. Утка стала отзываться.

Целую зиму она жила в семье Катиной семьи. Она была прекрасной гостьей: ни на что не жаловалась, была тихой, чуткой и умницей.

Но когда настала весна, она часто гуляла по саду и будто прислушивалась. Уже зацвели пролески, расточая сладкий аромат, когда это случилось.

В то ясное утро Катрина и Рома как раз пришли в гости к бабушке. Все сидели на веранде и пили чай, когда Роза забеспокоилась. Громко позвав своих друзей к себе во двор, птица позволила каждому погладить себя, прощаясь. А потом взвилась в воздух и стала подниматься. На фоне теплого неба Роза казалась царственно-красивой. Прикрыв глаза от солнца, все пригляделись. И увидели птичий ключ, стройно летящий с северо-запада.

— Это друзья Розы! – воскликнул Рома. – Ее семья, они сейчас встретятся.

И правда, уточка держала курс прямо к ним. Но улетела она не сразу. Поднявшись достаточно высоко, пернатая красавица сделала несколько кругов над домом и что-то прокричала на своем ангельском языке. Это, наверное, в благодарность за спасение и гостеприимство. А потом она встретилась со своими друзьями и полетела уже с ними.

Дедушка взял Катрину на руки. Он понимал, что девочке тяжело расставаться с птицей, которая уже успела стать ей лучшей подружкой. Поэтому он хотел утешить внучку:

-Не печалься, малышка, — улыбнулся он, — конечно, все птицы и звери наши лучшие друзья. Они никогда не придают. Просто Роза хочет домой. Она никогда тебя не забудет. Но ты пойми, что с семьей ей лучше.

— Я знаю, — серьезно сказала девочка, — она сказала то же самое, когда улетала.

— Вот как, — удивленно качнул головой дедушка, — Очень хорошо.

И это легко объяснить. Каждый ребенок понимает язык природы. Даже если уже говорит на простом человеческом языке. Старый еще не забыт, а новый изучен.

Катя Коршунова.
2016 год.


Рецензии