Война. Эпизоды партизанской жизни

                1

В июле 1941 года, когда стало ясно, что уйти на восток через линию фронта не удастся – слишком быстро немцы захватили территорию Белоруссии, секретарь Старосельской парторганизации Петр Петрович, пользовавшийся заслуженным авторитетом у сельчан, собрал парней, с которыми пробовал уходить, на беседу.

- Вот что, хлопцы. Уйти не удалось, остаемся здесь и будем готовиться к сопротивлению. Что надо делать в первую очередь: не показываться на глаза немцам. Собираться будем в темное время в условленном месте для обсуждения дальнейших планов работы в подполье. Надо обзавестись оружием, на первое время подойдет любое, хоть охотничьи ружья. В ближайшие дни подумайте над этим и надо, чтобы к следующей нашей встрече у каждого был ствол. Я знаю, что в окрестных лесах остались наши военнослужащие-окруженцы. Жорж, ты хорошо знаешь местность. Походи, посмотри, может с кем-нибудь встретишься, наладишь контакт.

Походив по лесам, Жорж действительно нашел группу военнослужащих и, даже, разжился у них лишней винтовкой. Предложил им наладить связь с группой Старосельских подпольщиков для дальнейших совместных действий, но они не объявились. Видимо, передислоцировались в другую местность.

Заботясь о собственной безопасности и о своих родных - матери и сестрах, Жорж вырыл подкоп из спальни дома в сад и оборудовал там убежище – землянку, замаскированную дерном, кустами смородины и малины, в которой можно было скрыться в случае появления немцев в деревне и, даже, в случае, если они сожгут дом. Еще один схрон-землянку он оборудовал в овраге густого хвойного леса недалеко от деревни. В последствии эти сооружения не раз его выручали.

Вскоре подпольщики опять встретились и доложили своему руководителю обстановку в окрестных деревнях и каким оружием кто успел обзавестись. В основном, это были охотничьи ружья и пара винтовок. Патронов было совсем мало и их надо было добывать любыми способами.

- Итак, кое-что у нас уже есть. Можно переходить к активным действиям, - подвел итог докладам Петр Петрович. – По дороге Минск – Гродно часто проезжают машины с армейским начальством. Если нам удастся обезглавить какое-нибудь армейское подразделение врага, убив его командира, это будет хорошая помощь нашим фронтовым товарищам. Предлагаю устроить засаду на Крыжавых – перекрестке шоссе с дорогой Заславль – Старое село.

Партизаны с воодушевлением поддержали это предложение: всем давно хотелось перейти к борьбе с фашистами с оружием в руках.

Под покровом темноты, соблюдая все меры предосторожности, десяток вооруженных парней лесом подошли к перекрестку и расположились на высоком откосе, откуда, как на ладони, просматривался участок шоссе. Залегли, замаскировались и стали ждать. Ближе к утру появился черный опель, в сопровождении двух мотоциклов с пулеметами в колясках, движущийся в сторону Минска.

- Огонь! – крикнул командир и партизаны, почти залпом, выпалили по машине из всех десяти стволов.

Опель съехал с дороги и завалился в кювете на бок, что не позволило пассажирам быстро из него выбраться. За эти секунды парни успели перезарядить оружие и еще раз выстрелить по машине, но тут заработали немецкие пулеметы, поливая свинцом придорожные кусты так плотно, что партизанам пришлось ползком отступить в глубь леса. Там они собрались вместе, разгоряченные боем, поздравили друг друга с первой боевой вылазкой и Петр Петрович скомандовал всем разойтись по домам и затаиться на несколько дней. Достоверно бойцы так и не узнали, кого они обстреляли и каков был результат обстрела, но следующей ночью немцы провели карательную акцию, во время которой погиб Петр Петрович и несколько подпольщиков, проживавших в Старом Селе. Жена партийного секретаря с сыном, когда немцы ломились в их дом, успели выскочить через окно в сад и убежать из села в Гаище, где Жорж укрыл их в амбаре. В ту ночь немцы ограничились карательной операцией в Старом Селе, по окрестным деревням не поехали. Скорее всего, не обошлось без предательства: слишком быстро и легко каратели «вычислили» дома партизан-подпольщиков в селе.

Из этого случая, оставшиеся в живых члены подпольной группы, проживавшие в окрестных деревнях, извлекли урок и сделали выводы, что ни одну партизанскую вылазку враги не оставят безнаказанной и что прятаться по домам в деревнях опасно: могут выдать. Надо уходить в лес. Оставшись без командира, патриоты затаились и стали искать пути присоединения к другим партизанским отрядам, возникавшим в это время по всей Белоруссии.

                Продолжение следует.


Рецензии
Восхищает стиль (без пафоса) изложения исторических героических событий в жизни наших отцов и дедов.

Геннадий Рыжаков 2   08.10.2017 20:30     Заявить о нарушении
Этот цикл - дань памяти ушедшим людям. Спасибо за прочтение. Удачных сюжетов!

Александр Георгиевич Гладкий   09.10.2017 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.