О патриотическом воспитании

Сегодня во многих школах открываются кадетские классы, создаются Центры патриотического и гражданского воспитания. И такое позитивное движение, вовлекающее в свои ряды молодежь, можно только приветствовать. Конечно, рано говорить об успехах, но то, что подростки вовлечены в полезную и важную для общества деятельность, уже есть успех. Однако, как мне кажется, задача воспитателей - наставников заключается не только в укреплении дисциплины или развитии у ребятни спортивных навыков, умения правильно промаршировать и быстро собрать-разобрать автомат Калашникова. Задача наставников в том, чтобы подтолкнуть, направить ребят верной дорогой, разбудить среди воспитанников здоровое любопытство и вовлечь их в процесс изучения истории своего края, то есть, в краеведение, а затем побудить в них желание узнать героев нашего Отечества, историю России.
     Собственно, краеведение, история Отечества, культурно-познавательный туризм должны для ребят стать не менее привлекательными, чем активно продвигаемый сегодня армейский антураж. В этом вопросе много зависит от наставников, от конкретных людей, которые занимаются с подростками. При этом, безусловно, «теория теорией», но полученные знания необходимо закреплять практически. Например, теоретическое изучение мемуаров участника Бородинского сражения Ф. Глинки можно закрепить непосредственно в процессе экскурсии на легендарное Бородинское поле. А разве ребятам не будет интересно повторить путь русского войска князя Дмитрия Донского, совершив прогулки от стен Кремля руководствуясь при этом летописным рассказом? «Страницы седой истории» для ребят откроются с непривычной для них стороны.
    А взять к примеру экскурсию в некрополь Донского монастыря? Разве не интересно прикоснуться к старине? Почувствовать себя исследователем? Вот, есть старинное надгробие героя войны 1812 года. А чем знаменит этот воин? Почему он удостоился чести быть упокоенным на монастырском некрополе? Вот она, тема для Урока Мужества! При этом, ребята самостоятельно изучают старинные документы, собирают по крупицам сведения, формируют свой рассказ об этом герое, а может быть, даже сумеют сделать видеопрезентацию для своих одноклассников. Разве же это не интересно? Тем более, что на такие презентации помимо одноклассников можно пригласить родителей (а по - хорошему, конечно надо бы организовывать совместные экскурсии вместе с родителями, которые в воспитательном процессе играют главную роль), ветеранов и пенсионеров. 
     Прошлым летом я был в полевом лагере одного известного поискового объединения. Конечно, можно приветствовать, что в этой работе участвуют ребятишки. Однако на мои вопросы о том, понимают ли они, для чего ведется поиск погибших и незахороненных солдат, ответы были слишком обобщенные. Нет, ребята говорили всё правильно, но как мне показалось, они не совсем поняли саму суть поисковой работы. Может наставники-воспитатели не объяснили толково, а может и ребятишки что-то напутали. А суть поиска заключается в том, чтобы сохранить ИМЯ солдата и достойно увековечить его в соответствии с положениями федерального закона. А на деле получается так, что останки безвестно погибшего бойца обнаружили в одной «яме», чтобы потом, пусть и в торжественной обстановке, похоронить таким же безвестным в «другой яме», тем самым лишив права на имя. «Ни петлички, ни лычки». Ничего. Вот я и подумал, неужели так сложно соорудить  в районе информационный стенд, где указать, что с такого-то по такой-то период времени здесь мужественно сражались и погибали бойцы таких-то воинских соединений, частей и подразделений? Будет по дороге проезжать человек, может остановиться, прочтет, вспомнит о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.
      Мне кажется, что сегодня подростков необходимо заинтересовать архивными исследованиями, что для них может стать интересным и увлекательным занятием. Они же все дружат с интернетом! А главное, научит их противостоять фальсификациям исторических фактов, сформирует твердую гражданскую позицию. Поясню для наглядности. Есть кинофильм «Штрафбат». Есть несколько книг о штрафниках. И в кино, и в книгах столько наворочено, что разобраться где ложь, умышленное искажение правды, а где правда - крайне сложно. Но есть масса архивных документов, дающих понимание о том, как формировались штрафроты и штрафбаты, есть Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, есть постановления НКО и ГКО довоенного и военного времени, приказы. И когда ребятишки шаг за шагом «разложат все по полочкам», во-первых они сами разберутся в этом вопросе, во-вторых, смогут сформировать объемный и достаточно полный документ по вопросу формирования и использования в годы войны штрафных рот и батальонов, что позволит избежать кривотолков в будущем.  А в – третьих, ребятишки самостоятельно развенчают «мифы» и выдумки  киношников и горе-писателей.
     Это же относится и к такому мифу, как «рассказы» о  московском народном ополчении «сражавшемся одной винтовкой на троих».  Или к многочисленным попыткам опорочить подвиг Зои Космодемьянской!
     В результате получается, что подростки, даже находясь дома, удаленным способом с использованием интернета могут результативно проводить архивные исследования документов военного времени, успешно восстанавливать имена десятков и сотен героев войны и достойно увековечивать их. Ну, и конечно, рассказывать о них своим сверстникам. Например, только в прошлом году совместными усилиями нескольких человек нам удалось восстановить из забытья имена почти 900 бойцов. Более того, местные власти в ответ на наши обращения отремонтировали три воинских братских захоронения, а один мемориал был значительно расширен за счет монтажа памятных знаков и 15 именных мемориальных плит.
    Уже в этом году удалось назвать имена погибших летчиков, чьи могилы, как и имена, затерялись от времени. И есть надежда, что в самом скором времени мы увидим их имена, написанные золотыми буквами. Разве это не есть воспитание гражданина и патриота? А в целом, в стадии перепроверки и уточнения имеются сведения в отношении нескольких тысяч бойцов и командиров.
    Безусловно, мальчишкам нравится романтика поисковой работы.  Коротать вечера у костра, слушать песни, рассказы. Но, нам, взрослым наставникам – воспитателям памятна трагедия на озере в Карелии летом прошлого года. Эта трагедия с детьми должна повысить ответственность взрослых.  И конечно, пусть запоздало, но она повлекло ужесточение на уровне законодательства требований в отношении организации отдыха детей в полевых условиях, где гарантировать строгое соблюдение распорядка дня и безопасность детей затруднительно. В лесах и болотах во множестве встречаются клещи, есть змеи, попадается боеприпасы, которым уже более 75 лет. Поисковая работа в полевых условиях на самом деле тяжелое занятие. Как  физически, так и эмоционально.
Как правило, накануне дня Победы, при открытии Вахты Памяти по телевидению часто показывают сюжеты об обнаруженных танках, как это было в прошлом году  Воронежской области. О  найденных военных самолетах, о медальонах погибших красноармейцев и установлении их имен. Для подростков эта работа овеяна романтикой, связана с героизмом, с личными достижениями, с самоутверждением в глазах сверстников. Конечно, рассказывать об этом необходимо.
    Однако по ТВ отчего-то не показывают репортажи о наказании подростков за глумление и оскорбление воинских мемориалов, А таких случаев, к сожалению, сегодня довольно много. Не рассказывают по ТВ и о братских воинских захоронениях, оставшиеся в обезлюдевших деревнях. Не рассказывают о тех, кто сегодня собственными силами пытается сохранить память о погибших! Нет сюжетов и о том, кто, как и какими средствами осуществляет благоустройство братских могил, содержит их.
     Мне кажется, в этом вопросе развития мемориально-патронажной деятельности имеется огромный простор для позабытой сегодняшними мальчишками «тимуровской» работы. К сожалению, Аркадия Гайдара и Тимура и с его командой современные подростки почти не знают. Сейчас модно стало упоминать дореволюционных скаутов.  Вот ребята, наши патриоты и смогут навести  порядок и благоустроить, подкрасить воинские памятники. В столице такие акции проводятся регулярно.
     Например, в 2015 году я стал инициатором социально ориентированного общественного проекта «Здравствуй, дед!», целью которого является именно такая работа по сохранению и благоустройству воинских памятников и братских могил. При этом, параллельно возможно проводить и благотворительный проект, направленный на помощь пожилым людям. Например, в рамках социального проекта «Вспомним погибших, поможем живым». Что тут говорить, пожилым людям сложно заменить перегоревшую электро лампочку. Сходить в непогоду в магазин.  Подремонтировать табурет или что-то сделать по хозяйству. А ребятам это под силу.
      Серьезное изучение истории Отечества, народных традиций и обрядов, героических страниц сражений целесообразно осуществлять через краеведение, познавая окружающий мир от простого к более сложному. И ребят надо вовлекать в такую деятельность, чтобы они проявляли любопытство, ставили перед собой вопросы, на которые потом сами же и пытались отыскать ответы. А взрослые наставники должны только направлять мальчишек, подсказывать им верный путь. Разве же не интересно разобраться  в том, почему князь Юрий Долгорукий посетил древнюю Москву 5 апреля 1147 года? Или в таком вопросе, что за казаки жили в древнем граде Чур, откуда они принесли на Куликово поле великому князю Димитрию Ивановичу святой образ Божией Матери Донской? А разве не интересно по летописному рассказу попробовать установить место, где в плен к басурманам попал князь Игорь? Да мало ли есть загадок в нашей истории… Ребята смогут разобраться в этом!
     И, конечно, вместе с ребятами, пройти дорогу открытий и познаний должен и их наставник-воспитатель.


Рецензии