Вот и весна пришла

    "МаЛЧАТЬ, КОГДА Я ВАС СПРАШИВАЮ!" - типичный разговор "бАльшого" начальника с подчинённым в армии ("тонкий" армейский юмор - так говорят в сухопутных войсках)

    А вот на флоте их взаимоотношения подавались в несколько ином виде:

    "ЕСЛИ ХОТИТЕ ГОВОРИТЬ СО МНОЙ, ТО СТОЙТЕ И МОЛЧИТЕ!!!" (Как видите, моряки выражаются более интеллигентно)

     МУДРАЯ ПРИТЧА как реагировать на зависть, злость и оскорбления окружающих.

     Жил-был старый мудрый самурай. У него была группа учеников и он обучал их мудрости и боевому ремеслу. Однажды во время занятий к нему зашел молодой воин, прославившийся своей неучтивостью и жестокостью.
Его излюбленной тактикой был прием провокации: он оскорблял противника, тот выходил из себя, принимал вызов, но в ярости совершал одну ошибку за другой и проигрывал бой.

     Так случилось и на этот раз: воин выкрикнул несколько оскорблений и стал наблюдать за реакцией самурая. Но тот невозмутимо продолжал вести занятие. Так повторилось несколько раз. Когда самурай никак не отреагировал и в третий раз, боец в раздражении ушел прочь.

     Ученики внимательно и с интересом наблюдали за процессом. После ухода бойца один из них не выдержал:

– Учитель, зачем вы терпели его нападки? Нужно было вызвать его на бой!

     Мудрый самурай ответил:

– Когда вам приносят подарок и вы не принимаете его, кому он принадлежит?

– Своему прежнему хозяину, – ответили ученики.

— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

                ДЕНЬ ВАРЕНЬЯ
    
   «Вот и весна пришла», - подумал во сне старик, и с этой же  мыслью он проснулся. Да,  в марте, ровно через неделю после дня Варенья его правого лётчика, у него юбилейная дата — 70 лет со дня рождения. Много это или мало? По меркам долгожителей он ещё пацан. Та же Херсонская Школа Йоги гуру Ар Сантема гласит: «Мужчина до 88 годов считается ещё юношей». А по меркам современной экологии и морали большинства людей — 70 лет — это уже
 старость, пусть не самая глубокая, но старость.

       «А сам-то ты как считаешь?» - спросил его внутренний голос.  «Тело, конечно, сдало. Нельзя сказать, чтобы оно полностью одряхлело. Каждодневные тренировки дают себя знать, но не вылечиваемая болезнь БАС, по мнению официальной медицины, всё же сделала своё разрушительное дело. За всю зиму он всего раз специально выходил на улицу , чтобы погулять и потренироваться. То, что каждую неделю они с женой Ириной ездят в парилку в баню и к целителю АББАЮ, в зачёт не идёт, т. к. два шага до такси у подъезда и 15 шагов после выхода из машины  практически никакой нагрузки не дают», - подумал старик.

    А вы представьте себе, уважаемые судари и сударыни, три месяца просидеть в квартире. Каково это?

    «Но мой дух не сломлен», - продолжал размышлять старик. «Каждодневные занятия у открытого окна на балконе с видом на Днепр, порт и корабли, тренировки на велотренажёре и орбитрке, йога и гимнастика Норбекова не дают телу закисать совсем и позволят сохранить необходимый минимум силы и координации, чтобы, когда количественные сдвиги в результате лечения у корейца перейдут в качественные, он сможет начать ходить и жить нормальной жизнью». Во всяком случае старик на это надеется, а надежда умирает последней и именно она, бывает, творит чудеса.

    Чтобы не быть голословным, приведу пример. Учёные провели эксперимент. Бросили в бочку с водой 20 мышей. Те, естественно, сначала начали по кругу плавать, а минут через 20 начали по очереди тонуть. Им, конечно, полностью утопиться не позволили и сразу вытащили, но три мыши продолжали плавать в бочке и продержались около двух часов. И вот когда они уже были готовы пойти ко дну, им в бочку бросили дощечку, на которую они тут же забрались, обсохли, а потом самостоятельно смогли выбраться из бочки.

    На следующий день эксперимент повторили. Тех же самых 20 мышей бросили в воду. И опять 17 из них через 20 минут начали по очереди тонуть, их вытащили, а три из них продолжали плавать и они продержались на воде 22 часа. Может показаться странным этот феномен, вчера смогли выдержать только два часа, а сегодня в 11 раз больше. А ничего странного в этом факте нет. Эти три мыши ждали дощечку, т. е. у них появилась надежда, что помощь всё-таки придёт, и они выживут. И именно надежда так увеличила их силы, позволив продержаться на воде такой долгий срок.

   « Ближайшая же цель на этом пути, - подумал старик — это с помощью друзей заказать и приобрести трёхколёсный велосипед для взрослых, но такой, чтобы влезал в лифт, и с его помощью начать большую часть дня проводить на улице». Благодаря этому старик надеется разработать голеностопный сустав левой ноги, который сейчас не даёт нормально ходить, т. к. там, по словам целителя, есть люфт 2-3 мм в голеностопе, устранить который может только трансплантант. Но Аббай не советует делать эту операцию — организм может не справиться с реабилитационным периодом. Поэтому — пока намечен только этот путь, а дальше - «война план покажет».

   «Да, 70 лет — это дата», - подумал старик. Прожита славная интересная жизнь, конечно, наделано много ошибок, но главное, что совесть его чиста — никогда не подличал, не подводил друзей, не «лизал зад начальству», чтобы за счёт этого сделать карьеру. Даже его три развода и четыре женитьбы не бросили на него тень, потому что никогда не был «мелочным»,  всегда и во всём поступал искренне как нормальный мужик, уходя от жён с одними лётными шмотками.
 
  Кстати, об ошибках. Одна из них — это его недавняя полемика с однокашником. Если бы он поступил так, как советует ПРИТЧА, приведённая вверху, насколько это было бы более правильным поступком. Но жизнь невозможно переписать набело. Остаётся быть последовательным и не наступать на одни и те же грабли дважды.»

   Тут старик как продолжение полемики с однокашником по училищу вспомнил про себя такую деталь, почему он считает, что имеет моральное право разбирать причины гибели своих товарищей и при этом иметь собственное суждение о происшедшем.

    «Более 50 лет я занимался эктремальными видами спорта, благодаря чему заимел кучу травм и 13 переломов. И уверяю вас, когда ходишь или лежишь в гипсе, голова ох как хорошо анализирует происшедшее и задаёт вопрос ПОЧЕМУ это произошло. Т.е. я всегда был склонен к АНАЛИЗУ.

   Полковник Никифоров , начальник кафедры "Методика лётного обучения", отметив глубину моих ответов на семинарах, предложил  взять тему ДЛЯ ДИПЛОМА, которой в академии никогда не было.

    "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЁТНОЙ РАБОТЫ"

     Я за год изучил сотни лётных происшествий, перелопатил кучу литературы, выявил ряд закономерностей и нюансов в обеспечении безопасности полётов, особенно с точки зрения психологического поведения лётчиков при возникновении ОСП (особых случаях полёта). Как небольшая составная часть моего ДИПЛОМА является мой рассказ

  "  ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ - ОБМЕН ОПЫТОМ. ЛИКБЕЗ"  (Он идёт у меня первым в рубрике "ВЫЖИВАНИЕ,,,"  -  попробуйте там что-либо оспорить - не получится , потому что это всё мой проверенный десятками лет ЛИЧНЫЙ ОПЫТ занятий экстримом

     Я не видел нигде в популярной литературе, чтобы меры по преодолению СТРАХА так были разжёваны и подкреплены примерами из жизни.

     Так вот, представьте себе - ровно за неделю до защиты диплома, когда всё отпечатано, сделаны схемы начальник Авиациооного факультета генерал Балабасёв мне утром довёл, что с Москвы пришла "Указивка", гласящая, что тема моего диплома не вписывается в профиль академии, и мне её защищать запрещают, но понимая, что новый диплом я не напишу, мне разрешают взять любой диплом предыдущего курса, который выпустился годом раньше, переделать фамилии и выдать  его за свой.

   Зато ровно в обед, в этот же день меня нашли два мужчинки, представились специалистами по Безопасности полётов из 30-го института: "Василий Васильевич, мы слышали, что Вы готовили диплом на тему "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЁТНОЙ РАБОТЫ", но Вам его запретили защищать.  А можно посмотреть материалы?"

   Я естественно дал. Мужички полистали: "Ой, да здесь много материала. А можно мы дома посмотрим? - Через три дня вернём"  Я, конечно, дал, тем более, я специально сделал диплом не секретным.  Диплом мне мужички не вернули, а мне их искать было не до того - я срочно вникал в новый диплом со стандартной темой "НАНЕСЕНИЕ УДАРА ПО АУГ СОСТАВОМ ДИВИЗИИ"

   Но через какое-то время после выпуска с акадмии меня занесло на пару дней в ПИТЕР.  Я зашёл в академию, и там уже не помню КТО, мне озвучил новость, что присутствовал на защите диссертации такого-то товарища в академии ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, и там этот товарищ слово в слово целые куски зачитывал из моего ДИПЛОМА с теми же выводами и примерами, даже фамилии ни одной не поменял.

   А я, чтобы прокатать диплом, озвучивал это на семинарах , где только мог, т.е. НАШ НАРОД ИМЕЛ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО Я ТАМ НАКАЛЯКАЛ-НАМАЛЯКАЛ. Эту новость мне сообщил или штурман Ростислав Сергеевич Демидов, с которым мы были в очень хороших отношениях, и которого в нашей ВМА схарчили, и он потом перешёл преподавать в академию ГА, или кто-то из однокашников, типа КУРБАШИ (Вити Курбанова (ПЕТЬКИ)) , кого оставили преподавателем в Военно-Морской академии города Ленинграда.

   Но честно скажу , я остался равнодушен к этой новости, вспоминал старик --- главное, что моя работа НЕ ПРОПАЛА  даром - а это уже хорошо. А то, что она не под моей фамилией --- значит тому товарищу нужнее.

   Этот случай, господа я в качестве примера привёл с одной целью --- показать, если бы в ДИПЛОМЕ были слабенькие выводы на такой беспрецендентный шаг бы не пошли, чтобы таким хитроумным способом воспользоваться моими наработками. Кстати, я там попутно ещё доказал с цифрами в руках на основе боевого опыта АДД (Авиации Дальнего Действия)  в войну и данных о готовности истребительной авиации противника летать с авианосца ночью в ПМУ, СМУ и при ночном МИНИМУМЕ.погоды такой вывод. 

   АДД практически днём не летала. Это была единственная реальная возможность снизить потери. Сейчас РЛС всё видят, но с авианосца в условиях минимума ночью готово взлететь лишь 20% экипажей. Значит МРА  (Морской Ракетоносной авиации) надо летать, в основном,  ночью, а не как у нас - числится на бумаге 50% ночного налёта, а фактически в среднем лётчики летают больше днём, чем ночью, а надо наоборот. (Север с его полярной ночью не беру в плане налёта, там свои особенности)

   Так статья моя с этими выводами была напечатана в журнале "МОРСКОЙ СБОРНИК" и редакция просила прислать продолжение, но занятость на полётах не  дали развить эту тему.

   Что касается БЗП (безопасности полётов) - На мою должность НАЧ СБП  33 ЦБП претендовало пять человек: два с ТОФ,  один с СФ, один местный Женя КАзанцев - нач ЛМО и я с БАЛТИКИ.

   Начальник 33 ЦЕНТРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ СССР генерал ГУДКОВ ЮРИЙ СЕМЁНОВИЧ на крупных учениях под руководством ГК ВМФ был у меня посредником. Ему понравилось как я командую полком и он отметил глубину разбора полётов, который я провёл после учений. В итоге, он выбрал меня.

   И я девять лет, будучи нач СБП, не даром ел свой хлеб. Мне удавалось то, чего другие инспектора БП не всегда замечали. Для примера, чтобы не быть голословным. При изучении фактического состояния БЗП в Центре я обратил внимание на большое количество ПЛП (предпосылок к лётным происшествиям) по вине ГРП (группы руководства полётами) из-за опасного сближения самолётов, хотя все РП были опытными.

   Я три смены безвылазно просидел на КДП и нашёл причину - РП поручено кроме всего прочего управление прожекторами. А что это такое? Это значит, что во время нахождения самолёта на посадочном курсе он привязан к трём обязательным командам, которые он не может отложить или дать позже:

    При подходе с-та к ДПРМ - "ПРИГОТОВИТЬСЯ ",  потом  "ДАТЬ ЛУЧ"  и во второй половине пробега "УБРАТЬ ЛУЧ" , а надо учесть , что техника летает разнотипная, те же ТУ-16 и ТУ-22м, да ещё перелёты и борты всякие приходят, то ничего удивительного, что из-за отвлечения внимания на команды прожекторам, которые РП не может отложить, он некоторые, очень важные доклады от экипажей , пропускал, отсюда и получались периодически опасные сближения самолётов в районе аэродрома.

   Даже странно, как инспектора БП (боевой подготовки), которые годами просиживали зад  на КДП, не увидели этой опасности ??? Я неделю ходил за начальником ЦЕНТРА, убеждая его, что управление прожекторами надо отдать ПРП. В конце концов убедил. Это сделали и ПЛП из-за опасного сближения самолётов прекратились.

   Так вот, господа, поначалу, пока ИА (истребительную авиацию)  от нас не отделили, на меня одного замыкалось  4 полка и две тяжёлых АЭ, летавшие на 22 типах летательных аппаратов, и девять лет я занимался только обеспечением  безопасности полётов. Т.е. я был СУГУБО УЗКИМ СПЕЦАЛИСТОМ, но который стал ПРОФИ в этом вопросе и не  потому что я вундеринд, а потому что меня жизнь заставила стать в этом вопросе ПРОФЕССИОНАЛОМ, - сделал вывод старик..

   Именно за мою работу не как лётчика-снайпера, а как начальника Службы Безопасности Полётов ( СБП), мне  присвоили звание "ЗАСЛУЖЕННОГО ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА СССР...", хотя  в Центре было очень много достойных офицеров.

   Такое длинное предисловие я затеял, - сказал себе старик, чтобы в следующий раз те, кто захочет оспорить моё право на разбор ошибок лётного состава, включая катастрофы однокашников, сначала хорошо подготовились к аргументации своих доводов, почему я не могу это по их мнению делать? Чтобы не получилось как с кашником, который бросил обвинения в «эфир», но не смог их доказать ни одним конкретным примером, - одни общие фразы. Но сразу предупреждаю - «за каждый свой базар надо отвечать, и у меня нет недостатка в желающих броситься на защиту моей чести как лётчика, офицера и писателя в том числе. Приведу для примера один  из «свежих» отзывов, хотя некоторым это не нравится, но они есть, и я их не сам придумал:
 
Написать рецензию

         «Знаете, полковник Чечель, читать это произведение начала с долей надменности. Извините, обычно мне трудно воспринимать текст сквозь стилистические и грамматические промахи.

             Но решив оставить рецензию в ответ на Ваши, продолжила и не пожалела. Вы замечательный рассказчик, делящийся не только опытом, а и знаниями-зацепками. Когда хочется после прочитанного расширить кругозор уже в интернете. Когда возвращаешься взглядом, чтобы еще раз прочитать понравившееся. А это произошло не раз.

      К примеру на этих словах зависла надолго, размышляя сквозь их призму о жизни вообще:

"...я понял, точнее, ощутил, чувства гладиаторов, которые в древности выходили на арену. Никого не интересует, что ты не хочешь сегодня сражаться и тем более умирать. У тебя нет выбора — путь только один — на арену. А дальше всё в руках Бога и твоих собственных".

    Я их занесу в сборник фраз мыслей мудрых людей. Спасибо!»

Наташа Шевченко   20.02.2017

   А вот что ответил ей полковник Чечель:

    «Наташа, единственная четвёрка, которая стоит у меня в дипломе об окончании средней школы - это по русскому языку. И к тому же я холерик, пишу всегда быстро, не думая, и не очень люблю возвращаться к написанному, чтобы проверить на предмет ошибок. Но, в общем, спасибо за замечания, постараюсь учесть на будущее. Для меня немного странно, что для знакомства со мной Вы выбрали именно это произведение? Наверное, приходилось бывать на этом острове? Хотя это не столь важно - я рад, что в Вашем лице обнаружил ещё одного интересного писателя, точнее - писательницу, на проза.ру. 

"Предлагаю дружить домами, а можно и семьями"- шутка, в которой есть доля шутки, точнее - "тонкий" армейский юмор.»

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   20.02.2017

    Вообще-то, до "Сахалина", я познакомилась с парочкой других Ваших произведений. Потому, приступая к его прочтению, уже знала Ваш стиль. Учитывая, что я из туристов-пешеходников, с "Сахалином" не прогадала.
Жаль, что у нас разные подходы к написанному. Я стараюсь перечитывать и править, чтобы читателю было приятно и понятно читать. А могли бы действительно дружить страницами :),

Наташа Шевченко   20.02.2017 

   Закончить же сей «опус» хочу поздравлением читателей с приходом Весны и заверением, что 70 лет далеко не старость. Полковнику удалось сохранить полностью юношеское восприятие жизни. Достаточно посмотреть на его улыбающуюся физиономию. Но в то же время не проходит ностальгия по полётам, и тысячу раз прав был Виктор Николаевич Сокерин, генерал и бывший Командующий ВВС Балтийского флота, когда написал такие стихи:

" ...Не проходит с годами печаль
По,оставшимся в прошлом полетах:
Жизнь подходит к концу,и-не жаль,
ЧТО Я ПРОЖИЛ ЕЁ "В САМОЛЁТАХ"...
 
Моя летная куртка,потертый ЗШ,
Кислородная маска,перчатки:
Я давно не летал,но тоскует душа,
Небо держит железною хваткой".
                (В.Н.Сокерин)

В общем, ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

П.С. "Вася, если бы я не знал автора, я бы подумал, что это пишет совсем другой человек. Ты так вырос в писательском плане! Поздравляю!
А  тебе разве в этом году исполняется 70?
Слово "беспрецедентный" пишется так, как написано. Это так для справки. Такие слова нужно писать правильно. Они придают автору авторитета!

Удачи и терпения! Продолжай творить! Отдельные фрагменты смахивают на творчество Хемингуэя.

Обнимаю!

Константин

 


Рецензии
Мне интересно читать Вас, Василий Васильевич.
Не скажу, что легко (в первую очередь по причине аббревиатур, которые не всегда расшифрованы), но увлекательно и познавательно.
Примеры яркие, доводы убедительные. И скорость бешеная.
Спасибо!

Людмила Вятская   12.04.2017 16:39     Заявить о нарушении
Людмила, Благо Дарю за отзыв. Вам тоже Удачи !!!

С уважением, ВВЧ

Полковник Чечель   12.04.2017 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.