Умершие и еще живущие... посвешается

]13. Культура[/b]

У русских принято считать, что культура, это, как «театр, который начинается с вешалки». Проще говоря, как у нас собак – помыл ли ты и вытер свои лапы после прогулки, прежде чем зайти в дом.
Мне  было примерно месяц. Уже к этому времени был приучен -  если лапы не вытерли мокрой тряпкой или не помыли в плохую погоду - я сидел  в коридоре и в комнату  не смел войти. Сижу  и жду. Сколько угодно долго - хоть час буду  сидеть. Хоть два. 

Однажды, после прогулки всей семьей, дочери  Марины был вручен поводок с поручением отвести  меня  домой и протереть лапы, пока Марина  ходила  в магазин. Приходим домой. Я сижу в  коридоре.  Слышу диалог:

- Почему пёс в коридоре?
- Не знаю!
- Ты ему лапы вытерла?
- Да!
- А почему он сидит?
- Да не знаю я!

Марина берет  полотенце-тряпку, вытираю мне лапы, я прохожу  в комнату.

Марина:
- И это ты говоришь, что лапы ему вытирала? Вруша!- Дочь берет меня за голову и шипит прямо в ухо:
-Предатель, несчастный!

Все хохочут. А мне, джентльмену, право не смешно. Причем здесь предатель, когда речь идет об элементарной культуре. Странные эти русские. Просто из ничего балаган устроили!

Марина принесла с магазина нам косточки. Угостила. Мне  с Барсиком  достались косточки с очень большими кусками мяса. Я свою сахарную косточку  с удовольствием съел. Говорю Барсику:
- Пошли гулять. - Подошел ко мне, косточка в зубах, мол, Чарлик, можно с косточкой пойду? Говорю:

- Нельзя, это не культурно! - Он меня послушался и тут же зарыл косточку в подушку, сверху утрамбовал лапами, а напоследок еще и попой по ней  попрыгал. И здесь мне не смешно, так как речь идет об элементарной культуре!

Мне смешно - другое. Попросите русского назвать часть его лица, и он скажет: «Нос!» Попросите его назвать домашнюю птицу, и это наверняка будет курица. А если вы попросите его назвать поэта, его ответ может быть только «Пушкин!»

Сказать, что русские любят Пушкина - это еще ничего не сказать. Они превозносят это имя, они этим именем клянутся. Когда кто-нибудь не делает того, что должен, его друг наверняка скажет ему с сарказмом: «Хорошо, и кто должен за тебя это сделать? Пушкин?»

Почему именно Пушкин заслужил такую всенародную любовь? Конечно, немалую роль играет то, что его произведения заучиваются наизусть русскими детьми едва ли не с рождения, каждый русский знает, что Пушкин - создатель современного русского языка. Но все-таки главное - это сама поэзия, как нельзя лучше выражающая «русский дух», романтичный, взволнованный, противоречивый. Пушкина читают те, кто хочет с помощью поэзии XIX века забыть осточертевшую ему действительность века XXI, и те, кто в строках великого мыслителя видит ответы на волнующие их  сегодня вопросы: как все титаны, Пушкин принадлежит не только своему времени, но всем временам.

Пушкин - настолько русский поэт, что за рубежом его знают мало: есть мастера, которые, как Шекспир, понятны большинству наций, и есть такие, которые разговаривают, прежде всего, со своим народом. Таков у русских Пушкин!

У русских в культурном отношении есть чем похвастаться. Помимо таких великих писателей и драматургов, как Толстой, Чехов и Достоевский, список великих русских включает композиторов (вроде Чайковского), самых сильных в мире шахматистов, танцовщиков Большого и Мариинского театров. А еще русские считают своей пьесу «Гамлет». Практически не найдешь драматического театра, который в свое время не ставил бы «Гамлета», потому что главный герой там - типичный представитель уникального русского класса интеллигентов. Как все интеллигенты, он обожает ходить туда-сюда, вопрошая, быть ему или не быть.

Не знаю, но мне кажется, что такая однобокая увлеченность русской классикой порождает неоднозначное отношение к добру и злу.

Однажды мы, возвращаясь с прогулки с Мариной. На пути нам повстречались две прелестные девчушки лет 10 на велосипедах. Увидев собаку, они слезли со своих железных коней и начали обычные в таких случаях расспросы:

-Ой, какая собака красивая! А как ее зовут? А это девочка или мальчик?". Получив исчерпывающие ответы от Марины они перешли к действиям:

- А можно ее погладить?! - и получив разрешение, принялись тискать меня. Я, в принципе, совсем не была против детских ласк. И тут одна из этих милых юных дам изрекает

-Такая шелковая и мягкая, вот бы из нее рукавички сделать! Марина  была в шоке. О себе молчу!Вот тебе и Пушкин!

На протяжении всей истории России русским писателям приходилось обучаться, как сказать что-нибудь критическое и при этом не погибнуть и не попасть в тюрьму. Период такого обучения был труден, и многие оказывались плохими учениками. Но те, кто оставался жив, были весьма искусны в  разговоре метафорами, и все понимали, что то, что говорилось, было вовсе не тем, что подразумевалось. До времен Горбачева в ходу было следующее изречение:

- Не думай; если подумал, не говори; если сказал, не записывай; если записал, не опубликовывай; если опубликовал, кайся.

После прихода гласности вы можете выражать любую, самую безумную мысль. Ну и что? «Поэт в России больше, чем поэт». Борьба творческих деятелей за выживание служила им стимулом, катализатором творчества. Любой может произвести развлекательное чтиво, но чтобы предложить миру шедевр, автор должен перенести страдания. Писатели и музыканты, художники и скульпторы мучительно ищут новые пути самовыражения. Удается это немногим. Как сказал один остроумец: «Единственное будущее у великой русской литературы - это ее блестящее прошлое».

Русские националисты могут не соглашаться, но на протяжении нескольких столетий русская художественная культура развивалась под сильным влиянием французской, а позднее английской и американской культуры. В результате появилось очень самобытное искусство, нечто, составляющее предмет законной гордости русского народа. Правда, русские художники недостаточно громко заявили о себе, чтобы их заметил Запад. Иконопись - искусство, которое просто не с чем сравнивать. Величайший иконописец Андрей Рублев работал в XIV-XV веках, потом был забыт своими соотечественниками и возвращен из забытья только в конце XIX века.

Русские иконописцы не пытались копировать природу, они стремились изобразить идеал, нечто недосягаемое для простого зрения. Икона - порт


Рецензии