Литература и театр. Заметка о взаимосвязи

Признаюсь, со школьных времен уроки литературы вызывали во мне противоречивые чувства. Одно дело, когда произведение нравилось и хотелось его изучать, думать об идее, сопереживать героям, и я «летела» на занятие с радостью, интересом и удовольствием. И совсем другое, когда просто от прочтения литературного труда клонило в сон, а размышления о сути - повергали в тоску и уныние.
Но все менялось, как только наш учитель говорил о театральной постановке какого-либо произведения. Сразу охватывали радостное оживление, энтузиазм и жадный интерес к текстам. Причем к любым, даже к тем, от которых ранее хотелось откровенно вздремнуть. Важно становилось все: речь персонажей, детали одежды, поведение, эмоции. Мы уже были не учениками и ученицами старших классов средней школы, мы являлись настоящими актерами, сотворцами искусства.
Благодаря театрализации герои произведений оживали прямо на глазах и находили отклик в наших юных сердцах. Ценность литературного творчества в восприятии зрителя и, конечно, самого исполнителя роли увеличивалась в разы. Ведь что есть театр? Это искусство эмоционального переживания. Для зрителя — это возможность прожить драматургическую ситуацию, а для актёра — ещё и воплотить это переживание, “пропустить” его через себя. Будучи однажды сыгранной, театральная постановка и ее подоснова в виде литературного произведения оставались в памяти навсегда как некое, дорогое сердцу творчество, как истинная духовная ценность.
Так особенно приятны мне школьные воспоминания о сыгранной мной Солохе из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» по Гоголю и Маши Мироновой из «Капитанской дочки» Пушкина. Никогда не забуду, как было весело, летать на метле, собирая звезды в рукав и запихивать черта в мешок. Как я сопереживала несчастьям бедной Маши Мироновой и почти влюбилась в исполнителя роли Пети Гринева.
В театральных постановках литературное творчество обретает новую жизнь. Даже малосюжетное по своему содержанию произведение захватывает зрителя и заставляет сопереживать героям.
Так, например, в Вологде 24 февраля в Домике дяди Гиляя артисты театра ТЕЗА из города Иваново давали спектакль по поэме Евгения Евтушенко «Северная надбавка». Произведение повествует о геологе Петре Щепочкине, приезжающем в отпуск на большую землю покутить, как следует, благо северная надбавка позволяет. Изрядный любитель выпить хорошо понимает возможные последствия своего пагубного увлечения, пытаясь побыстрее отдать заработанные деньги мужу своей сестры (Юрию Чернову) на новое жилье для их бедной семьи, проживающей в бараке:
«…Я - труп! - вскричал,-
Еще живой, но труп!
И рыданул:
- Зачем ты с трупом споришь!
Возьми ты десять тыщ,
потом отдашь,
Какой я щедрый!
Я валяю ваньку.
Тебе открою тайну -
я алкаш.
Моим деньгам, Чернов, ищу я няньку.
Пусть эти деньги смирно полежат,-
не то сопьюсь…»
Поэма раскрывает историческую судьбу России через характер, поступки и картины жизни простых людей из народа. В подробностях показана непритязательная, бедная, житейская быль рабочего человека того времени, при этом Чернов уверенно отвечает Щепочкину на его предложение о деньгах:
«…Мы не бедны.
У вас плохое зренье…»
Несмотря на безденежье и далеко не «безоблачные» условия жизни простой, русский человек из народа верен своим убеждениям, что, безусловно, достойно уважения, и с гордостью заявляет:
«Легко заметить нашу бедность вам,
но вы помимо этого заметьте:
всего на свете я добился сам,
и только сам всего добьюсь на свете.
Отец мой пил.
В долгу был, как в шелку.
Во мне с тех самых детских унижений
есть неприязнь к чужому кошельку
и страх любых долгов и одолжений.
Когда перед собой я ставлю цель,
не жажду я участья никакого.
Кому-то быть обязанным --
как цепь,
которой ты к чужой руке прикован».
Если говорить о театральной постановке данного произведения, то объективно, событий в поэме не так много и, казалось бы, чего же тут играть? Но артисты проявили фантазию, благодаря чему вышел замечательный спектакль, бодро и задорно повествующий о жизни того времени, характерах людей и картинах быта при минимальном числе участников (всего двое: Вадим Бочкарев исполняет роль Петра Щепочкина, Петр Лебедев - Юрия Чернова).  При этом творческая постановка была показана в непосредственной близости от зрителей, что придавало некую интерактивность происходившему действу. На глазах зрителей поэма Евгения Евтушенко «Северная надбавка» предстала в новом свете, что, безусловно, сделало ее еще интереснее.
Очевидно, что связь литературы и театра не только бесспорна, но и необходима. Если первая являет миру слово, то второй вдыхает в него новую жизнь, наделяет живыми эмоциями, что еще более приближает литературное творчество к сердцам людей и обогащает их духовно.


Рецензии
ты конечно молодец Аня, но Капитанская дочка тут яано ни причем. И - ни слова о литературной певрвооснове? Евтушнко! и про что поэма? Простых иружеников я убрадла бы, газетные слова...

Галина Щекина   02.03.2017 16:09     Заявить о нарушении
Про тружеников согласна, а по второй части не совсем поняла..Я написала, что спектакль поставлен по поэме "Северная надбавка" Евгения Евтушенко и "повествует о геологе Петре Щепочкине, приезжающем в отпуск на большую землю покутить, как следует, благо северная надбавка позволяет. Изрядный любитель выпить хорошо понимает возможные последствия своего пагубного увлечения, пытаясь побыстрее отдать заработанные деньги мужу своей сестры (Юрию Чернову) на новое жилье для их бедной семьи, проживающей в бараке" и что "поэма раскрывает историческую судьбу России через картины жизни простых тружеников. В подробностях показана непритязательная житейская быль рабочего человека того времени". Нужно подробнее подрасписать? А "Капитанская дочка" здесь просто как воспоминания юности о наших театральных постановках - хотелось раскрыть взаимосвязь литературы и театра исходя из собственного опыта...

Анна Политова   02.03.2017 16:23   Заявить о нарушении
ты все раскрыла, ноэма не про это. не про тружеников, а про годость нищеты

Галина Щекина   02.03.2017 19:45   Заявить о нарушении