Наскальные рисунки

Наскальные рисунки.
Стремление древних людей к творчеству возникло очень давно, вероятно еще во времена превращения диких особей в человека разумного. В результате чего это явление возникло, мало понятно, но уже в период раннего каменного века, человек начал создавать первые рисунки на скалах. Вначале, это были простые штрихи, или непонятные для понимания знаки и символы, процарапанные на поверхности камня или кости. Но затем древние рисунки стали более реалистичны, и на них стали угадываться контуры животных, живших на земле, в одно время с человеком. Сам собой возникает вопрос, сможет или нет современный человек, понять смысл созданных в древности изображений? Для понимания замысла древних художников, нужно видимо проанализировать развитие искусства, от его истоков до современности, ведь не секрет, что современный человек тоже продолжает заниматься творчеством, как и его далекий пещерный предок. Сперва  необходимо понять, какую информацию вложил художник в свое произведение, и только после этого можно будет узнать, для чего он его нарисовал, и какой смысл в нем заложен. В современном мире, изобразительное искусство используется очень широко, и наверное нет сфер деятельности где бы оно не применялось. Это рекламные щиты несущие определенную информацию, всевозможные поясняющие надписи, вывески, плакаты, статуи известных людей, логотипы фирм, гербы государств и еще много чего другого. Это можно назвать официальным изобразительным искусством, но кроме него, как всем известно, существует и так называемое народное творчество, когда современные люди, стремясь заявить о себе, покрывают рисунками, и надписями заборы, стены домов, подземных переходов, или просто рисуют и пишут на асфальте. Все перечисленное, кажется нам естественным фоном сопровождающим жизнь современного человека, а главное, все что мы видим вокруг почти всегда понятно для нашего понимания. Видимо такими же понятными для людей каменного века были и наскальные рисунки, так как они несли в себе необходимую древнему человеку информацию. Современному человеку, остается только понять, какой смысл закладывал художник каменного века, в каждое конкретное изображение, и сделать это не так сложно как кажется, если представить, ради чего наш предок творил. В некоторых случаях, можно даже понять ход мыслей мастера, создавшего изображение. Первым таким понятным типом рисунков, являются жанровые сцены охоты на диких животных. В предложенном рисунке нет ничего удивительного, ведь охота была основным занятием древнего человека. На изображении мы видим стадо копытных животных, бегущих навстречу охотникам. 1. Сразу становится понятно, что здесь изображена сценка облавы на животных, когда все члены племени гонят добычу на стрелков. Один из охотников замешкался, производя какие то манипуляции со своим луком. Возможно даже, что он испугался большой массы бегущих на него зверей, раз художник изобразил, тяжелые, приросшие от страха к земле ноги. Зато второй активно охотится, стреляя в животных, и даже видно, что две особи уже поражены стрелами, одна в грудь, а другая в шею. Следующий рисунок тоже является типичной жанровой сценой охоты. Правда здесь, изображен уже другой способ охоты. Если в первом случае животных гнали на охотников, то здесь изображено преследование стада. Причем видно, что вместе с людьми в преследовании добычи участвуют три собаки. 2. Две передние собаки ведут себя активно, преследуя добычу, а во т третья лежит на боку, видимо уже травмированная копытами, или рогами животных. Глядя на изображение можно сделать вывод, что здесь изображена зимняя охота, так как один из участников явно стоит на лыжах. В нижней части рисунка, видны еще четыре непонятных значка, объяснить назначение которых, в настоящее время невозможно. Конечно, авторам рисунка эти значки, наверное были понятны, и нарисованы они не просто так а имели для древних людей какой то определенный смысл. Конечно, нужно понимать, что на этих двух рисунках изображен период, когда развитие общества уже достигло значительных успехов. Люди уже изобрели лук, лыжи, приручили собак, на пустом месте создали изобразительное искусство. Следующим типом рисунков, видимо являются информационные изображения, на которых древний человек, просто рисовал живущих по соседству с ним зверей, являвшихся потенциальной добычей, на которую он охотился. 3. К информационному типу рисунков, относятся наверное такие, на которых представлены все, или большинство видов животных обитавших вокруг, но нет изображений человека охотящегося на них. Эти рисунки, наверное могли служить наглядными пособиями, при передаче знаний о животном, от старшего поколения к молодежи. Опытный охотник, на примере этих рисунков, мог показать, и объяснить молодым членам племени, где у животного находится самое уязвимое место, и куда необходимо стремиться попасть во время охоты на эту добычу. Естественно, что каждая местность, на таких информационных рисунках, имела свой, неповторимый набор животных, интересных для человека как объекты охоты. В Африке, это были одни животные, в Австралии, или Европе, совсем другие. 4. Самый главный вывод, который можно сделать на основе сказанного, это утверждать, что видимо уже в тот период, существовало обучение и подготовка молодежи к взрослой жизни. И еще одно замечание нужно сделать относительно информационных изображений. Их должны были видимо рисовать на уровне роста человека, чтобы можно было объяснить молодым охотникам, какая часть тела животного наиболее уязвима. Прежде чем обратиться к следующей категории изображений, необходимо вернуться в более далекое прошлое, где зародилась сама идея таких рисунков. Понятно, что изначально люди жили небольшими семейными группами, постоянно перемещавшимися с места на место, вслед за животными, на которых они охотились. Набор инструментов, которым люди в то время владели, был очень ограниченным. В таких условиях, успешная охота на крупных стадных животных, была для них практически невозможна, поэтому они, вероятнее всего, довольствовались в основном мелкой добычей, да сбором дико растущих трав и корений. Искусства рисовать, в то время видимо тоже еще не существовало, ведь делать это, у людей не было необходимости. Изобрести новые общественные отношения, не опираясь на предшествующий опыт было сложно, поэтому люди, вероятнее всего, на какой то стадии своего развития, просто стали копировать жизнь диких животных в стае или стаде. Видя успешную охоту стаи хищников на крупных животных, или понимая преимущества жизни в крупном стаде копытных, люди решили перенять их опыт, и стали создавать сообщества себе подобных. Таким образом, со временем, прежде разрозненные, мелкие семейные группы людей, стали объединяться в более крупные племена, что позволило им подняться на новый, более высокий уровень развития общества. У людей, как и у их диких прототипов, появились вожаки объединений, здесь конечно имеются в виду  вожди  племен. Животное, образ жизни которого скопировали люди, сразу становилось в племени священным, тотемным животным. Люди стали считать таких животных своими предками, поэтому начали называть свои объединения их именем. Так появились группы людей, называвших себя, племя быков Туров, или например быстроногих лошадей, в зависимости от того, образ жизни какого животного они переняли. Примерно в это время, видимо и появилась необходимость, как то выделить свое новое объединение людей среди других племен. Изобразительного искусства еще не существовало, поэтому самым первым, что могло возникнуть, это оставить отпечаток своей руки на скале, или стене пещеры в которой жило племя. 5. Так видимо впервые возникло представительское искусство, или желание показать, что это место уже занято. По числу ладоней отпечатанных на стене, можно подсчитать насколько большое и сильное было племя жившее здесь. Обращает на себя внимание, что среди отпечатков нет детских ладоней, а это значит, дети в данном племени, пока не вырастут, еще не считались полноценными членами общества. Если жанровые сценки охоты, или информационная живопись наносилась на стены обычно внизу, на уровне роста человека, то рисунки, призванные показать какому племени они принадлежат, рисовались значительно выше, а зачастую даже на потолке пещеры. Очень хорошим примером такой представительской живописи, может служить изображение могучего быка, нарисованного на стене пещеры. 6. Можно с большой долей вероятности утверждать, что у племени, оставившего этот рисунок, бык считался тотемным животным. Все знают, что ученым, иногда приходится применять альпинистское снаряжение, чтобы добраться до рисунка, сделанного на большой высоте, и это тоже говорит в пользу того, что для изображения тотемного животного, люди готовы были преодолевать очень значительные трудности. Если такое  изображение животного находят высоко на скале, то это может значить только одно, племя оставившее тотемное изображение, прежде контролировало всю данную территорию, считая ее своей собственностью. По мере совершенствования живописи, изображения тотемных животных тоже стали меняться. Если прежде, все взрослые члены племени, оставляли на стене отпечатки своих ладоней, то теперь нужно было изображать само тотемное животное. В результате этого, изображение зверя сильно трансформировалось. Вся внутренняя поверхность тела животного покрывалась точками, по количеству взрослых членов племени, имеющемуся на данный момент. Отпечаток своей ладони на стене, теперь имел право оставить, видимо только вождь племени, руководивший людьми. Все новые члены племени,  ставшие взрослыми после нанесения рисунка, тоже отмечались точками, но уже вокруг тела животного. Если вождь племени умирал, или переизбирался, то новый предводитель, тоже оставлял отпечаток своей руки около тотемного зверя. 7. Понятно, что совершенствование общества не ограничивалось только развитием древнего искусства, а сопровождалось еще качественными изменениями во всех сферах жизни. Совместное проживание большой массы людей, позволяло им успешнее охотиться на недоступных прежде животных. У людей появилась возможность заниматься коллективным творчеством, когда идея, возникшая в мозгу одного человека, могла обсуждаться всеми остальными членами племени. Примерно в это время, начали возникать племенные обычаи, и обряды, появилась осознанная вера в богов, что тоже моментально отобразилось, в наскальных рисунках и похоронных традициях древних людей. Главными божествами того времени конечно были, Солнце, и Мать Земля, рождающая все, что окружало наших предков. Остальные природные явления, конечно тоже видимо считались божественными, но наверное уже в меньшей степени. На рисунке 8. изображено видимо божественное Солнце, как его представляли себе люди того времени. Видно, что божество наделено чертами человеческого лица, имеет глаза, нос, рот и даже руки по сторонам головы. Самого тела на изображении нет, а от круглой головы в разные стороны идут лучи символизирующие свечение Солнца. Как выглядела у людей каменного века Мать земля, все наверное хорошо знают. Это была выточенная из камня, или кости фигурка богини, в виде тучной женщины, у которой все женские признаки, были намерено непропорционально увеличены, показывая этим ее особую плодовитость. При этом следует добавить, что черты лица, у этих древних статуэток отсутствуют. Понять это можно так, если Солнце человек видел, в виде шара напоминающего голову, поэтому и изображал его, в виде лица, то Земля, рождающая все вокруг, казалась ему огромной плоской равниной, и воспринималась им только как огромный по размеру детородный орган женщины, у которой отсутствует лицо. Обожествлялось практически все, что окружало древнего человека, и на наскальных рисунках, изображения таких божков тоже присутствуют, но понять, кого мог изобразить художник в настоящее время очень сложно. Следующей группой наскальных изображений, на которых присутствует Солнце с лучами, а так же, различные одинарные, или соединенные друг с другом спирали, можно назвать научными рисунками, в которых человек пытался осознать, как устроена природа нашего светила. Хотя, по мнению исследователей, на скале изображено следующее событие. Вот что говорят ученые по этому поводу, особенно много таких изображений находится на юге штата Невада, Аризона и Калифорния. На древних рисунках изображена космическая битва межу двумя звездами, во время которой произошло перетекание части вещества от одного светила к другому. На рисунках этот процесс выглядит как перемычка или спираль. 9. Это мнение исследователей совершенно абсурдно, ведь понимать этот рисунок, нужно совсем по другому. На скале изображено два Солнца, одно сверху и второе снизу. Рядом с ними нарисована спиральная линия, начинающаяся около нижнего светила и постепенно закручивающаяся вверх. Здесь вероятнее всего запечатлены раздумья человека над тем, как стоявшее зимой низко в небе Солнце, двигаясь по спирали, постепенно поднимается вверх к летнему солнцестоянию. Направление витков спирали закрученной по часовой стрелке показывает, что древний художник, ставя себя на место божества, изобразил именно траекторию движения Солнца по небосводу, а не мифическое перетекание вещества от одной звезды к другой. В верхнем правом углу, изображен тот же процесс, когда Солнце поднимается все выше, и выше, над горизонтом. На это указывает сам рисунок, ведь спираль начинается с нижней точки, и закручивается двигаясь вверх. Солнце для земного наблюдателя движется по часовой стрелке, то есть слева на право, на рисунке обе спирали закручены как раз в нужную сторону. Часто, на наскальных рисунках встречаются, так называемые двойные спирали  соединенные друг с другом. Цельная единая линия, раскручиваясь от центра, формирует сперва одну спираль, а затем плавно перетекает в другую, закрученную уже в обратную сторону. Исследователи трактуют такие изображения, как перетекание звездного вещества от одной звезды к другой (обычно от нейтронной звезды к Солнцу), якобы виденное людьми в древности. С таким мнением исследователей тоже невозможно согласиться, ведь здесь вероятнее всего, изображена попытка осмысления человеком годового Солнечного цикла, когда светило, двигаясь по спирали, сначала поднимается вверх, а затем происходит обратный процесс и оно опускается вниз. Обращает на себя внимание еще и такой факт, рисунки двойных спиралей, в разных частях планеты немного отличаются. Вдали от экватора, одну спираль обычно рисуют большей по размеру, а другую меньше, а это говорит о том, что год в этой местности, делился на две разных по продолжительности половины, благоприятную летом, и неблагоприятную для жизни человека зимой. И еще обращает на себя одно очень существенное  обстоятельство, часто у двойных спиралей, количество витков соответствует числу лунных месяцев в году, что говорит нам о использовании нашими предками лунного календаря при наблюдении за движением Солнца. Осмысление движения божественного Солнца по небосводу, было развито, практически у всех народов земли, считавших его своим главным божеством, и в итоге привело к созданию людьми кольцевого каменного лабиринта. Создание лабиринта, вывело человека на новый, более высокий и качественный уровень развития. Большинство древних классических лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру сооружения. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо западе Испании, и датируемые 2000 годом до нашей эры, глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в Греческом городе Пилосе, возраст которых 3000 лет, рисунки лабиринтов нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до нашей эры. Круглый в плане кольцевой лабиринт является символом Солнца, и понятно, что в нем реализованы раздумья человека над движением светила по спиральной траектории. Первым толчком, приведшим к постройке кольцевых лабиринтов, видимо послужило желание человека, измерить величину перемещения солнечной тени в течении лунного месяца. В результате, наш предок узнал, продолжительность всего года и смог вычислить день зимнего и летнего солнцестояния. Если прежде, человек мог вести кочевой образ жизни, переходя в поисках еды, с одного места на другое, то после появления лабиринта он был вынужден жить на одном месте, ведь его строительство и дальнейшая эксплуатация занимали очень продолжительное время. Понятно, что лабиринт вобрал в себя, всю совокупность предыдущих знаний, о движении Солнца, и луны, без которых, создать такую сложную конструкцию было бы просто невозможно. Зададим себе вопрос, как же строился каменный лабиринт и для чего он был нужен людям? Строительство начиналось, в день зимнего солнцестояния, когда в полдень, тень от воткнутого в центре выбранной площадки шеста достигала максимальной длины. Здесь, на землю клался первый камень внешнего кольца, и одновременно замечалось, в какой фазе находится в этот день луна. Затем, по прошествии полного лунного месяца, в том месте, где остановилась полуденная солнечная тень, клался следующий камень. Таким образом, производилась разметка всего будущего каменного лабиринта, вплоть до дня летнего солнцестояния, когда с севера на юг, выстраивалась цепочка из Камней, отмечавшая семь прошедших лунных месяцев. После этого оставалось, силами всего племени построить сам кольцевой лабиринт, беря за ориентир выставленные прежде камни. Пример точно такого сооружения, представлен на показанном выше рисунке. 10. Правда иногда, лабиринты имеют иное устройство, так на Соловецких островах, подобные сооружения имеют четырнадцать колец вместо семи, что говорит нам, о использовании строителями половины полного лунного цикла. Таким образом, человек получил в свое распоряжение, достаточно точный солнечно лунный календарь, с помощью которого можно было зафиксировать любое событие, чтобы в следующем году, определить точный день и даже время когда оно произошло. После появления подобного устройства, стало просто определить окончание неблагоприятного зимнего периода, отследить день года, когда начнется например миграция животных, нерест рыбы, созреют в лесу ягоды и орехи, или прилетят на родину с зимовки птицы. Естественно, это устройство помогало шаману вычислять, в течении всего года, дни проведения племенных обрядов и праздников, например таких, как день зимнего, и летнего солнцестояния, или обряда посвящения молодежи во взрослых членов племени. Можно с уверенностью сказать, что лабиринт кроме всего прочего, был еще священным местом ежедневного общения, шамана с божественным Солнцем, поэтому обычным людям, вход внутрь него был видимо запрещен. Оседлый образ жизни, очень скоро побудил людей заняться земледелием и скотоводством. Поэтому, имевшийся у них солнечно лунный календарь, стал устройством, позволившим экспериментальным путем, точно, и быстро определять, оптимальные сроки посадки, или сбора урожая, в том регионе, где проживало племя. Легко стало просчитать, сроки начала отела скотины, или когда ее нужно загонять в теплое помещение на зиму. Как мы видим, каменный лабиринт, был очень важным сооружением своего времени, помогавшим древнему человеку, во многих областях его повседневной жизни. Например, на Соловецких островах, некоторые каменные лабиринты расположены рядом с древними могильниками, что говорит нам о их использовании для определения даты смерти своих соплеменников и практиковавшимся ежегодном исполнении обрядов поминовения усопших. Обычно кольцевые лабиринты имеют замкнутую структуру колец, здесь же на рисунке мы видим открытый проход внутрь лабиринта. Это может свидетельствовать только о том, что в племени, построившем это сооружение, было строго запрещено перешагивать через кольца сооружения. В заключении можно констатировать, что возникшее у человека в прошлом стремление к творчеству, сохранилось до настоящего времени. Примером этого может служить даже только что прочитанный вами текст, который тоже можно назвать одним из вариантов творческого самовыражения.               
                Список использованных материалов.
1. Фото из интернета.
2. Фото из интернета.
3. Фото из интернета.
4. Фото из интернета.
5. Фото из интернета.
6. Фото из интернета.
7. Фото из интернета.
8. Фото из интернета.
9. Фото из интернета.
10. Фото из интернета.
               


Рецензии