Три зимние поездки в электричке

Век живи и век учись,
Покажи другим пример!
Опытом своим делись,
Богатый им, пенсионер!


Пушкин и Купчино. До конца прошедшего века эти районы Питера кратчайшим путём (напрямую) сообщались только по железной дороге. В самом начале наступившего столетия эти населённые пункты связала автомобильная дорога, проложенная от Дунайского проспекта в районе станции метро «Купчино», как продолжение Витебского проспекта через Шушары до Петербургского шоссе на окраине Пушкина. В этот же период времени была построена детская железная дорога в том же направлении. В настоящее время пробивают тоннель к Шушарам для создания там станции метро. Таким образом транспортное сообщение между Питером и пригородами в южном направлении с каждым годом становится всё более интенсивным.
Относительная близость упомянутых районов предопределила решение проблемы обеспечения жильём жителей Пушкина, Павловска и окрестных мест в последние десятилетия прошлого века, когда жилищное строительство в Купчино получило максимальный размах. Именно эти люди в основном стали новосёлами только что построенных квартир в новом для них районе. Поэтому не удивительно — почему в настоящее время так много пассажиров следует по этому маршруту в обоих направлениях, особенно в выходные и праздничные дни в электричках и автобусах, навещая родственников и старых друзей, разлучённых в результате решения жилищной проблемы. Многочисленные такие совместные поездки, ставшие постоянными,  сблизили ранее незнакомых пассажиров.
Вот и в эти первые месяцы наступившего года, когда дни отдыха в изобилии и такие поездки были особенно часты, встречи попутчиков происходили одна за другой с небольшим перерывом, во время которых люди смогли поговорить о многом и обсудить различные проблемы.
Обычно первоначально завязывался диалог со знакомым попутчиком ещё на железнодорожной платформе, а уже в вагоне к ним присоединялись рядом сидящие пассажиры. Увлёкшись разговором эта компания не замечала как электричка прибывала в их пункт назначения. Послушать такую беседу, не говоря уже о том, чтобы участвовать в ней, было весьма интересно. Вот одна из них.
- Знаете, - с удивлением восклицала дама в меховом манто, - даже в праздники эти южане не устают ходить по квартирам, предлагая какие-то вещи или продукты. Уж так надоели эти торгаши!
- Их можно понять, - откликнулся бородатый мужчина, - жить на что-то надо. А если на работу никак не устроиться, то любой заработок - это первая необходимость. Кстати, под словом южанин какую вы представляете национальность?
- Я думаю, это был дагестанец. - Ответила дама.
- Уважаемая, такой национальности не существует. - Возразил её сосед справа. - Республика Дагестан получила своё название от словосочетания даг -  гора и стан - страна, то есть страна гор, а в ней живут люди разных национальностей: аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, лезгины и другие народности.
- Вы совершенно правы, - поддержал его бородатый мужчина, - это также относится и к Америке, которую ошибочно населяют людьми также несуществующей национальности - американец, а это слово подразумевает совокупность людей различных национальностей, съехавших со всего света: итальянцев, англичан, французов, немцев, русских, других народов, включая коренных жителей - аборигенов, то есть индейцев.
  - В данном случае, - продолжил тему сосед справа, - континент Америка получил название от имени одного его первооткрывателя Америго Веспуччи.
- Господа, вы ушли слишком далеко - аж до Америки. - Заволновался сосед слева дамы в манто и заговорил с ней. - С продавцами южной национальности, которых вы упомянули, я поддерживаю отношения с величайшей осторожностью, боюсь, как бы они не всучили некачественный товар.
- А я уверен, что проблема качества, особенно продуктов питания, в настоящее время существует повсеместно независимо от того, частная это торговля в крупных фирменных магазинах, а также выполняемая разносчиками мелкого товара, или в государственной сфере, в том числе в универсамах. - Продолжил разговор бородач. - Разве покупатель может быть в чём-то уверен и спокоен за своё здоровье, когда фактически отменили все периодические проверки предприятий, производящих различный товар, в том числе продукты питания. Этого ни в коем случае нельзя было делать в отношении предприятий, снабжающих торговлю продовольствием. Отмена таких проверок привела к частым и поголовным отравлениям, особенно в детских учреждениях, не говоря уже о различных предприятиях. А трагедия в Иркутске, где скончалось около 80 человек от употребления спиртных напитков!
В следующей поездке как-то само собой подобралась компания более пожилых пассажиров и в основном женщин. Одна из них, укутанная в шаль, раздражённо начала разговор:
- Вот уже восемь часов утра, а тракторные бульдозеры никак не закончат очистку территории от снега. Мешают пешеходам, которые опасаются попасть под их колёса.
- А вы помните, в 50-е годы уже в четыре часа утра дворники приступали к работе. - Торопливо продолжила тему женщина в вязанной шапочке. - Иногда просыпаешься в такую рань от скрежета и шарканья их лопат и мётел, а также от шума поливальных машин. К шести часам утра город полностью приведён в порядок — чистый и ухоженный. Сейчас же, складывается мнение, что большинство работников жилищно-коммунального хозяйства заняты в основном ликвидацией коммунальных аварий, как будто бы таких происшествий раньше почти не было или мы их не замечали.
- Ты права, - поддержала её сидевшая напротив дама в берете, - моя соседка по квартире, старушка лет под девяносто, каждый день молится,  чтобы, не дай бог, какая-нибудь труба не лопнула в нашей системе отопления даже в такие слабые морозы, и не пришлось бы ей мёрзнуть. Безусловно, и в прошлые советские годы случались коммунальные аварии, но они считались мелочью по сравнению с продовольственными проблемами. Вот мы с вами, жившие в то время, ещё помним как измывались над покупателями тогдашние работники продовольственных магазинов, когда они выбрасывали на пустующие прилавки незначительное количество продуктов. Люди вынуждены были буквально силою овладевать ими, чтобы хоть что-то принести домой семье. А работники советской торговли наслаждались, глядя на подобное противоборство между покупателями, которое они сами устроили.
- В данной ситуации, - прервала даму женщина в шали, - в меньшей степени виноваты работники магазинов, в которые поставка продуктов была весьма ограничена. Дефицит продовольствия жёстко ощущался по всей стране, достигшей глобальной проблемы, которая началась ещё в 70-е годы, постепенно возрастала в 80-е и достигшая максимума в 90-е годы. Такое положение в стране с обеспечением продовольствием получило название гримасы советской торговли. Вот за эти гримасы поплатился своей жизнью директор московского елисеевского магазина, которого высшее руководство страны пожертвовало в качестве козла отпущения.
- Но разве не виноваты в подобном беспределе наряду с высокими должностными лицами, которых вы упоминаете, рядовые продавцы магазинов? - Возразила женщина в вязанной шапочке. - Сколько угодно таких случаев было. Например, в задних пристройках Екатерининского дворца в Пушкине одно время в 1970-х годах существовал небольшой продовольственный магазинчик. Однажды я зашла туда из любопытства. Вслед за мной последовала молодая семейная пара, которая весьма обрадовалась, увидев в продаже мясо свинины, и попросила взвесить кусок с наименьшей долей сала. Продавщица средних лет отрезала от туши шмат чистого сала, не смотря на то, что на ней преобладало мясо, и стала взвешивать. Покупатели отчаянно напоминали свою просьбу, но дама за прилавком, не слушая их, продолжала взвешивать чистое сало. Обиженные молодые люди повернулись и направились к выходу. Возмущённая продавщица сопровождала их отборной руганью на грани мата. Или другой случай произошедший в известном пушкинском магазине под названием Густерина в те же годы. Молодой человек покупал колбасу. Это был студент сельхозинститута, расположенного в этом городе. Я преподавала в этом ВУЗе и студент был мне знаком. Продавщица вместо того, чтобы отрезать кусок колбасы, как это полагается, собрала в кучу обрезки, взвесила, завернула в бумагу и протянула парню как милостыню, чем очень обидела человека. У него на глазах выступили слёзы. Он уже ранее оплатил покупку, а стипендия студенческая была в то время довольно маленькая, но от отказался от этого подаяния и, ничего не сказав, направился к выходу. Вслед ему неслись оскорбления продавщицы.
- Да, таких случаев в то время было предостаточно. - Произнесла дама в берете. - Я помню заметку, опубликованную в пушкинской районной газете «Вперёд», в которой сообщалось, что в одном овощном магазине его уборщица повадилась изымать для себя из отсортированных трёхкилограммовых упаковок с картофелем самые крупные клубни, невзирая на недовольство и возмущение покупателей.
Другая поездка состоялась на следующий день после очередного праздника. Вероятно поэтому вспоминали торжества многолетней давности. Компания подобралась в основном из стариков-мужчин и одной женщины. Вначале пожилой мужчина поделился своими воспоминаниями:
- На улице Коминтерна в Пушкине, сейчас она называется Оранжерейной, существовал вечерний ресторан, а днём он был обычной столовой. Однажды мы с друзьями с большим трудом пробились в этот ресторан. В те годы в подобные заведения в вечернее время вообще трудно было попасть. Посидели там как следует, выпили — закусили. Одному из нас необходимо было срочно отбыть куда-то. Он подозвал официантку, заплатил полностью за весь заказ и удалился. Через некоторое время и мы решили покинуть ресторан. Но тут подскочила официантка и потребовала рассчитаться с нею за выпитое и съеденное, несмотря на наши возражение и возмущение, что она принуждает нас дважды оплачивать один и тот же заказ. Официантка была непреклонна, заявив, что сдаст за неповиновение в милицию. Подвыпившим посетителям трудно спорить с обнаглевшей дамой, а связываться с милицией весьма опасно было в те годы. Вот нам и пришлось под такой угрозой вновь раскошелиться.
- Действительно, так и происходило, - согласился с товарищем его пожилой сосед справа, - частенько работники торговли и общественного питания пользовались моментом, когда клиент был нетрезв, стремясь его обчистить. Однажды и мы с другом ощутимо пострадали от подобного беспредела, покупая в ларьке, находящемся в Александровском парке Пушкина, продукты и напитки для продолжения отдыха на свежем воздухе. На следующий день, протрезвев, мы решили попытаться хоть в какой-то мере  возместить убытки, а заодно проучить обидчицу. Подъехали к ларьку на велосипедах, поставили их незаметно в кустах сзади от него. Я сел на ближайшую скамейку вне обзора из ларька, а приятель стал вести переговоры с продавщицей, надеясь, что она не запомнила его после вчерашнего общения. Первоначально, согласно нашему плану, он попросил пару бутылок пива, заверяя, что он употребит их на месте, поэтому за тару платить не следует. В некоторых ларьках такое разрешалось, но эта дама заартачилась, что нарушало выполнение вступительной части нашего плана — обмануть её не заплатив за тару. Всего двенадцать копеек составляла цена каждой бутылки. Приятель уговаривал женщину довольно долго. Кроме него покупателей не было. Он упрекал её в чёрствости, бездушии, несознательности в чём угодно, хотя мы сами предполагали не заплатив за товар быстро смыться на велосипедах восвояси. Вероятно, продавщица или запомнила покупателя, или действительно была такой недоверчивой, но стояла непреклонно на своём - платите за тару. А тут ещё вдруг появились какие-то контролирующие работники парка, которые подошли к приятелю и спросили его, чьи это велосипеды стоят, спрятанные сзади ларька. Тот или не подумав, или в горячке спора выпалил: «Да, это мои!», и этим сорвал весь наш план в самом начале. Продавщицу последние слова друга привели в ярость — она поняла, что этот тип стремился её объегорить. Работники же парка, со своей стороны, хотели применить штрафные санкции. Как мы выкарабкались из этой ситуации - я даже не хочу вспоминать.
- А я расскажу случай, произошедший лично со мной. - Предложил сосед слева от первого собеседника. - Перед одним из праздников в продовольственном магазине закупил порядочно продуктов, заполнив ими весьма объёмистый портфель, а затем посетил пушкинский пивной бар «Янтарь». Небольшой его гардеробчик находился напротив окна. Поставив портфель с продуктами на подоконник, я начал раздеваться. В это время какие-то парни устроили потасовку между окном и гардеробом, препятствуя наблюдению за портфелем, а когда потасовка завершилась, и парни удалились, то моего портфеля на подоконнике не оказалось — он исчез. Вот таким путём под прикрытием толпы похитили мои праздничные продукты. Хорошо, что в этот день я не закупил спиртное. Поиск пропажи по горячим следам не увенчался успехом. Пришлось на следующий день повторить визит в магазин.
- Уважаемые мужчины! - Вдруг подала голос единственная в компании женщина лет 70 - 75. - Вы рассказали свои прошлые похождения, мне же запомнились от того ушедшего времени - это очереди, очереди, многочисленные, громадные очереди. Занимать место одновременно в двух и более очередях - эта привычка сохранилась у некоторых граждан от того советского периода, когда свирепствовал страшный, тотальный дефицит всего и во всём. Некоторые ушлые субъекты специально занимались стоянием  в нескольких очередях, чтобы добыть значительно больше товара, превышающего их потребности, а затем спекулировать, перепродавая его втридорога. Но эти люди спекулировали в розницу, а были те, кто занимался этим занятием оптом. Они в очередях не стояли, а доставали товар в большом количестве через обширные связи прямо со складов или из солидных торговых предприятий. Жизнь очень жестоко нас научила — не забывать, помнить старые ошибки, чтобы не повторить их в дальнейшем. К урокам того прошлого мы не должны быть равнодушны. А.П.Чехов утверждает в повести «Скучная история»: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть!»


Март 2017 года


Рецензии