Бабушка эссе

Бабушка
(эссе)
Я опять проснулась от боли в плечевом суставе. Повернулась и так и этак, нет, этот артроз не дает мне покоя и сон убежал. Вставать в три часа ночи не хотелось…совсем уж рано. Решила полежать в темноте, может все-таки  сон вернется. В голову полезли разные жизненные мысли. Почему-то вспомнилось голодное детство. Когда мне было 5 лет, мы жили вместе с бабушкой. Сестра старше меня на 10лет и брат на 4года. Хочется сразу признаться, бабушка меня не любила. Брат и сестра у мамы от первого мужа, а я- от второго, за которого она вышла  замуж без согласия бабушки. В этом и была вся моя вина. 1947 год выдался на Украине голодным и поэтому мне все время хотелось есть.
Едва сходил снег и весеннее солнце прогревало землю, мы ходили на картофельное поле, расположенное недалеко от аэродрома и собирали мерзлый картофель, который остался из-за непригодности. Мы же пускали его в дело: мыли и запекали, разложив на чугунной плите. Эти деликатесы шутя называли « тошнотиками»  Промышляли и на мельнице, где  осуществляли отжим семечек подсолнуха на масло. Если повезет на доброго вахтера, то выносил по кусочку «макухи»-  это жмых после переработки семечек с шелухой,а мы были рады этому лакомству. А если вахтер давал горсточку зернышек от семечек, мы же скакали от радости и с удовольствием их жевали. При этом очень тщательно,  чтобы как можно дольше не исчезало  послевкусие.
И от этого удовольствия сами - собой закрывались глаза. Затем довольные бежали домой, надеясь, что дома будет что покушать. Баба Шура (так звали мою бабку) часто ходила на рынок,  и вот однажды обменяла какие-то вещи на пакет муки. Завела тесто на пирожки и предупредила нас, что эти пирожки – на продажу. Потом она купит побольше муки и снова будет жарить  пирожки. Так и будем выживать.
Сестры дома не оказалось, она была где-то в деревне. Брат Петя убежал на улицу с пирожком, хотя был уже вечер, а вот мне  баба Шура  пирожка не дала. А пирожки так вкусно пахли. И глотала я от обиды слюни вместе со слезами, зная, что просить пирожки у бабки было бесполезно, все равно не даст. Время  ложиться спать, а пирожковы запах  меня манит и манит…Встав с постели я пошла на кухню. Бабка спросила меня куда я иду. Я ответила,-  на кухню воды попить. И не удержалась, попив воды, схватила пирожок и бегом в кровать. Пирожок положила под матрас и жду, когда бабка уснет. И только  бабка захрапела, как я достала пирожок и откусив кусочек, принялась жевать. Но то ли челюсти громко щелкали, то ли я от удовольствия цмакала, и вдруг… бабка спросила:
-«Лидка ты спишь?»
Отвечаю: «Сплю бабушка». Конечно же, сразу был включен свет, а я объявлена преступницей и воровкой. И как результат, -поставлена в угол, коленями на кукурузу.
 Послеэтой экзекуции мне не только не хотелось воровать пирожки, но даже их есть. И вообще я есть боялась,  потому, что  было сказано: - Чтоб ты сдохла, глядишь  одним ртом станет меньше.
Шло время, а я все больше  наливалась опухолью от голода,  пока в один из дней не упала. Меня забрали в больницу, а потом по заявлению соседей отправили в детский дом. Но пробыла там я недолго. Ближе к осени наконец-то приехала мама и забрала меня обратно. Бабки к этому времени уже не было и я была окутана маминой заботой.
В этом же году (1948) мама привела меня в школу №23 г.Днепродзержинска, записав в первый класс. Школа находилась недалеко от нашего места проживания (ул.Коммунарная дом3 кв.9) Я с большим удовольствием пошла в школу, только уж очень  хотелось иметь такой же портфель, как у моей подружки Лариски. Но, несмотря ни на что, пошла в школу с сумкой, сшитой мамой из мешковины. Занятия в школе пришлись по душе и я была старательной ученицей.
И вот однажды, за несколько дней до нового года,во время урока, дверь в класс отворилась и вошли две женщины. Они о чем-то переговорили с учительницей, имя и отчество не помню, кажется Наталья Васильевна, и она объявила: « Лида Свинаренко подойди к доске».
Я растерялась и вышла. И какая же была для меня радость, когда мне объявили, что детский дом поздравляет меня с Новым годом и дарит в подарок портфель и ботинки. Я прижала портфель к груди и запрыгала от счастья. А по щекам катились крупные слезы. Сбылась моя заветная мечта! Портфель был настоящий, коричневый, с замками. Он стал таким желанным и любимым, лучше чем у Лариски. Я целовала его от счастья, а потом принялась мерить ботинки, не выпуская из рук портфель. Обув с горем пополам ботинки, снова открыла портфель и сложила туда все свои принадлежности (ручки, тетради, книги, чернильницу и др.) И тут же решила бежать домой, чтобы поделиться своим счастьем с мамой.
-«Лида, ты куда?» - спросила учительница.
- «К маме. Хочу ей показать подарки» - ответила я.
-« Но ведь уроки еще не закончились, надо соблюдать дисциплину» -сказала учительница.  И это было правильно.
За окном светало. Поворочавшись, я все- таки решила вставать. Поставила чай, накрыла стол. Завтрак получился очень ранним, но сам процесс заварки чая и обсасывания карамельки  добавляли мне некоторое счастье бытия.
 Я  пенсионерка и мне некуда торопиться. Дети и внуки спят в своем доме, который находится недалеко, а потом они меня навестят. У них другое детство, и нет тех проблем, которые были в нашей семье, в те далекие послевоенные годы. Разве только приболел внучок. Но у него есть заботливые родители, и конечно же я.


Рецензии