Заведующий Терещенко и его школа



    Год 1912 запомнился новороссийцам небывалыми бурями. В ночь с 10 на 11 апреля в городе разыгрался сильный Норд-Ост. Он пронёсся над городом словно смерч, срывая вывески с лавок и магазинов, раскрывая черепичные кровли домов, выкорчёвывая с корнем деревья. В бухте потерпели аварию пять больших парусных судов, разбушевавшийся ветер и буря на море выбросили их на берег. Ободранные избитые штормом корпуса которых неестественно расположились на берегу в районе каботажной и карантинной пристани, привлекая к себе любопытные обывательские толпы и стайки вездесущих городских мальчишек.
    «Главная улица в городе была завалена сорванными вывесками, обломками балконов, черепицей, выкорчеванными деревьями. На улицах города было подобрано 2 человека убитых и 13 раненых, из которых 2 умерло» - сообщала городская пресса [23].
    Зима 1912/1913года только начиналась, но уже первые ураганные ветры натворили много бед и обыватели не понаслышке знающие о чудовищной силе и продолжительности «боры» спешили запастись дровами, керосином и углём. Зимние норд-осты жестоко трепали город, пронизывая его ледяными ветрами. В новом здании ремесленной школы, построенном из камня, были светлые просторные классы, к тому же хорошо сделанное местное отопление позволяло заниматься и в холодную погоду.
    В один из зимних ветреных дней, 13 декабря 1912 года городская Дума собралась на очередное и последнее в этом году заседание, начавшееся в восемь часов вечера. Первым вопросом было заслушано «о выдаче ремесленному училищу пособия в 400 рублей».  Заведующий ремесленной школой Терещенко обратился в городскую Управу с "отношением" следующего содержания:
    «Прилагая при сём штат вверенной мне школы и общий список учеников, из коего видно, что в настоящее время в школе 150 человек, а по штату должно быть не более 100. Имею честь уведомить Управу, что такое превышение нормы мною за свой страх и риск, так как на обучение, материал, и инструменты для этих 50-ти учеников школа ни одной копейки не от кого не получает. Превышение же предельной нормы побудило сделать желание, как можно меньшему числу отказывать в приёме. А число желающих с каждым годом всё увеличивается. Так, например, в минувшем году было подано 68 прошений, а в этом году явилось 89, из них приняты 61, а 28 отказано за неимением мест. Все кандидаты окончили новороссийские народные школы.
    Видя как дети городской бедноты, после окончания школы, пополняют кадры уличной армии и, принимая во внимание сильный спрос местных заводов и мастерских на окончивших ремесленную школу, мною приняты все меры, чтобы двери школы как можно шире открывать для поступающих; но приём каждого лишнего ученика сопряжён не только с лишним местом в классе и мастерских, но с расходом на станки, инструменты и материалы на что далеко не хватает отпускаемых и зарабатываемых школою средств.
    На содержание школы как видно из прилагаемого штата, отпускается 6 060 рублей, а расходуется 14 000 рублей в год. Хотя школа и приблизилась к жизни своей постановкой учебного дела и считается лучшей на Кавказе, но ещё не достаточно оборудована станками и инструментом.
    Так, например, в столярной мастерской, на один верстак приходится ставить 2-х учащихся и давать один комплект инструментов для работ, а в слесарной на один токарный станок приходится 9 учеников, тогда как для нормального обучения и хода работы на каждых 2-х учеников положен один токарный станок.
    Кроме этого необеспеченность и переполнение учащимися школы мешает возможности иметь достаточное количество преподавателей, что отражается на учебном процессе. На основании вышеизложенного и полагая, что развитие ремесленного образования, как самого жизненного и не чем не заменимого для народных масс, для города не менее, если не более важного, чем развитие общеобразовательных, имею честь просить ходатайства Управы перед Думой об отпуске на материалы и инструменты на 50 человек, 400 рублей считая на ученика по 8 рублей ».
    Городская Управа «ничего не имея против выдачи единовременного пособия школе в размере 400 рублей, не может не указать, что таковую выдачу из пособия текущего года сделать затруднительно». Отношение рассмотрела училищная комиссия Думы, которая высказалась за выдачу пособия школе. Но финансовые возможности городского бюджета не позволяли это сделать в последние дни уходящего года. Поэтому Городская Дума единогласно постановила просимое пособие в 400 рублей включить в смету 1913 года. [24].
    Один листочек бумаги, а как много можно узнать нового неизвестного ранее. Как много рассказал нам этот документ о тогдашней жизни нашего первого профессионального городского учебного заведения.
    Прекрасный руководитель и талантливый организатор, заведующий Терещенко смог организовать не только высокоэффективный учебный процесс, но и производственную деятельность училища на высоком уровне. Тем самым, поднимая престиж ремесленной школы. Уже в те дореволюционные годы эта школа так и не ставшая училищем считалась лучшим из профессиональных учебных заведений Кавказского учебного Округа.
    И труды заведующего, как опытного работника в области профессионального образования, не остались не замеченными. Постановлением Думы от 22 декабря 1911 года, заведующий школой получал добавочное жалование в размере 240 рублей.
    В лучшую на Северном Кавказе новороссийскую низшую ремесленную школу желающих поступить учиться было гораздо больше, чем учебных мест. Хотя школа развивалась и расширялась с каждым годом, но удовлетворить всех желающих не могла. Терещенко, возглавляя школу с момента её основания, вкладывал всю свою душу в дела и заботы «вверенного ему учебного заведения» и как прекрасный педагог, добивался постоянного улучшения обучения и бытовых условий школы. Он поддерживал тесные отношения с Мастерскими Управления работ новороссийского порта, с начальником работ новороссийского порта инженером М. Курелёнком, с производителем работ в порту инженером А.В Жарским, с железнодорожными мастерскими Владикавказской железной дороги. Школа получала и выполняла заказы порта и железной дороги, где ученики проходили практику. Ремесленная школа в эти годы постепенно превращается в самостоятельное предприятие, наряду, с обучением выполняются различные виды работ по механической, кузнечной, слесарной, а также литейной специальностям. Многие городские, даже крупные предприятия, пользовались услугами ремесленной школы, отдавая заказы на изготовление различных деталей из металла именно ей.
    Таким образом, Терещенко не только воспитывал у учеников ответственность за выполненную работу, но и зарабатывал деньги, которые направлял на развитие школы.
    Передо мной лежат два письма, написанные в 1912 году заведующим низшей ремесленной школой. Оба адресованы господину начальнику Управления работ новороссийского порта.
    « Вх № 385 получено 26. 1. 1912 г.

    Глубокоуважаемый
    Александр Алексеевич !
    От всей души благодарю Вас за Ваше содействие перед Отделом Торговых Портов о передаче в дар вверенной мне школе чугунного и железного лома мастерской Управления, чем окажете школе весьма существенную поддержку для удовлетворения ея учебных и материальных нужд.
    Ваше такое живое отношение к нуждам вверенной мне школы, позволяет мне обратиться к Вам ещё с одной просьбой.
    Дело вот в чём:
    Одна из технических контор в Новороссийске обратилась в школу с заказом для земле-черпалки «Каслор». Не найдёт ли возможным вверенное Вам Правление делать такие заказы, как разного рода чугунное и медное литьё, а также работы по механической и кузнечной специальности непосредственно школе, что удешевит заказ и сократит срок выполнения.
    Что - же касается до характера и размера работ, какие школа может выполнить, то при решении этого вопроса прошу принять не только силы и оборудование школы, но и оборудование Новороссийских мастерских Владикавказской железной дороги.
    Приношу лучшие мои пожелания и прошу принять заверения в искреннем моём к Вам уважении и глубокой благодарности.
    Терещенко»[25].
    [;IMG]

    Во втором письме заведующий Терещенко пишет.

    Получено 6 .2 . 1912 г. № 11.
    « Господину Начальнику работ Новороссийского Порта.
    Не откажите разрешить взять на несколько дней для нужд вверенной мне школы «для раскатки труб котла, городского парового катка» из портовой мастерской раскатку для дымогарных труб. Потерянные ролики раскатки будут изготовлены в школе, и она будет возвращена в полной исправности.
    [;IMG] Заведующий Терещенко»[26].
    Так в 1913 году школа выполнила 432 заказа на сумму 11 140 рублей 91 копейку. Заработанные школой деньги, трижды превышали средства от годового казённого содержания школы, тратились они на оплату учителей, на приобретение инструментов и материалов и на другие хозяйственные нужды. К тому же выполнение заказов прививало практические навыки и нарабатывало опыт учеников по своим специальностям, что было крайне важно и полезно.
    Ремесленная школа, не отказывалась не от какой работы и многие сохранившиеся счета нам сейчас расскажут об этом.
    «…Счёт Новороссийской ремесленной школы, Управлению работ Новороссийского порта, марта 22 дня 1914 года.
    Извещение № 227. Изготовление новых гужей для 2-х водолазных манишек. Шт. 2 по 8 рублей ……. 16 рублей.
    Следует получить, заведующий школой Терещенко.
    Квитанция № 167. получено от главного Управления работ Новороссийского порта за исправление водолазной манишки по счёту от 10 марта за № 24 ……. 16 рублей. 10 мая получил Терещенко»[27].
    «…Счёт № 51 Новороссийской ремесленной школы, Управлению работ Новороссийского порта, мая 11, 1914 года. Для ремонта железнодорожных путей по словесному соглашению, извещение №281. Изготовлено и отпущено по накладной от 27 марта за № 56, тяга железная, 1 шт., 3 пуда 15 фунтов по цене 3 рубля 20 копеек.
    10 рублей 80 коп.
    Получил сполна зав школой  Терещенко»[28].
    В 1913 году силами школы:
    «Вокруг городского сада построена железобетонная ограда в стиле «Модерн», работу по изготовлению железных частей, произвело Ремесленное училище, набивка цементных фундаментов произведена хозяйственным способом. Стоимость ограды выразилась в 3227 рублей»[29].
    Но этих денег не хватало.
    Терещенко вынужден был обращаться в Городскую думу с различными просьбами, такими как построить в школе столовую, устроить ёлку для учеников и другими. Он пишет письма гласным с просьбами не отказать. Ничто не обходилось без живого участия директора школы. Сохранившиеся документы, письма, отчёты, расписки, написанные его рукой, помогают нам заглянуть в историю города, помогают увидеть через столетия жизнь, дела и заботы первого городского профессионального училища и его руководителя.
    Школа выполняла различные работы и благодаря своему заведующему была тесно связана с такими техническими предприятиями города как железнодорожные мастерские и мастерские порта. Причём отношения с этими предприятиями были настолько хорошие что за неимением каких либо инструментов или приспособлений школа обращалась за таковыми к последним и никогда не получала отказа.
    В школе самым многочисленным и популярным отделением было слесарное, и подавляющее количество учеников училось на слесарей. Из 171 учащегося в 1913 году, 106 воспитанников выбрали эту профессию.
    Острую нужду в хорошо подготовленных слесарному делу рабочих испытывали железнодорожные мастерские. Ремесленная школа стала именно тем учебным заведением, которое их поставляло. Поддерживая тесные контакты со школой, железнодорожные мастерские заранее готовили себе рабочие кадры. Многие ученики, получившие хорошую производственную практику в железнодорожных мастерских, здесь же и оставались работать.


Рецензии
Весьма интересное исследование частной истории.Возможно, это часть чего-то целого? Но если это самостоятельное произведение, то фраза :"Один листочек бумаги, а как много можно узнать нового неизвестного ранее", по мне,должна была быть где-то вначале...
С уважением,

Татьяна Ларионова   13.12.2019 19:35     Заявить о нарушении