Почему мотыльки летят на огонь

Влада Ладная
ПОЧЕМУ МОТЫЛЬКИ ЛЕТЯТ НА ОГОНЬ

Спектакль «Гиганты горы» по пьесе Луиджи Пиранделло в театре Петра Фоменко.
Это притча о тайнах творчества, о лабиринтах подсознания таланта.
Актёры катаются с детских горок. Декорация похожа то ли на вешалку, то ли на орудие пытки.
Детали: детский чепчик на взрослом; дырявый зонтик, как пульт управления, включающий зал; канцелярские счёты  ещё царских времён.
Вой сирены, переходящий в музыку, расстроенную и тревожную.
Смешение театра, цирка, гимнастического зала, магии теней, кукольного представления.
Система  Станиславского, античный театр – жертвоприношение в честь богов, комедия дель арте, клоунада, комиксы.
Героиню-актрису выкатывают на сцену в тележке для товаров из супермаркета. Символ пронзительный: люди искусства – лишь товар в современном мире.
Декорация уже похожа на иероглиф. Она пытается сказать нам что-то на своём зашифрованном наречии.
Верёвки, которые оказываются детскими скакалками, а скакалки превращаются в морские  волны, в них тонет тот, кто служит искусству.
Музыка свербит, как тяжело заживающая рана.
В полу открывается окно в преисподнюю. Или это пруд подо льдом?
Представление всё больше походит на шараду, на ярмарочный  аттракцион, на Диснейленд, в котором за детским озорством скрыты тайны мироздания.
Марионетки-люди летают  на нитях в дыму. Колесо – одновременно и рулевое, и точильное, и орудие палача.
Уборщица старательно отмывает пятна света на полу.
Так обыватель стремится уничтожить искусство, потому что оно представляется ему грязью.
Сверху обрушиваются  театральные костюмы, словно повешенные.
Муж и жена связаны верёвкой. Где выход из любви?
Куклы то бродят, как призраки, то струятся, как водопад, то ловят героев, словно тенета.
«Правда снов реальнее нас самих», - звучит со сцены.
Люди и куклы сменяют друг друга, как карты, которые умело тасуют.
Мужчина танцует в балетной пачке.
Меж двух кругов света –на полу и на стене – персонажи всё больше похожи на механизмы в музыкальной шкатулке. Но вместо мелодии – скрежет точильного камня.
Для кого точат лезвие?
Главная героиня погибает, провалившись в прореху мироздания. Её и в вечность увозят в тележке для товаров из супермаркета, как просроченную колбасу.
И всё заканчивается полётом светляка.
Фосфоресцирующий мотылёк – это же он, человек искусства, который светит обычным людям.
Пьеса о том, что же выбрать? Уйти жить в идеальный мир, во флоберовскую  «башню из слоновой кости» - или служить людям, хотя это погубит творческого человека?
И таланты выбирают служение людям.
Почему?
Что заставляет таланты сгорать ради блага глубоко равнодушных к ним людей?
Что заставляет мотыльков лететь на огонь?..


Рецензии
А может они сгорают не ради блага людей, а ради самовыражения, без которого не могут жить?

Вячеслав Новичков   19.08.2017 14:01     Заявить о нарушении
Самовыражение тоже может работать на благо людей.

Влада Ладная   19.08.2017 19:45   Заявить о нарушении