Булково

Мой отец, Костя Бутылин с мамой, 1912 год.

(Из повести "Прости, родная").

Наша семья, покинув собственный дом в Титово, переехали и поселились на хуторе Булково, Солнечногорского района, года за три до начала Великой Отечественной войны.

Две липовые и две березовые аллеи, старый двухэтажный, деревянный дом, сделанный из толстых, протесанных с двух сторон, и обработанных рубанками бревен, помогали сделать предположение, что ранее, скорее всего, до революции, там проживали состоятельные люди.

Березовые аллеи к тому времени (1941-59) были уже старые, и лет им было по 150-200. Это говорит о том, что в Булково жители появились в годах 1730-1750 г.

Я узнал, что первым владельцем был поручик Фёдор Иванович Страмоухов. Межевая от 7 июля 1770 года. План составил Бирюлёв в 1863 году, при пополнении архива по межевой книге.
Ситуация нанесена с уездного плана. Душ в Сельце 9. Это Сельцо имеет долгую историю и отмечено на карте Шуберта от 1860г...

Метров сто вниз по течению нашей речушки, ещё сохранились высокие насыпи, вплотную примыкавших к ручью, и говорили о том, что здесь когда-то сооружалась плотина, которая впоследствии была размыта весенними половодьями...

Жить в большом доме, из-за его ветхости, было невозможно, поэтому для проживания там построили простой, одноэтажный, рубленый дом, с большим двором для подсобного хозяйства.

Глава семьи, Константин Васильевич, перед войной работал председателем колхоза, в деревне Титово, Дмитровского района. Покинул он председательский пост по собственному желанию, или уволился по другим обстоятельствам - сведения не сохранились.

Достоверно известно лишь то, что переехав на новое место жительство, вместе с семьей, он отлично вписался в лесную обстановку, обзавёлся домашней скотиной, пчелами и стал жить в лесной сторожке, работая объездчиком в лесхозе.

Это обстоятельство, скорее всего, говорит о том, что он уволился из колхоза по собственному желанию, заблаговременно присмотрев это место, он договорился о работе и переезде на хутор, с лесничим Рединского лесхоза, С.Д.Поляковым.

А сомнение у меня возникло, что он покинул пост председателя колхоза самостоятельно, лишь из-за того, что по более поздним временам, советского и настоящего прошлого, с начальственными постами, по своему усмотрению, не расставались.

Видимо, отец был исключением из правил, и жизнь, вдали от «цивилизации», в тишине лесной глухомани, казалась, для него и его семьи, более привлекательной и спокойной.

На возвышенности, с вершины которой начинаются четыре притока речки Лутосни, впадающей в реку Сестра, откуда берёт начало и река Клязьма, находился этот хутор.

В пяти километрах от него стояла деревня Кочергино, а в трёх – Путятино. На таком же расстоянии от нас, там, где раньше на огромном поле, располагалась дер. Селиваново, оставался единственный домик, в котором проживала семья Волковых…

…Об этом хуторе следует упомянуть особенно, потому что он имеет непосредственное отношение к нашей семье.
Дело в том, что до революции деревня Селиваново, была большим населенным пунктом и принадлежала она, как и соседняя дер. Стегарево,  Быкову Василию Петровичу. В каком звании пребывал Василий Петрович, пока неизвестно, а вот его отец, Пётр Афанасьевич Быков, состоял в должности надворного советника.

 А этот чин в табеле о рангах, соответствует армейскому подполковнику, или казачьему войсковому старшине. Родственница у них Хлопова (жена, мать, бабушка, неизвестно). Но совместно они владели ещё и селом Никольским и деревней Рекино, вблизи города Солнечногорска.

Вот у Быкова Василия Петровича и работала горничной молодая и красивая девушка, по имени Мария Бутылина. Отношения у них с хозяином складывались очень хорошие, а потом переросли в более близкие. Результатом этого и было появление на свет, в 1909 году моего отца, Константина Васильевича Бутылина.  Замуж за своего хозяина, по каким-то соображениям, она не пошла, хотя он, по рассказам самой бабушки, предлагал ей стать его супругой.

Бабушка настояла на увольнении и переехала в Москву, где в 1909 году у нее родился сын, которого назвали Константином. Помещик оказался добропорядочным человеком: помог ей приобрести квартиру и выдал приличную сумму денег на проживание.

Поддерживали они потом отношения или нет - история умалчивает, а спросить уже не у кого – все ушли из жизни; кто по старости лет, а кого унесла война, или, связанные с ранениями болезни. А когда они ещё были живы то нас, молодых, история семьи мало интересовала, да и не модно было афишировать своё происхождение, связанное с враждебным, по тем временам, классом…


Рецензии