Грудное вскармливание и независимость

В Монтессори подходе не приветствуется грудное вскармливание дольше необходимого для ребёнка времени. Давайте позволим детям быть собой, быть разными, другим - быть другими.
Сразу оговорюсь, что не намерена спорить, пусть каждая мама чувствует своим сердцем, что именно хорошо для её малыша и сама решает. Но, буду рада, если некоторые важные, на мой взгляд, доводы и многолетние наблюдения будут полезны, кому то помогут снять лишнюю тревогу и чувство вины или неполноценности, неидеальности.

Грудное вскармливание связано с формированием у ребёнка привязанности, доверия, а так же с самостоятельностью и независимостью. Важен баланс и того, и другого.

Ребёнок растёт здоровым, если чувствует, что он принят и любим.
Самые простые обыденные вещи, сделанные с любовью и уважением - кормление, смена подгузника и одежды, обтирание, купание, поглаживание, нежное прикосновение, нежный тихий разговор - это проявление любви и заботы, а главное - помощь ребёнку на пути к обретению независимости и самостоятельности, на пути к себе.

С момента рождения младенец совершенно физически беспомощен, хотя в нём заложен практически безграничный потенциал и у него огромные потребности! Это кажется, что он только ест и спит, - развитие же его идёт с неописуемой скоростью. Всё самое  важное происходит "внутри". Самая лучшая "подготовленная среда" - это конечно же мама. И секрет воспитания совершенно независимого счастливого ребёнка - полностью посвятить себя ему первые месяцы его жизни.

Чувствуя любовь, заботу и нежность, ребёнок начинает доверять жизни, своему окружению. В первые три часа жизни у новорожденного открывается человеческая способность любить. Доверие - один из самых важных моментов первых дней и месяцев жизни малыша. Формируется привязанность, которая очень важна для нормального развития ребёнка. Чем сильнее привязанность в младенчестве, тем более своевременно и легко ребёнок отделяется, становится независимым и самостоятельным. И самую сильную позитивную привязанность формирует кормление грудью. Материнское молоко уникально, содержит в себе информацию обо всём мироздании, идеальное сочетание всего необходимого для питания и гармоничного развития малыша. И самая острая необходимость в нём - первые полгода жизни. Поэтому, если получилось кормить грудью первые шесть месяцев, уже очень хорошо.

Возможность сразу же после родов приложить новорожденного к груди очень благотворна и для матери. Пока плацента растёт и функционирует в матке, гормоны блокируют выработку молока. Сосание запускает процесс сокращения матки, отходит плацента, но психика роженицы получает сигнал - то, что покинуло твоё тело, не утрачено! Кормление восстанавливает единство матери и младенца как на психологическом, так и на физическом уровне. Послеродовая депрессия вовсе не обязательна.

Иногда спрашивают - когда лучше прекратить кормление грудью?
Лучше всего, чтобы ребёнок сам, когда будет готов и перестанет естественным образом нуждаться в грудном молоке, отказался от него и перешел на твердую пищу, имея возможность её пробовать, постепенно изучая. Но это происходит своевременно тогда, когда ребёнок растет здоровым, гармоничным, а грудь выполняет только свою прямую функцию. И когда отсутствует принуждение или искусственно созданная ситуация.

Первый большой шаг на пути к независимости - начало прикорма. Если ребёнок сам начинает тянуться к маминой еде после пяти месяцев, уже можно пробовать. Хорошо, когда складывается начать прикорм в шесть месяцев (особенно если уже пошли зубы - это важный показатель развития), до семи - так как в районе семи месяцев ребёнок обнаруживает, что вещи можно кидать. Если это совпадет с началом прикорма, наложится, возможно малыша будет трудно отучить бросаться едой.
Поначалу прикорм не еда, а новый сенсорный опыт. В Монтессори подходе в качестве прикорма предлагается пища очень маленькими кусочками, которые малыш может сам брать пальчиками, рассматривать, разминать и пробовать - банан, вареные овощи...Не более одного нового продукта за один раз, разнообразие вводится постепенно. Если уже позже дается хлеб, то лучше бездрожжевой (ещё лучше - домашний, без добавок), чтобы не вызвать ненужного брожения.
При этом, обычно, ребёнка уже можно присаживать, но важно - не на колени, а напротив. В этом уже есть момент отпускания, самостоятельности. Это уже совсем другой уровень общения - два любящих человека смотрят друг другу в глаза! Ведь приём пищи процесс очень социальный, и у маленьких детей тоже!

Ещё один важный момент независимости и обретение свободы передвижения - ползание! Для развития координации и слаженности работы полушарий мозга важно, чтобы четыре-пять месяцев ребёнок ползал.
Около года ребёнок начинает ходить - кто-то позже, кто-то чуть раньше. Здесь важен не возраст, а своевременность - естественная готовность и возможность это делать - готов мозг, нервы, мышцы, позвоночник, стопы. И чтобы ребёнка не торопили, не водили в ходунках и, наоборот, не придерживали, постоянно держа в слинге. Очень важно, чтобы на полу было достаточно свободного безопасного места, было чисто.
Примерно в это же время, около года, здоровый ребёнок готов физически, физиологически и психологически перейти полностью на твёрдую пищу - в желудке уже вырабатывается соляная кислота и есть все необходимые ферменты, которые действуют в соответствующей кислой среде. ЖКТ претерпевает значительные изменения, помогая ребёнку подготовиться к следующему важному естественному этапу отделения от мамы.
Случаев так  называемого "самоотлучения" от груди предостаточно. Оставляя грудь, ребёнок  спокоен и  уверен в отношениях с мамой, остаётся под её защитой, удовлетворённый качеством внимания, которое ему дают. По опыту - часто это второй "Монтессори" ребёнок  в семье. У родителей уже есть навыки и необходимые знания, дети растут в атмосфере принятия и любви, порядка, и у них дома есть всё необходимое для деятельности  по возрасту. А  старший ребёнок, который продолжает заниматься уже в среде для детей 3-6 лет, помогает даже самим своим позитивным настроем. То, что дети сами грудь не оставляют - не соответствует действительности.

К сожалению, чаще не ребёнок, а именно мама не готова к отделению. Даже подсознательно, не желая его отпускать, она тормозит естественное развитие малыша. Мамины образы и убеждения очень сильно влияют на ребёнка.
Использование груди, как самой скорой постоянной "утешительной" помощи, как разрешение любых спорных и сложных ситуаций - не целевое и создает у ребёнка определенную зависимость. Часто, желая своему малышу физического здоровья, мама упускает из виду, что он не всегда будет маленьким. Ребёнок - человек, которому нужно расти, нужно чтобы этапы отделения и обретения независимости шли своевременно, естественным образом, и в то же время - индивидуально.

Продолжительное кормление грудью - до 2-3 лет и более многие считают сейчас очень полезным для здоровья, для иммунитета. Но иммунитет активно формируется в два последние месяца беременности и при полноценном получении молозива в первые 3-5 дней жизни ребёнка. Для здоровья и жизнеспособности ребёнка так же важно, чтобы пуповину не перерезали при родах хотя бы до того момента, пока она не перестанет пульсировать. А после года - полутора и в вопросе иммунитета ребёнку тоже важна уже самостоятельность, чтобы его организм справлялся, так как он к этому готов.

Чаще всего, если ребёнок не хочет оставлять грудь после года - полутора, то из-за недостатка доверия к жизни, а то  и из-за сформировавшейся зависимости, когда грудь ему предлагалась мамой постоянно, как только он начинал хныкать или беспокоиться, стукался, капризничал, нервничал, то есть гораздо чаще, чем он был действительно голоден. Можно сказать, что он заедал стресс (что собственно многие и продолжают делать затем уже взрослыми). А ведь любовь и внимание, заботу, участие можно проявлять разными способами.
Это важно чувствовать сердцем, интуитивно -  в каких ситуациях необходима именно грудь, а в каких другое проявление любви и участия.

Некоторые мамы вообще не спешат с прикормом, им удобно кормить только грудью, поэтому ребёнок может и не подозревать о такой возможности, не имея необходимого опыта приёма твердой пищи.
"Грешат" этим многие современные слинго-мамы, слишком  буквально понимающие утверждение, что  ребёнок везде  может находиться с мамой. Может, но  по своим  возможностям и потребностям. Когда же мама ведёт слишком активный образ жизни - постоянно ездит на фестивали, ходит на встречи, мероприятия, на различные занятия для взрослых, практически дома времени и не проводит, а ребёнок, которому ещё всего несколько месяцев или уже три и более лет, в слинге, везде  с ней - это  проявление незнания и эгоизм. Для ребёнка такие нагрузки чрезмерны. И спит в слинге он много "не от хорошей жизни". Ему нужен покой,  пространство любви дома, направленное на него с любовью внимание близких. До полугода - только узкий круг семьи, до года уже круг семьи, включающий  родственников. Только  после годика он готов  выдержать нагрузки поездки на море, на фестиваль, где много  посторонних людей и нужно  будет жить не дома. При таком вышеописанном гиперактивном образе жизни, конечно же, маме  удобнее кормить только  грудью.

Когда ребёнок плачет, молодая мама может растеряться, не знать что ей делать. По какому бы поводу ребёнок не плакал, он скорее всего примет грудь, как утешение. Но какой посыл он получает? Обижен ты или тебе больно, нервничаешь или скучаешь, хочешь внимания - поешь и всё пройдет. А значение пищи и так переоценивается в нашей жизни. Ведь, во многих случаях, все эти потребности ребёнка можно с любовью и вниманием удовлетворить и без груди.
Ещё одной причиной может быть недостаточное доверие к жизни, неуверенность в прочности связи с мамой, страх отпустить её. Это бывает, когда мама без предупреждения оставляла ребёнка с кем то другим, когда ребёнок попадал в больницу и маму выставляли за дверь во время процедур, когда в опыте ребёнка есть какая либо ситуация, которую он воспринял как предательство или угрозу потери матери, да  и просто когда ему не хватало внимания, тепла и любви.

Вы скажете - а что такого, пусть продолжает сосать грудь.
Если это ваше материнское решение, конечно, пусть продолжает. Хорошо только, если оно осознанное, основано на знаниях и это именно то, что нужно вашему ребёнку.  Всё индивидуально! Однако, многие мамы борются со своими детьми, с их естественными потребностями - перекармливая, заставляя принимать грудь, лишая опыта приема твёрдой пищи просто потому, что сейчас долго кормить грудью очень популярно (исторически так сложилось, "весы" просто качнулись в сторону другой крайности). И, если ребёнок после девяти месяцев отказывается от грудного вскармливания, мамы могут очень расстраиваться, считают, что у них что то ненормально, придумывают проблемы.
Дело в том, что тонкие психологические искажения, связанные с задержкой отделения, имеют отдаленные последствия, значительно влияющие на характер и вообще на всю жизнь человека.
Если посмотреть на это с точки зрения целостного развития, думая о ребёнке, как о будущем взрослом, то самое подходящее время для естественного перехода на твердую пищу в среднем - около годика - полутора.
Это связано с тем, что пока ребёнок находится на грудном вскармливании, его эмоции, восприятие, понимание своих потребностей, желания продолжают сильно зависеть от мамы и полноценно, автономно не развиваются. Страдает так же самостоятельность и независимость, уверенность в себе, идет определенное влияние на формирование характера, что особенно заметно затем у мальчиков.

Опыт показывает, что детки, которые сами в районе года - полутора оставили грудь, развиты и позитивны, уверены в себе, спокойны и самостоятельны. Они уверены в своей связи, в отношениях с мамой, растут в атмосфере любви  и принятия, чувствуют защищенность, доверяют и именно поэтому не боятся маму отпустить.

Вообще, хотелось бы сделать акцент не на длительности грудного вскармливания, а на качестве этого сокровенного действа. Если качество полноценное, то вопрос о длительности отпадает сам собой, ребёнок это сам решает. Именно это видится самым главным.

Грудное кормление - глубоко интимный процесс. Место для кормления нужно уединённое, тихое, с неярким светом, удобное, постоянное. Важно, чтобы у мамы не уставала спина.
Когда мы кормим грудью - мы прежде всего питаем Любовью, направляем на малыша все наше внимание, заботу, нежность и занимаемся только ребёнком.
С близкими хорошо договориться сразу же - когда я кормлю, пожалуйста, никаких телефонов, никаких вопросов, никаких других дел - всё подождёт.
Если женщина спокойна и позитивна, умеет сохранять благотворную расслабленность - она всё успевает, все складывается успешно и вовремя как бы само собой. Как говорится - "всё в голове".
Ещё до зачатия необходимо научиться расслабляться, снимать стресс и поддерживать равновесие, спокойствие в любой жизненной ситуации, так как состояние мамы очень важно для ребёнка. От чрезмерных переживаний, как известно, и молоко может пропасть.
Важно сразу же после рождения ребёнка приложить к груди, кожа к коже, рождение - самый большой стресс за всю жизнь человека (включая смерть). Именно  это прикладывание и запускает гормонально выработку у мамы молока.

Важно помнить, что даже когда своего молока по каким то причинам нет и мы кормим из бутылочки, мы делаем это так же нежно и с Любовью, не занимаясь никакими другими делами, как если бы мы кормили грудью.
(Отвлекусь - многие мамы, у которых по разным причинам нет своего молока, которые родили семимесячных деток, которым делали кесарево, так впадают в чувство вины и неполноценности, что отравляют жизнь себе и своему ребёнку. Вина всегда притягивает наказание. В Монтессори подходе вина вообще не рассматривается - есть причина и есть следствие. И причина часто сокрыта от нашего внешнего сознания. Может быть ребёнку необходимо получить именно этот опыт. Если мама принимает ситуацию, принимает ребёнка со всей своей любовью таким каким он к ней пришёл, что бы ни случилось, происходят чудеса, и за несколько первых дней жизни порой снимаются самые тяжелые диагнозы - мол, ошиблись врачи.)
А когда кормим из бутылочки, так же держим на руках, так же отдаем ребёнку всё наше внимание в это время. И не забываем, что не только нужное количество молока имеет значение для насыщения, а и удовлетворение жизненно важного сосательного рефлекса. Если дырочка в соске большая - молоко попадает в желудок быстро, но ребёнок не успевает насосаться - он остается психологически "голодным", просит ещё и, в итоге, будет  перекормлен и наберёт лишний вес, который мешает двигаться и развиваться.

Если мама во время грудного вскармливания смотрит телевизор, сидит за компьютером, разговаривает по телефону, красит ногти или чистит картошку (есть такие фото в интернете) - то есть занимается другими делами, то тогда она может кормить хоть до пяти, хоть до шести... хоть до восемнадцати, увы проблем не избежать. К сожалению, именно в грудном возрасте при таких обстоятельствах у человека закладывается постоянное ощущение "недостатка внимания", которое сохраняется затем и во взрослой жизни. А ещё, вы слышали о том, насколько важна информация, которую даже мы, взрослые люди, получаем - "поглощаем" во время приёма пищи?
Если же кормить грудью с любовью и вниманием, не отвлекаясь, в позитивном состоянии, в хорошем настроении, в ребёнке закладывается позитивное, оптимистичное отношение к жизни. В дальнейшем он всегда найдет выход из любой жизненной ситуации, так как знает, что решение есть, что мир это такое место, где есть все необходимое для счастливой жизни, где любят, где хорошо, где есть вся необходимая помощь и душевное тепло общения. Так через грудное вскармливание закладывается "базовое доверие" к жизни.

В начале кормления ребёнок утоляет первый голод, а затем начинает рассматривать маму, трогать её. Кормление это и первая социализация. Ребёнок и мать полноценно вместе, они наслаждаются общением друг с другом и жизнью, моментом "здесь и сейчас". Для ребёнка это удовольствие от ситуации, от запаха матери, от прикосновения, от заботы и ласки, от ещё внутриутробно знакомого и родного биения сердца матери, от тепла и нежности её рук, удовлетворенность, радость... Именно в этом возрасте раскрывается способность человека быть полно удовлетворенным жизнью и получать радость от общения. Если же мамино внимание во время кормления направлено на что-то другое, ребёнок остаётся "на втором месте" и чувствует это.

Немаловажно, что активное и полноценное (не по три-пять минут) сосание груди развивает лицевые кости и формируется пространство для роста зубов. Сейчас часто встречается такая проблема - челюсти недоразвиты и зубы просто не помещаются, они начинают расти один над другим и их приходится удалять уже в подростковом возрасте. А в организме нет ничего лишнего, человеческое тело идеально по своей изначальной природе.

Сосание груди также форма активного участия ребёнка в жизни, где требуется приложение его личных усилий. Маме важно не вкладывать грудь в рот. Коснулся щечкой, почувствовал запах - сработал поисковый рефлекс и ребёнок сам взял сосок. Очень важно, чтобы младенец активно брал грудь, когда он бодрствует, когда голоден и чтобы сосал до полного насыщения, до выпускания соска и блаженной улыбки, до полного расслабления всего тела. Ребёнок имеет право самостоятельно контролировать этот процесс и свои границы с внешним миром (и рот, как одно из отверстий и контакт). Иначе в дальнейшем возможны трудности с ощущением и защитой своих границ, с самообладанием. Мы грудь предлагаем, а не "запихиваем" в рот ребёнка. Принудительное кормление - это насилие.

Есть мнение, что ребёнка нельзя держать у груди более 5-20 минут или около того, якобы будут трещины. На самом деле, трещины образуются от неправильного прикладывания. Многие молодые мамы не видели, как прикладывать малыша, и научить, к сожалению, некому было.
Тут важно, что мы предлагаем грудь малышу так, чтобы он смог захватить не только сосок, но и ореолу вокруг него. Всю или большую её часть. Когда прикладываем к груди, сосок направлен к нёбу малыша.
Еще одна причина трещин – мытьё груди перед каждым кормлением. При этом смывается естественный защитный слой кожи, что и приводит к таким неприятным последствиям, как трещины на сосках. Для соблюдения гигиены вполне достаточно душа утром, раз в день (если есть потребность, то два раза в день - омовение утром и вечером, но всё тело не обязательно мыть с мылом), и воздушных ванн для груди после кормления.

У детей разный объем желудка и способность к сосанию, у мам разная грудь, разная жирность молока - поэтому не может быть нормальным и физиологичным, когда все женщины кормят по часам в одно и то же время, ровно через три часа. Но и очень часто кормить, не разобравшись в чём на самом деле нуждается ребёнок, тоже не полезно. Представьте - вы хотите общения, прикосновений, на ручки, а вам - грудь. Вы испугались - вам поесть. Вам скучно, вы хотите рассматривать всё вокруг - вам снова дают грудь...
Смеси и коровье молоко перевариваются около 4 часов. Полный цикл переваривания грудного молока, несмотря на то, что желудок оно действительно покидает быстро, около 2,5 часов. Если постоянно добавлять свежее молоко, недопереваренное вытесняется на выход, из-за недопереваренности стул начинает становиться зелёным, цикл как бы смазывается. Ребёнку важны четкие ощущения - вот я голоден, вот я сыт. Важен определенный ритм и порядок. Даже когда взрослый человек постоянно "кусочничает", он теряет четкое ощущение насыщения и голода, его пищеварение, а затем и настроение, а это связано, разлаживаются.
Повторюсь, речь не идёт о том, чтобы выдерживать голодного ребёнка до определенного времени. Но и превращать его жизнь в бесконечный прием пищи - тоже. И, как раз, частые кормления прямо в слинге, почти на ходу, у всех на виду без всякой необходимости, когда мама занимается параллельно чем то ещё, никак не способствуют глубокому сокровенному общению и психологическому насыщению. Поэтому круг замыкается - ребёнок будет просить снова, и снова, и снова...уже закладывается тот самый "дефицит внимания". Но создает этот круг постоянного, но неполноценного перманентного питания не ребёнок и это никак не является его естественной потребностью.

Также важно не прерывать кормление, пока младенец не насосался, не спешить завершать и особенно поначалу, так как новорожденному необходимо время для укрепления сосательных мышц. Многие мамы поначалу паникуют: "Что-то не так, малыш постоянно на груди. Я ничего не успеваю!" Представляете, вы опыта ещё не имеете и вам трудно, а коково младенцу, который только появился на свет! Важно сохранять спокойствие и помнить, что на всё нужно время.

Молоко в начале кормления и в конце разное по составу. Для нормального пищеварения важно, чтобы ребёнок получал его в одно кормление полно, чтобы оно перемешивалось в желудке. В течение дня состав молока также меняется. Самое "сытное" молоко днём, самое водянистое - под утро.
Когда ребёнок только рождается, в материнском молоке практически нет жиров - они появляются постепенно, и ЖКТ младенца постепенно приспосабливается. И именно к белку, которым так богато первое молоко - его раз в семь больше, чем  в обычном материнском молоке, крепятся антитела, необходимые для развития иммунитета. Белок таурин, необходимый для нормального развития нервной системы, есть только в материнском молоке.

Если ребёнок спит, мы не будим, чтобы покормить "по часам". Ребёнок сам проснется, когда проголодается. Проголодавшийся младенец активно высосет всю грудь как следует и она наполнится снова по его потребности. Мозг мамы (гипофиз) получает команду сколько готовить молока, чтобы его хватало. Таким образом, сам ребёнок регулирует количество выработки материнского молока. Если же малыша будят и он, немного пососав засыпает, идёт команда - молока много, всё не высосал, значит надо сократить количество. А потом делается ошибочный вывод, что у матери мало молока! И начинается неоправданный прикорм смесями, а значит возможен срыв кишечника, аллергии на животные белки и другие проблемы со здоровьем.

Иногда советуют прикладывать ребёнка к разным грудям попеременно в одно кормление. Но, чтобы выработалось достаточное количество молока, грудь должна быть опустошена. И так как молоко в начале кормления более жидкое, содержит минеральные соли и белки, а затем более жирное и густое, то необходимо для полного насыщения, чтобы молоко было из одной груди высосано полностью.
В природе все заложено идеально.
Важно также помнить, что на наш земной ритм смены дня и ночи, на солнышко ребёнок настраивается к концу симбиотического периода с мамой, то есть к 6-8 неделе. И ритм этот устанавливается естественным образом, требуется только время - ребёнка не нужно "приучать" к какому то надуманному режиму. Иначе позже могут возникнуть проблемы с ритмом жизни вообще - а это и своевременное засыпание, и бодрость днём и способность восстанавливать ночью силы.

Все хорошо, когда естественно. Для мамы очень важно уметь наблюдать и быть чуткой - понимать своего ребёнка. В вопросе грудного вскармливания бывает сложно определить все плюсы и минусы, важно знать конкретную ситуацию.  Но важно принимать во внимание ВСЕ естественные потребности ребёнка, думать не только  о его физическом здоровье.
Идеи меняются, но никакая надуманная крайность не хороша. Решать, определенно, мамам. Это их право и их ответственность.
Важно помнить, что каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода.


Рецензии