О телевизоре

Есть семьи, в которых телевизор работает фоном почти целый день. Есть семьи, в которых и бабушки, и мамы за домашними делами по несколько часов в день смотрят сериалы. Но часто мамы видят проблему в непонимании со стороны пап важности влияния телевизора на детей. С этим вопросом неоднократно обращались мамы, которые не знали как объяснить мужьям, что их вечерние и ночные просмотры новостей, боевиков, боксерских поединков, особенно — фильмов ужасов, фильмов и передач о насилии, о войне и тому подобном чрезвычайно негативно влияют на маленьких детей.

Почему эта тема так важна?

Например, Мария Монтессори так описывала процесс впитывания окружающего ребёнком до шести лет — ребёнок строит себя из того что есть вокруг не изменяя это, не оценивая, не сравнивая, не понимая полноценно что "плохо", а что "хорошо". Ребёнок, как чистый лист — то, что он в себя вбирает, становится частью его самого — слова, запахи, звуки, образы, движения, манеры...
До трёх лет всё воспринятое закладывается в подсознание, как бы в основание, в "базу данных" об этом мире, о жизни и на всю жизнь становится "нормальным" для ребёнка, даже любимым. Именно этот процесс формирования человека Мария Монтессори называла великой космической задачей, хотя сам ребёнок даже не подозревает о происходящем, не отдаёт себе в этом отчета, не осознает, но всё чувствует и вбирает без всякой критики, оценки, сравнения, анализа! У него нет ещё пока "фильтров", он всё принимает "за чистую монету", не знает, что может быть иначе. Дадите благое и светлое — построит из светлого, дадите "ужастики" и "мордобой" - построит из этого.

Многие понимают, что ребёнку не место там, где пьют спиртное, где курят и сквернословят - а телевизор? Допустим, процентов 10 через него идёт полезной и нужной для взрослых информации, а остальное? Дети настраиваются на поток, который идёт с экрана и, не говоря даже о содержании, интенсивность и скорость этого потока так велика, что нервная система испытывает колоссальные перегрузки, переутомляется, надламывается. Скорость восприятия малыша в десятки раз медленнее, чем у взрослого! Помимо этого, когда до трёх лет функции только формируются, мы не "вкладываем в ребёнка" готовую информацию, так как ему необходима деятельность в активном движении, которая может дать ему его собственный опыт, ощущения, а просмотр телевизора — занятие пассивное.
Ребёнку необходимо активное исследование окружающего, природы, живое общение. Если всё это подменять телевизором для личного удобства взрослых, в дальнейшем это выльется в гораздо большие "неудобства" - в проблемы для всей семьи.

С телевизором и информационными перегрузками также можно связать значительное отставание речевого развития, даже у здоровых и в целом развитых, общительных детей. Если сравнить с ситуацией десятилетней давности, сейчас уже радуешься, если двухлетний говорит вообще и обладает активным словарным запасом годовалого ребёнка.

Даже мультфильмы, самые добрые и мудрые, до трёх-четырех лет не полезны, просто пока не нужны. Только со временем ребёнок сможет установить границу между действительностью этого мира и выдумкой. И это очень важно при наших информационных потоках для устойчивости психики, для здоровья нервной системы. Если в мультфильме или в книге животные или предметы разговаривают, "носят" одежду, маленький ребёнок принимает это за действительность, у него нет различения. Подсознание самых маленьких не понимает "понарошку", не понимает "шуток". Границы "нормальности" действительности как бы расширяются и в дальнейшем это выливается в нервозность, ночные страхи, энурез, нездоровые фантазии, даже в шизофрению...
Всё что связано с войной, оружием, также не приветствуется до трёх лет. Если ребёнок родился воином, защитником, это проявится само в своё время.

Теперь давайте вспомним рекомендации педиатров прошлого века, например, хотя бы о здоровом зрении — три метра до экрана, два раза в неделю по 15 минут мультфильмов... детям начальной школы! А что же делали раньше дети без телевизора и без компьютера? Они жили!

Часто мамы расстроено говорят: а что же мне делать то, пока он за телевизором, я хоть суп сварю, что-то по дому успею сделать. Да, телевизор завораживает ребёнка и в районе полутора лет уже легче всего его сделать зависимым, "подсадить" на этот ящик с движущимися картинками. Даже самые шумные и активные дети могут минут на двадцать затихнуть, наблюдая. Но, помимо вреда для здоровья, это пассивное занятие в раннем возрасте воспитывает потребленческий подход, искажает характер, деформирует хрупкую психику — ничего не надо делать, сиди и смотри, потребляй.

Гармония и красота жизни вокруг помогают создать гармонию и красоту внутри — общение с природой, духовная, красивая музыка, гармоничные движения в танце, живопись, скульптура, достойные культурные и национальные традиции, красивая грамотная речь, гармоничные тёплые душевные отношения, общение, уют, красота и чистота быта, интерьера... Многое может быть полезным, благотворным для восприятия малыша.
Очень важно создать для ребёнка пространство любви и уважения, в котором будут учтены его естественные потребности, где он сможет ежедневно в интересной, доступной для него форме быть занят активной деятельностью по возрасту. Дайте ребёнку занятие, труд по возрасту (главный труд малыша — его развитие) и на пользу - и этот "труд" сделает всё сам!

Но решают, конечно, родители...


Рецензии