О ролевой игре

Ролевая игра — огромная ценность для развития ребёнка и изучения жизни. Но тема не так безобидна, как кажется на первый взгляд.

Ролевые игры начинают интересовать детей примерно в возрасте 1,5 лет, но это ещё только первые попытки, подражание, подготовка. А полноценная ролевая игра начинается около 2,5 лет вместе с развитием мышления и появлением потребности общаться и взаимодействовать не только с родными, но и с другими детьми. И важным моментом является то, что взрослому не нужно быть инициатором и навязывать стереотипы или какое-то своё видение ситуаций. Ребёнка не нужно этому учить. Интерес к ролевым играм появляется спонтанно и по времени индивидуально. Взрослому важно уметь наблюдать и понимать, что ребёнок играет в то, что видит. Прежде всего в семье.

Так же хочу отметить, что это никакого отношения не имеет к фантастическим персонажам, к разговаривающим животным и предметам — в жизни это не так и мы в это не играем, чтобы не расширить границы нормы психики и не сделать её менее устойчивой у малышей, до четырёх — пяти лет точно, а то и дольше.

Ребёнок до вступления в период осознанности — примерно до 3-х лет, не видит разницы между тем что в книге, в сказке, в игре, в мультфильме (если он, к сожалению, уже их смотрит) и в жизни — для него это всё этот реальный мир, в который он пришел, который он изучает, в который он всё активнее входит. Поэтому сказки, фантастические персонажи, выдумки могут спокойно подождать года три или чуть больше.

Поначалу малыш не понимает почему ложка остается полной, когда он "кормит" куклу или игрушечную собачку. Он снова и снова предлагает "еду", но ложка остается полной. И мы говорим — игрушки кушают понарошку. Постепенно ребёнок начинает это понимать.

К ролевой игре можно отнести только то, что имитирует, изображает настоящую жизнь, помогает научиться, социализироваться, освоиться в той жизни, которая окружает ребёнка на самом деле.
Всё что уводит от жизни — не помогает маленькому ребёнку. До трёх лет его задача — обрести физическую независимость в этом мире, "заземлиться", успеть узнать об этом реальном мире как можно больше - как мы что делаем, как что устроено, как называется, как работает, как мы ведём себя в разных ситуациях, как принято, как красиво. Поэтому так интересны настоящие кастрюли, стиральные машины, мытье посуды, утюг, мамины помады, туфли, телефон, коты, собаки, слова и отношения взрослых — всё настоящее.

Игра как бы продолжает жизнь. Дети с удовольствием рассаживают игрушечную семейку на игрушечную мебель, укладывают спать, кормят, купают, играют в "гости", разыгрывают конфликты и примирения и так далее. И это всё относится к жизни людей.

Но, к сожалению, если родители, например, оставляют маленького ребёнка постоянно одного с собакой в качестве няни (я столкнулась с ситуацией, когда это был ротвейлер) — ребёнок быстро перенимает манеру движения, игр и поведения животного. И это не может не повлиять на развитие малыша, на формирование характера. До шести лет, пока идёт период "впитывающего разума", ребёнок вбирает в себя без разбора, оценки и критики, без понимания всё то, что его окружает. Если ваш малыш с утра до вечера с няней или с бабушкой, не удивляйтесь, что он будет похож на неё!

Если ребёнок смотрит мультфильмы про животных, где они — герои и разговаривают, ведут себя "как люди" — ребёнок впечатляется и начинает вести себя как герой мультфильма — животное, "быть" им, называть себя его именем. Это весьма важно до трёх-четырёх лет, это для малыша такая "жизнь", а не просто игра. И это меняет ребёнка и часто "застревает" надолго.

Если взрослые, даже из лучших побуждений, играют с малышами до трёх лет в животных (например в акул), они тем самым дают какие-то образцы поведения в ситуациях и дети начинают это применять в жизни. Стоит задуматься. Мы же люди.

Ум ребёнка до трёх и того же ребёнка старше трёх, когда он входит в осознанность, настолько отличается, как будто это два разных человека!
Если это не учитывать, не учитывать возраст, можно навредить ненароком. И, к сожалению, это часто встречается.

Во что играют наши дети?

Фото автора


Рецензии