Компас

Я хочу рассказать вам, ребята, одну историю из моего детства. Прошло уже двадцать лет с того дня, как это произошло, но до сих пор эта история не дает мне покоя. Я расскажу ее вам и, возможно, она убережет вас от необдуманных поступков.
    Жили мы в тайге в забытой богом деревушке. Стояла поздняя осень. Ноябрь. Было достаточно холодно. Днем температура воздуха не поднималась выше нуля градусов, а по ночам были заморозки до минус десяти. С деревьев уже опали все листья и, в теплые страны потянулись последние стайки диких уток. В ту пору мне было восемь лет.
     В один из таких вечеров в дверь нашей избы громко постучали. Отец пошел открывать и вернулся в комнату с какими-то людьми. Это были двое мужчин, за спиной которых громоздились огромные рюкзаки. Из карманов рюкзаков торчали разные, неизвестные мне инструменты, а сбоку был пристегнут котелок для приготовления пищи.
     Мужчины, сказали, что они геологи, пришли в наши края на поиски какого-то редкого минерала, и попросились на ночлег. Отец разместил их в соседней комнате, а рюкзаки поставили в сени.
     Ночью я спал очень плохо. Сегодня, по дороге в школу, я промочил ноги, и у меня поднялась температура. Вечером мама натерла меня барсучьим жиром и натопила пожарче печь.  Было очень жарко. Я захотел пить и вышел в сени за водой. Проходя мимо рюкзаков я споткнулся. Один из них упал и из него что-то выкатилось. Наощупь я нашел какой-то предмет. Он был круглый, внутри круга были какие-то разграничения, а посередине большая стрелка. Один ее конец был красным, а другой синим. Стрелка никак не хотела менять свое положение, как я ни старался крутить тот кругляш.
     Чудно, подумал я, и зачем эти взрослые мужчины носят с собой такую безделицу? Я решил оставить эту вещицу себе, а когда поправлюсь, покажу ее ребятам в школе. Вместе мы точно разберёмся что к чему. Тогда я еще не знал, что эта, как я тогда думал, безделица так необходима в тайге.
     Геологи ушли на рассвете, не заметив пропажи. Сказали, что вернуться через три дня. Я был этому несказанно рад. Каждый день я доставал из потайного места неизвестный мне предмет, пытаясь понять что удерживает упрямую стрелку.
     В пятницу утром я собирался в школу. Отец был чем-то взволнован. Шел пятый день, как ушли гости. Быстрыми широкими шагами он ходил из одного угла комнаты в другой, периодически выглядывал в окно, и качая головой, тихо повторял: "Плохо дело".
     Увидев меня с портфелем, он сказал, что сегодня я в школу не пойду. Надвигался снежный буран. Небо потемнело, ветер затих, не было слышно птиц, как будто природа затаилась в ожидании чего-то страшного. Пес Аякс забился вглубь будки и жалобно поскуливал.
     Я быстро скинул цепь с его ошейника и завел его в сени. В знак благодарности, пес подпрыгивал на задних лапах, пытаясь лизнуть меня в лицо.
Второпях отец накинул тулуп, схватил шапку ушанку и взглянул на пса. Пес прижал уши и виновато посмотрел на хозяина. Отец, глубоко вздохнул, махнул рукой в сторону пса и, взяв под мышки две широкие лыжины, быстрым шагом направился в сторону леса, туда, куда ушли геологи.
     Всю ночь бушевала снежная буря. Мать не сомкнула глаз. Я видел, как она до утра простояла у окна, тихонько всхлипывая и что-то причитая.
     К полудню буря стихла, и через несколько часов у кромки леса появилось два силуэта - это был мой отец и еще один геолог. Второй сломал ногу. Его друг и мой отец тянули веревку, которая была привязана к лыжам, приспособленным под санки.
Из разговора взрослых, я понял, что во время снежной бури, они сбились с пути, а компас куда-то подевался.
     Я понял, что речь шла о том предмете, который я взял. Я почувствовал себя виноватым. Мне было очень стыдно. В горле стало больно, как будто в нем застрял большой снежный ком. Было трудно дышать и очень хотелось плакать. Но плакать хотелось не от боли в горле, а от обиды за свой поступок.
     Тогда рассказать о своем поступке я не решился. Только спустя двадцать лет, я признаюсь в этом вам, ребята. Вы спросите зачем? Я вам отвечу. Никогда не берите чужих вещей без спроса, это может обернуться большой бедой.
   


Рецензии