Жанр сказки

Жанр Сказки.
Почему он считается одним из самых трудных?

Во-первых, из-за богатого сказочного наследия. Причём каждая народная сказка прошла многовековую обкатку сюжета, языка, образов – типажей героев и персонажей.
Во-вторых, каждый человек в той или иной степени попробовал себя в этом жанре и потому, пусть и интуитивно разбирается в особенностях именно этого жанра.
Каждый? Да. Именно каждый.

Изначально сказка жанр устный. Запись её производится на последнем, завершающем этапе формирования. Если производится вообще. Процесс создания протосказки прост: ребёнок берёт игрушку. Обычно – любимую. Например, лисичку. И начинает разговаривать:
– Я – лисичка, – повествует он сам себе, постукивая игрушкой по полу (любое движение на для ребёнка необходимо) – Я умею прыгать, у меня есть хвостик, есть глазки…
– Пойдём к зайчику, – предлагает он игрушке, переходя к роли рассказчика. – Топ, топ, топ. Здравствуй, зайчик…

Знакомо? Конечно. Все так играли. Вместо лисички и зайчика могли быть кукла, машинка, кубик, мячик. Главное, чтобы игрушку можно было взять в руку и куда-то вести. Обычно к другой игрушке. Далее следуют диалог, какое-то действие: игрушки здороваются, гуляют, ругаются, дерутся, мирятся, пьют чай, ложатся спать или идут в гости к третьей игрушке. Три – предельное число, с которым «работает» ребёнок: две руки и одна игрушка с запасе.

Скажете, что это не сказка? Неужели. А как же «Вини-Пух и все, все, все»? Игрушка идёт в гости к игрушке, диалоги, бытовые сценки. Взрослый подсмотрел за игрой ребёнка и создал шедевр. Кажется, что может быть проще, но… Секрет обаяния подобных сказок скрыт в слове «игра».

Стандартные по сути диалоги «зайчиков» и «лисичек» с огромным удовольствием проговаривает сам ребёнок – игрок. Но наблюдать за подобными действиями в качестве зрителя он не способен. Скучно. Это сказки для соучастника, для творца, но не для читателя или зрителя. Нулевая фаза творчества, как никак. Только абсолютный гений может сделать зрителя-читателя соучастником своей игры в сказку. Остальным – лучше даже не пытаться. Глупо взрослому учить ребёнка быть ребёнком. Он умеет это намного лучше любого учителя.

Следующая, она же «Первая ступень сказкосложения» – Сказка масок. Пример: народные сказки про лису, волка, кота, медведя и так далее. Всем понятно, что «медведь» в такой сказке – не совсем медведь, «лиса» – не совсем лиса. Все они – маски, которые примеряют на себя и рассказчик, и слушатели, как участники игры. Маска освобождает их всех от привязки к времени-пространству, даёт определённую свободу. Но этой стадии в детских историях появляется сюжет. Часто незаконченный.

Ловушкой для писателя в таком типе сказок становится однотипность или «картонность» персонажей. Вроде бы действующих лиц много, вроде бы они разные, но стоит чуть-чуть прислушаться и услышишь за каждой маской голос одного и того-же человека, вещающего на разные голоса, с разных трибун одни и те же мысли. А ведь маска – это не только другое лицо, но и возможность посмотреть на мир другими глазами. Что, кстати, с успехом делается в народных сказках.

Особое место здесь занимают авторские сказки про животных, кои именно животными и являются. Их герои не ходят друг к другу в гости, не ведут долгих, «человеческих» и «поучительных» разговоров. Воробей Бианки – настоящий воробей, а Чарушинский Тюпа –– обыкновенный котёнок. Единственное допущение автора в том, что мысли животных озвучиваются человеческим языком.
 
Дети тоже способны создавать такие сказки-наблюдения. В них кошка пытается кормить мышами хозяев, хомяк обустраивает кладовую под шкафом, а собака проявляет чудеса сообразительности, чтобы перебраться из прихожей в хозяйскую спальню.

Ну и Волшебные сказки, вплотную примыкающие к сказкам Авторским.
Именно на этой ступени и заканчивается для большинства игра с сказкотворение. Сравнив свои ученические опусы с оточенными временем и народом шедеврами ребёнок уже стесняется своего творчества. И не только.

Сказка – устный жанр. Рассказчик и слушатель равно необходимы для неё. Потому-то и возвращаются к ней взрослые, именно тогда, когда у них появляются слушатели: дети или внуки.

Так что, уважаемые сказочники, не спешите записывать ваши сказки, «покатайте» их на языке, как камешки, поиграйте с сюжетом. Отсейте сор и шелуху пустых слов. Тогда то и засверкают они, как обкатанный волнами драгоценный камень.
02.03.17


Рецензии
Ваша правда!Однако есть свои нюансы. Далеко не все дети воспринимают сказки так, как Вы пытаетесь это представить. Особенно дети тех лет, когда их родителей забирали в "чёрных воронках"! Да и потом, когда родители избивали своих детей, им было не до "зайчиков" и "мишек"...Очень сложно определить, как рождаются сказки. Но в нашей стране, где правители, пришедшие к власти по одним законам, тут же их изменяют, налицо реальные сказки! Когда на глазах у всего народа, людей объявляют дурачками и у власти пожизненно сидят агенты чужеземных стран! Вот это - настоящая сказка! Только подтверждённая жизнью!

Константин Сычев 2   26.11.2017 22:06     Заявить о нарушении
А про рептилоидов не расскажете? Тоже сказка, но для любителей "пострашнее".

Тамара Мизина   26.11.2017 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.