Удивительные часы

В 1983 поехали с реставраторами в Нижнеудинск на базу за химикатами.
Попали к обеду.
Один из служащих базы пригласил обедать к себе.
На кухне на стене висели часы с маятником из того же материала, что и корпус.
Вроде больших ходиков.
Темно-коричневые, такие, с красно-лиловым оттенком.
Циферблат с римскими цифрами, очень простыми, или из одного куска, или накалдными, но идеально подогнанными.
По краям циферблата декоративные колонны - две полуцилиндрические выпуклости с желобками.
Стрелки тоже очень простые.
Фактуры дерева почти не заметно.
Я даже решил, что они из пластмассы.
Спросил хозяина.
Он ответил, что они деревянные, из очень твердого тропического дерева.
И что механизм тоже весь деревянный.
Для подтверждения, легко поддев пальцами, убрал боковые панели и предложил заглянуть внутрь.
Помню, как я, изогнувшись над столом смотрел, встав на маленькую табуреточку, а он мне подсвечивал фонариком.
Шестеренки и валы и анкера, и вообще все из того же дерева, покрупнее, чем если бы из металла, но не намного и удивительного качества.
Прямо таки, прецизионная механика какая-то.
Шли почти беззвучно.
Хозяин, дядя Саша сказал, что часы принадлежали его тетке.
Она приехала в Нижнеудинск в начале шестидесятых из Душамбе уже старухой, жила у них и умерла несколько лет назад.
Часы были привезены мужем тетки из Персии (так и сказал: из Персии, а не из Ирана), но работы явно европейской.
Я попытался забить клинья насчет купить или еще как, но кто-то из реставраторов, один из трех, а поехали всем составом, так как везти полученные химикаты надо было с собой сумками на поезде, так вот мне тихо, но твердо предложили не лезть не в свое дело, что, мол, и без меня охотники есть.
Больше за химикатами я не ездил, а в перестройку мастерская закрылась.
Да, еще, на корпусе не было, по крайней мере я не заметил, никаких надписей или клейм.
Как тетку звали я не спросил.
Хотелось спросить, но начали выпивать и о часах забыли.

Верхнеудинск – небольшой город на берегу Байкала между Улан-Удэ (бывш.Верхнеудинск) и Иркутском.
Кроме базы химикатов там была еще кондитерская фабрика.
Много хорошо сохранившейся дореволюционной деревянной застройки.


Рецензии