Испытание войной

                12.    ИСПЫТАНИЕ      ВОЙНОЙ
Перед войной жизнь в Москве для семьи Бельских  была полна разнообразных событий. Выходил на пенсию Иларий Власович, получил диплом инженера приемный сын Бельских Илья Поляков. Хорошего человека воспитали приемные  родители, не стыдно Иларию Власовичу перед памятью погибшего друга – родного отца Ильи. Полностью заменила мальчику умершую маму жена Бельского Мария Ивановна, любила и лелеяла его как родного. Вырос Илья добрым, заботливым, внимательным к родителям. Вкладывая душу в воспитание ребенка, Иларий Власович не скрывал, что они с Марией Ивановной Ильюше не родные, а рассказывал правду о его настоящих папу и маму, погибших в гражданскую. Знал Илья и то, что его мама родилась где-то на Урале, и папа Анатолий Поляков привез ее в Москву, где она и умерла, рожая сына. Но Иларий Власович до сих пор не смог рассказать Илье про главную тайну их семьи. Не сказал он об этом, в свое время, и верной своей подруге, жене Марии Ивановне, не знала она ни про клад, ни про заклинания. Все оставленные Анатолием бумаги Иларий Власович спрятал в старинных настенных часах, изготовленных швейцарским мастером, и висевшими на стене еще его родителей. В часах был тайничок, в него-то и запрятал Бельский нужные бумаги. Переезжая из квартиры в квартиру, не расставалась семья Бельских с наследственными часами, даже в голодные двадцатые годы не отнесла их на продажу. А когда Илья получил специальность и жить стало полегче, часы заняли почетное место на  стене в доме Бельских, и, словно, отпала необходимость посвящать родных в их ценность и связанной с ними тайной.
И вот когда сын приехал из командировки, Иларий Власович не узнал его; всегда                сдержанный и серьезный он буквально светился вдохновением. Влюбился! Душевная близость между ними была настолько полной, что Илья сразу же поделился с отцом своей радостью. Илья внешне не был похож ни на красавца отца, ни на трогательную мать; скорее всего, он воплощал суровые черты своего прадеда-колдуна Игната, которого Иларий Власович никогда не видел. Но по рассказам Анатолия, у деда Игната был такой же внимательный и сосредоточенный взгляд из-под низко нависших темных бровей. Но добротой характера Ильюша походил на мать, а романтичностью – повторял своего отца. Захлебываясь от восторга, рассказал Илья о встрече со своей мечтой, девушкой, о какой всегда мечтал, о своем «Цветке Урала», чем изрядно испугал приемного отца.
- Опять Урал! Опять Чёрмоз! - подумал Иларий Власович, - Сколько же будет еще тянуться «след клада» и накладывать тень на их семью? Но он ничего не сказал о семейной тайне  сыну, не стал разрушать его радости, и даже подумал, что, видимо, не зря так складывается судьба Ильи, что его тянет к Уралу. Может быть, пора уже рассказать ему про клад и про заклинание? Но жизнь вносила свои коррективы, после первых писем с признаниями и ответных робких проявлений чувств девушки, не успев построить дальнейшие планы, помечтать, Илья столкнулся с суровой действительностью  - началась Вторая Мировая война. Илья, как и его отец когда-то, пошел воевать. Но переписка с девушкой не прерывалась, как не могла прерваться вспыхнувшая любовь.
Письмо Ильи от 25 июля 1941 года.
Моя любимая!
Пишу второе письмо подряд. Вчера и сегодня. Дело в том, что в этом письме я могу сообщить Вам свой обратный адрес и прошу Вас, Валечка, по нему писать часто, часто, как только позволит время. Это вступление. А теперь еще и еще раз по волнующему меня вопросу. Вы знаете, милая девочка, чем больше я думаю над нашими отношениями, над чудесным Вашим характером, о котором говорят и Ваши глаза (они не могут меня обмануть) и Ваши письма, ласковые, милые, дорогие, тем больше я убеждаюсь, что в нашей взаимной любви мы были бы самыми счастливыми людьми. Моя любовь к Вам беспредельна. Это большое. Глубокое, сильное чувство, охватившее все мое существо. Валечка, дорогая, Вы поймете меня еще лучше, если узнаете, что столько лет мое сердце оставалось закрытым для любви. Вы моя любовь, моя жизнь… К Вам у меня величайшая просьба. Выполнима ли она? Я прошу Вас, моя любимая Валечка, разрешить мне думать о Вас, как о своей невесте. Вы разрешите? Я буду счастливейшим человеком на Земле и Вас сумею сделать счастливой. Жду Вашего решения, от которого зависит моя жизнь.
Горячо целую дорогие черты любимого лица. Беспредельно любящий Вас. Илья. Валечка, пишите мне ( и адрес – «артдивизион» ).
И на это письмо нужно было незамедлительно отвечать. Валентина понимала, что сейчас для ее нового знакомого начинаются трудные времена, насколько они будут трудными, она еще не могла знать, как не мог знать никто, как долго продлиться война. А молодых людей уже забирали на фронт. Но в Чёрмозе демобилизация не приобрела массовый характер – нужно было выполнять план на заводе, а вскоре в Чёрмоз хлынули эвакуируемые. А Валечка знала, что Илья ее искренно полюбил, и отвергнуть его в этот час она не могла, да и ей он нравился уже очень, получая его письма, она не могла отделаться от ощущения, что этот человек становится ей очень дорог. Неведомый адрес – «артдивизион» - очень напугал ее, значит там опасно, очень опасно, могут ранить и даже убить. А как же их встреча, их не успевшая развиться любовь? Для чего тогда их свела слепая судьба? Не ведомо было Валечке, что не слепая судьба сблизила их, а притяжение клада, заложенные заклинания и темные силы, клад охраняющие. И неизвестно, как бы сложились их жизни, не вмешайся такое всенародное бедствие как война.
А тут пришло и второе письмо, написанное тоже 25 июля 1941 года.
«Изведал в тот день враг бывалый, /что значит русский штык удалый,/ наш русский бой»
                Лермонтов «Бородино» Здравствуй, милая, дорогая Валечка! С 6-го июля я в рядах Красной Армии. Началась Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма. Для нас нет никакого сомнения, что Гитлер будет разбит и изгнан с нашей родной земли так же, как были разбиты и изгнаны немецкие псы-рыцари в 1242 г., татаро-монгольские орды, польские воеводы, полчища Наполеона и интервенционные армии 14-ти государств. Ибо «кто придет на нашу  землю с мечом, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля» - как говорил Александр Невский. Каждый советский человек поднимается на защиту своего Великого Отечества. Поэтому я не сомневаюсь, что Вы признаете это известие, как само собой разумеющееся; иначе я себе и не мыслю. Меня беспокоит, что от Вас долго нет ответа. Получили ли Вы мое письмо от 29 июня, в нем я посылал и фотокарточку? 14-го июля, т.е. вчера я получил из дома письмо, пишут, что от Вас ничего нет (иначе бы они переслали мне). В чем дело, Валечка? Мне это очень больно. Вы знаете, Валечка, что значит для меня не получать от Вас писем? Это равносильно тяжелой болезни. Вы же знаете мое отношение к Вам, знаете, что Вы для меня очень дороги. Знаете, Валечка, с Вашей фотографией я не расстаюсь ни на минуту, она хранится около моего сердца. Часто, часто я вынимаю ее и подолгу смотрю на дорогие черты любимого лица. Вспоминается кроткий. Ласковый взгляд чудесных больших глаз, милая, непосредственная улыбка и столько хорошего чувства поднимается во мне, что хочется петь, видеть всех радостными и счастливыми.      Валечка! Милая, родная девочка, с каждым днем я люблю Вас все больше и больше. Это любовь глубокая, сильная; это Большая любовь. Мне стыдно Вам признаться, но я целую Ваш образ на фотографии. Валечка! Милая, мы созданы друг для друга, нас ожидает счастливая жизнь, жизнь полная радости и веселья. Я люблю, моя дорогая девочка, Вы меня простите, но я ни о чем больше не могу говорить. Мое сердце полно любви к Вам. Закончится война, разобьем фашистские  орды и я приеду к Вам, чтобы никогда больше не разлучаться. Вы согласны. Валечка? Целую крепко, крепко милую Валечку.            Ваш Илья.
          Получая такие письма, юная Валечка невольно вспоминала другую историю с московским женихом. Заканчивая школу, она дружила с другой девушкой – одноклассницей Верой. Вера была ее соседкой и отличалась нежной итальянской красотой, хотя ее родители были русские и всю жизнь прожили на Урале. Через улицу жила на поселении пожилая репрессированная еврейка. Она, почему-то всегда привечала симпатичных подруг, приглашала к себе на чай, разговаривала о новых книгах и кинофильмах. Девочкам было интересно общаться со взрослым образованным человеком. Только после Валя поняла, что женщина во время встреч изучала девушек и тайно подбирала красивую, умную невесту для своего сына, который в это время оставался у родственников в Москве. Несмотря на то, что обе девушки были, по своему, красивы и, безусловно, хорошо воспитаны, выбор пал на Веру, так как Вера была дочерью человека, потомки которого были из дворян. А Валюша и не жалела о том, что выбрали не ее с ее-то белой матовой нежной кожей, с тонкими аристократическими чертами лица. Она вполне одобряла выбор и преимущества Веры с ее длинной золотистой косой и кротким покладистым характером. Так и поженили, приехавшего навестить мать, молодого человека на юной красавице, и сразу же он увез ее в столицу. Может, и хорошо было Вере в столице, но Валюше ее было искренно жаль, когда ее отрывали от родителей и от привычной обстановки. А теперь пришло время Валюше отвечать на любовь москвича. Да какую любовь! В искренности чувств у нее не было никаких сомнений, так как эта любовь поднимала ее душу на такую высоту, что все земные радости и тревоги отступали на задний план. Душа витала в небесах и грелась в невидимых лучах подаренной ей любви. На всю будущую жизнь запомнит Валя, как это восхитительно довериться такой любви. И не будущие испытания, ни страх за любимого не могли заглушить ее радости и надежды, что все будет хорошо.


Рецензии