ИродII. в стихах. Дом Гамалиила. 3

               

 Ирод II

               
Пьеса в стихах в 5-и актах

               
 Трагедия

               
3

               
 Дом Гамалиила

               
Акт 3

               
Дом Гамалиила
          
       Сцена 1
          
 ( Библиотека.
 Гамалиил один,
 за письменным  столом.)

Гамалиил
Который год я изучаю Слово,
Который год хожу в Синедрион,
Чтобы судить, рядить всех бестолковых,
Их лбы о доски расшибать икон.
Уже Христа распяли 5-ый год,
А на Него все молится народ.

               (Входит Никодим)

Никодим
Приветствую тебя, Гамалиил,
Ты, как всегда, штудируешь Закон,
А я к тебе, мой брат, во всю спешил
С последней новостью – она, как сон.

Гамалиил
Тогда проснись и выгляди бодрей,
Не залезай улиткой в конуру,
Что кажется нам странным поутру,
Лишь свет непогашенных фонарей.

Никодим
Когда бы так, но явь чуднее сна,
Когда судьбою правит сатана.

Гамалиил
Но, что случилось? К делу, милый   брат…

Никодим
Да, радость есть, которой я не рад.
Уже светало, но сквозь чуткий сон
Услышал я легчайший стук в окно,
Я приоткрыл его, а там Симон
Со стражею… Зачем их принесло?…
С мечами, копьями наперевес…
Я член синедриона а не бес
И полномочия у меня не те,
Чтобы висеть распятым на кресте.
Но, слава Богу, отошел испуг,
Ведь Ирод мне и родственник и друг,
И тут Симон сказал, что по делам
Я зван к нему… Зачем? Узнаю там.

Гамалиил
Ты видел Ирода? Его съедает хворь?

Никодим
То кашель мучает, то сердце теребит,
То кости ломит с вечера до зорь…

Гамалиил
И потому он на весь мир сердит.
Скажи каков он?

Никодим
Весь седой как лунь,
В глазах видны пропитые мозги,
Речь пропускает сквозь потоки  слюнь,
Беспалой культей меряя шаги,
И тычет всем сквозь дурь свою и   старь,
Что… понимаешь…он великий царь.

Гамалиил
Да десять лет он всех давил и мял,
И сам от власти, наконец , устал,
Его семья  две дочки, два цветка,
И потому  династия редка,
И нет наследника, чтоб передать престол –
В его семье увы, лишь женский пол.

Никодим
Поэтому он волю изъявил
С Рахилью брак Давида огласил.

Гамалиил
Рахиль всех дев Израиля красивей:
Стройна, умна, благочестивый вид,
И древний род еврейский…все при    ней,
Изящностью манер всех поразит,
И танцы знает и поет так тонко…

Никодим
Ей от Давида хочется ребенка!

Гамалиил
Мне эту весть  Симон успел сказать…

Никодим
И как он всюду может успевать?
Все знает обо всех, со всеми сводит  всех,
Имеет у царя и у толпы успех,
По матери еврей, а по отцу патриций,
И христианских держится традиций.

Гамалиил
И он успел в бою спасти Давида,
Когда казалось всех проглотит ад,
Так почему в твоей душе обида,
К тому, кто сыну твоему как брат?

Никодим
Симон теперь мой сын, как и Давид,
Их братство кровью стало друг за   друга,
Моя душа устала и скорбит,
Что тайну сохраняю я от друга.

Гамалиил
Так не скрывай, молчанье – род   испуга,
Когда хранишь ты тайну от людей.

Никодим
Ну хорошо.
                Ты знаешь, как гостей,
Встречаем мы обильно и радушно,
А у Давида множество друзей,
С которыми ему всегда не скучно,
И среди них Стефан, и наш Симон,
Андрей, друг близкий и надежный,
И есть другие - Никанор, Парфен,
Филипп и Феофил набожный.
Но самый близкий друг его Шаул
К   Христовой вере так и не   примкнул.

Гамалиил
Что слышу? Молодежь сменила веру?
И ты, мой брат,их следуешь примеру?

Никодим
Когда бы так! Я  раньше знал Христа,
Когда торговцев Он изгнал из Храма,
И среди тех, кто снял его с креста,
Я тоже был… И в этом моя драма…
Я жизнь прожил,как верный иудей,
И ожидал могучего Мессию,
Кто авраамовых спасет детей,
И силой смерти победит стихию.
Но…оказалось… Мессия другой,
Он тайно, ночью встретился со мной.

Гамалиил
С тех пор в твоей душе живут   сомненья?

Никодим
Нет, только вера светлая в Христа.

Гамалиил
Но твой  Давид с Шаулом жар  сражений
Ведут за веру…

Никодим
                Да, их жизнь чиста,
И не омрачена еще страданьем,
Хоть и проходит близко от дворца,
Где власть кончается всегда изгнанием,
И с языком на части рвут сердца..

Гамалиил
Но сын твой станет Иродом Вторым,
Царем Израиля до рожденья внука,
Что унывать, нам не пристала скука,
Мы избранный народ, мы победим…

Никодим
Победа наша – наше поражение,
Одна любовь восцарствует во всем.

Гамалиил
Рахиль с Давидом – пара загляденье,
Они вдвоем, как с музыкой псалом.

Никодим
С еврейской песней христианский    лад,
Легко разрушат свадебный обряд.
Прощай Гамалиил.

Гамалиил

                До встречи, Никодим,
И Бог тебе судья, раз Богом ты   храним.

                (Никодим уходит)


                Сцена 2

                (Дом Никодима
                Марк и Иаков)

Марк
Ну, как? Бревно готово? острогал?

Иаков
Ты сам бревно, сучок в смоле облезлый…

Марк
Смотри, как криво топором стесал,
Тебе что в лоб, что по лбу - бесполезно
Втолковывать, что мастера работа
Из вдохновения, красоты и пота.

Иаков
В постели лучше с девками потеть,
А крест строгать - невелика задача,
Для тех, кого здесь пригвождает смерть,
Прямой он иль кривой, какая тут удача?
Зайтись и сдохнуть в собственном же крике,
Висеть и ждать , что голень перебьют…
Какая красота и вдохновение тут?
Крест прячется за телом горемыки.

Марк
Запомни, смерть достойна красоты!

Иаков
Тогда по жизни не урод ли ты…

Марк
С тобою говорить, что есть говно,
Давай, прилаживай сюда бревно,
Здесь постучи, а здесь чуть –чуть стеши,
Не как-нибудь, а делай от души!

Иаков
Да, так работой загрузил  Шаул,
Что всякая мне сниться дребедень,
Я, как гранат, вниз головой вишу,
А страже даже крест поправить лень.
Но кто помрет на этом –вот бревне,
Его вина доказана вполне?

Марк
Да, растлевал какой-то киприот
Учением Христа святой народ,
Его Стефан поддерживал, Андрей…
Ну, а Шаул казнить решил быстрей,
Проконсула уговорил Симон,
И скорый суд провел Синедрион.

Иаков
А денежку кто даст нам за работу?
Я намахался топором с лихвой…

Марк
Стефан сказал, что родственники что-то
Заначили в монете золотой.
Они хотят с собою все забрать,
На Кипре, на вершине Ставровуни
И крест и тело в землю закопать,
Там, для приплывших кораблей в лагуне,
Над  Китионом –городом видать
Горящий Крест… В нем Божья благодать.

Иаков
Явление Горящего Креста
Святые знаменует там места…

Марк
Об этом всем мне рассказал Стефан,
Да впрочем, вот он к нам подходит сам.


Сцена 3

(Стефан, Шаул,
позднее Симон)

Стефан
Строгается опять страданий крест,
Опять уйдет в мир Господа душа.

Шаул
Мы вытравим заразу с этих мест,
И веру возродим врагов круша.

Стефан
Брат, не враги мы вере Моисея,
Но переходит в Новый ваш Завет,
И учит нас Христос иное сеять,
Надежду грешникам и в мире свет.

Шаул
К евреям вера сквозь века дошла,
Нас в Тарсе так учил Гамалиил,
Скрижали Моисея, как скала,
Их изменить превыше всяких сил.

Стефан
Важны не изменения – переход,
Мессию на осле признал народ.

Шаул
Кто веткой пальмовой Христу махал,
Того Тиберий на кресте распял.

Стефан
Он лишь умножил христиан число,
Всегда страданье искупает зло.

Шаул
Откуда в неуче такая муть?

Стефан
Из книг святых… послушай, вот в чем суть.
Есть у сирийцев медно-рыжий бог,
Огнем заведует он как Гефест,
В Двуречьи все его зовут Молох,
И в городе Тофет детей он ест.

Шаул
Где горячо, там рыжие в итоге,
Огонь распределяют словно боги.

Стефан
Молох имеет голову быка,
На пузе дырку, две руки как ложе,
На них младенцев сжечь наверняка,
И в жертву принести их идол может.
Шаул
К чему ты клонишь? Странная манера!

Стефан
Для жертв таких годится ваша вера!

Шаул
У нас Яхве один великий бог.

Стефан
Нет, в вашей скинии живет Молох!
Не будет жить всевышний в рукотворном,
Земля и небеса его престол,
Его великой воле все покорно,
И мир и тварь он сам все произвел.
А разве Моисей не подтвердил?
Что бог пророка породил в Израиле,
Ему об этом ангел говорил,
Во время странствий, на горе Синае.

Шаул
Ты веру нашу ловко оплевал,
Как назорей, ты разрушитель храма,
Тебя отец в учебу не отдал,
Невежеству ты следуешь упрямо.

 
Умом постигнуть невозможно бога,
Поверь, что к Мессии привел исход,
И разум значит для тебя немного,
Душой обрезан ты и твой народ.

Шаул
Мы вашу покарать сумеем секту,
Нам право дал бог избранных  -Яхве,
Распнем вас на крестах и призовем к ответу,
Камнями закидаем всех извне.
За дерево и камни я плачу,
Работа палача мне по плечу.

Стефан
О век! О нравы! Брат пошел на брата…

Шаул
Мы избранный народ и наша вера свята!

(Входит  Симон)

Симон
Возбуждены и вечно в перепалке…

Шаул
Когда б не брат, ему б досталось палки!

Стефан
Любовь мы ищем – ненависть в крови!

Симон
Ну, Господи, всех вас благослови.

Стефан
Я не ищу благословенья в доме,
По воле брата все в крови здесь тонет.

(Стефан уходит)

Симон
Два брата перессорились всерьез,
А я, мой друг, письмо тебе принес.

Шаул
(читает письмо)

«Любовь моя, мой ангел, милый мой…
Чтоб ни случилось быть хочу с тобой…
Твои родители, Мария и Варнава…»
Я к Саре на любовь имею право!
Что на словах, Симон, ты скажешь мне?

Симон
Час встречи обозначен при луне,
Где созревает масленичный сад,
Вот только надо поменять наряд,
Вдруг враг не дремлет, или проследит…

Шаул
В одежду брата буду я укрыт,
В его дурацкий черный капюшон,
А выследят, пуст пострадает он.

Симон
Любовь всегда все может обойти,
Но держит вечно любящих в пути!


Сцена 4
(Варнава, Мария)

Мария
Меня грызет предчувствие беды,
Волнуюсь я за наших сыновей…

Варнава
Брось, Кипр нас ждет, мы заметем следы,
От Ирода и римских палачей.

Мария
Ах, остров красоты , фламинго и цветов,
Где были наши мальчики зачаты,
Где счастье было продолжением снов,
Любви полетом легким и крылатым.

Варнава
Всего лишь море надо пересечь,
И груз еврейских бед мы свалим с плеч,
Родни на Кипре множество у нас,
И встречи будет радостен наш час.

Мария
Отсюда труден путь до Селевкии,
Разбойники и римские разъезды,
И прочие дорожные стихии,
Всегда имеют по дороге место.

Варнава
Тиберий дал отплыть мне разрешение,
В дороге римской силой мы укрыты,
Так что поедем в их сопровождении
И нас бояться следует  бандитам.

Мария
В порту нам судно следует нанять…

Варнава
Нет, я как Моисей раздвину море,
Чтоб мы по дну его могли шагать,
Конечно мы наймем корабль, кто спорит.
Я денег на дорогу накопил,
И нам доплыть до Кипра хватит сил.

Мария
Марию взять нам было бы легко,
Увидеть остров так она мечтала…
Но где сейчас она, наверно далеко?
Скажи, Варнава, что же с нею стало?

Варнава
Мария далеко живет от этих мест…
Ты помнишь поручение Господне?
Апостол Иоанн забрал ее в Эфес,
Там, в Малой Азии, она живет сегодня.

Мария
Что ж Бог ей в помощь и спокойных дней,
Апостол позаботится о ней.

Варнава
Я знаю, что Марию приглашал
На остров Кипр и Лазарь. Во Христе
Наш друг и брат, ведь он туда сбежал,
Чтоб не висеть распятым на кресте.
Теперь зовет он в город Китион,
Тех, кто Христовой верой был спасен:
Апостолов и Марка и Луку, Андрея, Иоанна, Феофила…
Всех тех , кто не согнулся перед силой.

Мария
Быть может мы увидим всех их вместе?

Варнава
На Кипр Мария точно приплывет,
Она Христа скрывала в этом месте,
Когда ему пятнадцатый шел год.

Мария
Что ж, сердцу материнскому всегда,
Приятно вспомнить прошлые года,
Дай Бог нам всем преодолеть напасти,
Чтоб наконец увидеть остров счастья.

Варнава
Дай Бог, но мы уходим во дворец,
Где документы сделал нам писец.

Мария
Ключи я оставляю для Андрея
И для его друзей, которым верю.
Жаль, что не будет с ними наш Стефан,
Ему дар проповеди Богом дан.

Варнава
Я слышал, что расскажет им Андрей,
О миссии апостольской своей.
Но во дворце, увы, нас ждут бумаги,
Чтоб мы не попадали в передряги.
Как ненавистен Ирода дворец,
Но сыновей туда ведет отец.

Мария
Предчувствие беды во мне живет…

Варнава
Надеюсь я все худшее пройдет.

Мария
Я думаю, все будет хорошо,
И щупальце беды не подошло,
Нам вера наша сила и оплот…

Варнава
И мы пойдем и поплывем вперед.


             Сцена 5

(Андрей, Филипп,
Никанор, Пармен, Феофил)

Андрей
Как странно, что-то неспокойно мне,
Видения меня одолевают,
Что в будущем? Про то никто не знает,
События расплывчаты во сне,
И мы игра причинности случайной.
Лишь Богу одному известно все,
А нас одни предчувствия качают,
И давит жизни тленной колесо.
Но чувствую я дуновение смерти
Грозит всем моим братьям во Христе,
Их не спасет железный змей на жерди,
Господь принес сам жертву на кресте.
Да, все мы божьи дети и страданья
Быть может нам отмерены судьбой,
И только в Боге наши упования,
Он нас возьмет на небеса с собой.

   (Входят друзья Андрея)

Пармен
Приветствуем тебя, наш брат Андрей,

Андрей
И вам Бог в помощь, милые друзья.

Филипп
Мы рядом с домом встретили людей.

Никанор
Их за платками различить нельзя.

Феофил
Они исчезли тут же, словно тени,
Оставив нас в сплошном недоумение.

Пармен
Здесь что-то замышляется у дома….

Филипп
Так чувство нам опасности знакомо.

Андрей
Друзья, вы здесь, угодно так судьбе,
Мне тоже что-то тут не по себе.
Христос все видит  и спасет от зла,
Куда бы нас судьба не завела.

Филипп
Спасенье в жизни вечной – наш секрет.

Никанор
Помолимся, да будет мир и свет.

Пармен
Скажи, Андрей, как Бога ты узнал?

Феофил
Он первым, кажется, тебя призвал?

Андрей
Ловили рыбу с братом мы Петром,
Расставив в Галилейском море сети,
На берегу мы встретились с Христом,
И Он призвал служить нас, путь наметив.
«Я сделаю ловцами вас людей,
Идите проповедовать за мною,
Тогда проникните вы в суть вещей,
Узнаете, что жизнь мирская стоит».
Так Он сказал. И мы за Ним пошли
Лечить калек, расслабленных, убогих,
Мы веру в синагоги принесли
И всем, кто нам встречался по дороге.
И Он открыл для нас Святой Завет,
Который и зовем сейчас мы Новым,
В нем заповедан просвещения свет,
Ученья христианского основы.

Феофил
Скрижали помним заповедей мы,
Они волнуют сердце и умы.

Андрей
Тогда давайте повторим их вместе,
Мы заповедей  знаем ровно десять.
Пусть первым Феофил у нас начнет,
И каждый скажет слово в свой черед.

Феофил
Блаженны духом нищие - для них
Откроются небесные строения.

Никанор
Блаженны и скорбящие – они
Все будут непременно в утешении.

Пармен
Блаженны кроткие – для них земля живет.

Филипп
Блаженны правдолюбцы – в том их сила,
Кто ищет правду, тот ее найдет.

Феофил
Блаженны милосердные – им милость.

Никанор
Блаженны сердцем чистые – всегда
Бог будет в яви перед их глазами.
Пармен
Блаженны миротворцы – ведь тогда
Их назовут все Божьими Сынами.

Филипп
Блаженны те, кто с правдою страдает –
Небесное их Царство ожидает.

Андрей
Все правильно. Но надо расходиться,
Чтобы плохим предчувствиям не сбыться,
Не надо дожидаться ночи вам,
Я сам ключи Варнаве передам.

Феофил
Когда предчувствия – то все непросто…

Пармен
Прощай Андрей!

Никанор
                Прощай!
Филипп
                Прощай апостол!

(  Друзья Андрея уходят.
 На улице  слышны приглушенные команды Катулла)

Катулл
Хватай сектантов! Их сади в мешок!
Веревки, кляп, по голове, под дых им!
Подтаскивай, бросай всех на возок,
Да заколи кинжалом, чтоб затихли!

(Андрей молится и ничего не слышит)

Андрей
Блаженны те, кто с правдою страдает,
Небесное их царство ожидает.

 








            








               


Рецензии