Путь ко спасению. По молитвам Сергия Радонежского
По благословению Божьему накануне Великого Поста, по стечению обстоятельств, представилась возможность посетить Богоявленский монастырь в Коломне.
Расположенный на высоком берегу при впадении реки Москвы в Оку, он привлекает к себе внимание сразу же, как въезжаешь со стороны Рязани на мост через Оку.
В этом месте Ока очень широкая и полноводная, чтобы избежать торосов льда, которые образуются в половодье, перед мостом выше по течению установлены железобетонные волнорезы. А пока на льду, сковавшем реку, сидело несколько сотен, и никак не меньше, рыбаков - любителей подлёдного лова.
Высокие башни с белыми узорами на фоне каменных стен красного кирпича, трёхъярусная колокольня с крестом, выкрашенная в жёлтый цвет, блистающий на солнце позолоченный купол Богоявленского Собора - это всё делает монастырь узнаваемым и непохожим на другие.
Сразу за мостом поворачиваем направо. Небольшой отрезок пути через железную дорогу с нерегулируемым шлагбаумом. Но нам сегодня, в Прощеное Воскресение, всё благоволит! И солнечная погода, и сухая трасса, и отсутствие препятствий при переезде в виде череды товарных вагонов.
Вот и стоянка транспорта для паломников. Оставив машину, мы входим в каменные врата сквозь толстостенную кладку монастырских помещений. Нашему взору открывается вид на памятник преподобного Сергия Радонежского, основателя этой обители.
Мне часто приходилось проезжать по этой дороге мимо монастыря в конце 80-х - начале 90-х, когда над разрушенными зданиями с пустыми глазницами окон кружились стаи воронья. Сердце обливалось кровью. Без крепкой православной веры не будет сильной России! Именно этого, ослабления веры, и добивались враги её целое столетие.
Но времена меняются, меняются и сами люди. И их молитвенные устремления к Богу проливают Божественный свет на русскую землю. Так было не раз. Так случилось и в наше время. По Благословению Божьему монастырь возродился, дав возможность многим верующим совершать здесь коллективную молитву во избавление мира современного от лукавства и лжи.
Преподобный Сергий Радонежский, памятник которому был установлен здесь в 2010 году рядом с Богоявленским Собором, является основателем этого монастыря.
А дело было так.
Несмотря на крупные победы над татаро-монголами русских войск под предводительством князя Московского Дмитрия Донского на реке Воже в 1378 году и на Куликовом Поле в 1380 году, вражда между княжествами не утихала.
На протяжении всего Х1У века Московское и Рязанское княжества враждовали между собой. И связано это было с борьбой за город Коломну, который вошёл в состав московских владений. Что рязанцы не хотели признавать.
Город по тем временам был слишком большой и богатый, один из пяти крупных городов на реке Оке. В 1385 году разразился очередной конфликт, князь Олег Рязанский неожиданно захватил Коломну, разграбил её, пленив знатнейших бояр. И с огромной добычей возвратился в Рязань.
Дмитрий, князь Московский, послал на обидчиков рать, но в полевом сражении победили рязанцы. Оставалось добиваться возвращения Коломны только за столом переговоров.
Примирение враждующих князей и объединение Руси в единое государство имело тогда, да и сейчас, решающее значение. Сломить татаро-монгольское иго можно было только сообща, имея единые цели и задачи. Что и подтвердила победа сплочённых русских дружин на Куликовом поле, шедших в бой за Веру Православную под стягом Христа.
Великий князь Дмитрий Донской прибег и в тот раз к помощи своего духовного наставника, отца, преподобного Сергия Радонежского. Дав обет Господу в случае примирения с рязанским князем Олегом близ Коломны устроить монастырь.
Вознося к Богу молитву об устроении мира на Русской земле, батюшка отправляется пешком в студёные морозы, с молитвой, к рязанскому князю Олегу. После беседы с ним произошло чудо, Олег сменил свирепство на кротость. На реке Северке, которую мы проезжаем по пути следования в Москву, недалеко от Коломны, князья встретились для заключения мирного договора.
Мир между княжествами закреплялся и браком княжеских детей. Больше никогда Москва и Рязань не воевали друг с другом. А у границы между двух некогда враждовавших княжеств, в пяти верстах от Коломны, Преподобный Сергий основал святую обитель в честь Богоявления Господня.
В народе это место называли "Голутвино", вероятно, от древнерусского слова "голутва" - вырубка, поляна в лесу.
В ХУ веке Голутвин монастырь стал уже знаменит, братия здесь отличалась "чудным изрядным житием", сюда шли паломники со всех сторон.
Монастырь пережил и трудные времена, но никогда не был разорён. Даже во времена, когда войска Тамерлана стояли у его стен. Богом хранимая обитель.
Выдающийся период в жизни монастыря пришелся на время настоятельства оптинского старца Варсонофия (Плеханкова) перед самой Октябрьской революцией. Но по старости и нездоровью прослужил здесь он всего около года.
И только после Октябрьской революции, с её курсом на уничтожение Русской Православной Церкви, в особенности монастырских обителей, как средоточия духовной жизни, монастырь был разорён.
Вначале в монастыре разместили артиллерийский склад, а после 1924 года келейные корпуса переоборудовали под общежития для пришлых рабочих Коломзавода, главным образом татар. Потомки тех татар проживали в монастыре до середины 1980-х годов.
Ослабив духовность русского народа, Россию можно было взять голыми руками. Думаю, не стоит удивляться, почему русский народ имел столько потерь в Великой Отечественной войне, и почему Гитлер отважился на захват России.
То же произошло и на рубеже 80-90-х 20-го века. Народ сам, отвернувшись от Бога, почему-то ищет виноватых вне себя самих.
Преклонив голову перед иконами, вознеся молитву к Богу, вышли из храма. Служба давно закончилась, потому получить благословения на пост было не у кого. Вместе с другими паломниками и мы отправились отобедать в трапезную.
В монастырской лавке, где мы подбирали литературу, появился священник, который по воле Божьей благословил и нас, в числе прочих паломников. Сам Господь Бог вёл нас теми тропами, которые были нужны нашим душам.
В трапезной в мясопустную неделю потчевали щавелевыми щами с пирожками, блинами и рыбой с картошкой. Всё показалось очень вкусным и вполне заменило мясные блюда.
Насытившись телесно и духовно, отправились в обратный путь. Как ни странно, но и в этот раз железнодорожный переезд преодолели без задержки. Хотя эта ветка от Москвы до Рязани очень загружена, каждые пять минут в обе стороны проходят поезда. Рядом станция Голутвин.
Переехав через мост, обратили внимание на новые корпуса Щуровского цементного завода с правой стороны. Когда-то этот завод пылил на всю округу, и все постройки вокруг него были с налётом цементной пыли.
Сейчас корпуса выглядят так, что и не поверишь, что внутри производится цемент. Всё чисто, аккуратно, вместо десятка труб - одна.
Вспомнилось, как в центре Стокгольма в начале 90-х видели такой же заводик по производству цемента. И только подъездные пути, уводящие вглубь корпусов, со стоящими цементными вагонами перед воротами, свидетельствовали о том, что здесь дробят щебёнку. Так же выглядит сегодня и Щуровский завод.
Порадовались, что всё меняется к лучшему. И, вероятно, это результат возвращения россиян в лоно православной церкви. Ведь Бог всегда хранит тот народ, который ближе всего к нему по духу.
Свидетельство о публикации №217030301155
Разрешите поблагодарить Вас за предоставленную
к прочтению настолько великолепно, талантливо, с душой, написанную
публикацию! Словно сам побывал там в те далёкие времена. И Вы правы. Именно Православная Вера поможет России объединиться и снова занять достойное место в мире! Кстати, с Валентиной Столяровой-2 мы давние земляки и "беседуем" на Прозе давно. Здоровья Вам и всех благ в творчестве! С уважением к Вам,
Виктор Сургаев 19.09.2023 17:32 Заявить о нарушении
Всегда радостно встретить родственную душу!
Взаимно, с уважением,
Татьяна Сергеевна Дмитриева 19.09.2023 17:52 Заявить о нарушении