Как справиться с опасными недугами

Наши страхи наполовину беспочвенны,
наполовину постыдны.

Изречение древнего философа

Во многих случаях недомоганий мы не так сильно больны, как нам кажется. Для преодоления серьёзных заболеваний важен выбор опытного врача, вера в него и своё выздоровление, сила духа. Ещё древние врачи и философы утверждали, что состояние человека зависит не только и не столько от тяжести заболевания и других неприятных проблем, а в первую очередь от нашего отношения к ним.

Далее я излагаю две серьёзные проблемы по здоровью, с какими я встретился в жизни и как с ними справился. Одна из них касается почечнокаменной болезни, другая — болезни сердца, для излечения которой пришлось прибегнуть к операции на сердце.
В 1963 году, в возрасте 31 года, я встретился с первым неприятным и очень болезненным недугом. Я отдыхал с семьёй на море, в Евпатории, где, как и многие в те времена установил прямо на пляже автомобиль, палатку и тент между ними. Отдых проходил весело, питание состояло главным образом из дешёвых овощей и фруктов, закупаемых на рынке с колхозных автомобилей, и горячих блюд, которые готовились на месте с помощью паяльной лампы с раструбом. Запомнились купания на море со своими двумя ребятами. Одно из развлечений заключалось в попытках сесть на надутую автомобильную камеру. Это редко когда удавалось, чаще камера выскакивала из-под пловца далеко в сторону, а он в кульбите отлетал в другую. Особое удовольствие получали наши мальчишки. Но дальше произошло неожиданное: ночью у меня случился острый приступ почечной колики. Боль была такой силы, что я был готов есть песок.
 
Утром жена отвезла меня в больницу, сделали снимок, обнаружили камень в мочеточнике, который закупорил проток, почка начала раздуваться, вызывая сильнейшую боль. Боль купировали уколом, частично также высвободив проток. А спровоцировали движение камня из почки, где он до времени спокойно сидел, именно эти кульбиты на воде. Меня госпитализировали, взяли анализы, далее ничего не стали делать, ожидая результатов анализов. Проходит день, другой, третий, результатов нет. Говорят: ждите. А чего ждать?. Пошёл искать свою бутылочку. Пришлось заходить туда, куда больному не положено. И что же? В одном из закутков нашёл ее. Оказывается, санитар забыл или не захотел её сдавать на анализ. Я возмутился, не согласился снова сдавать анализ и покинул больницу, написав расписку. А что было делать, как не срочно возвращаться в Москву?

Конечно был риск приступа в дороге, но дорога оживлённая, по пути города, я надеялся на удачу. И действительно, ничего не случилось до возвращения домой. Дома всё началось снова, дикие боли, хоть на стену лезть. Положили в Лыткаринскую урологическую больницу. Сделали рентген, определили местонахождение камня. Заведующая отделением Филатова провела очень болезненную и неприятную процедуру, так называемую восходящую, когда с помощью катетера с проволочной петлёй на конце проходят в мочеточник и пытаются ухватить и вытащить камешек. Перед процедурой врач пошутила:

- Поиздевались Вы, мужики над нами, бабами, теперь я с Вами за это рассчитаюсь!

Процедура не сразу дала нужный результат, развилось острое заболевание почек — пиелонефрит. Быстро поднялась температура и держалась до 40 градусов в течение нескольких дней. После снижения температуры повезли на операцию. Хорошо, что перед ней сделали рентген, камня на месте не оказалось, от операции отказались. Видимо во время восходящей его сдвинули, или он решил сам уйти подальше и этим помог мне. Это было похоже на чудо. Если бы повторно рентген не сделали, тяжёлая операция была бы бесполезной. Уже дома самостоятельно выскочил оксалатовый камешек, весь искрящийся красивыми разноцветными вкраплениями размером 6 мм. в диаметре. Считаю, что в этом случае мне крупно повезло.

Дальнейшее уже зависело от моего поведения. Я лечился в санаториях Моршина, Трускавца, Железноводска, пришлось в течение многих лет соблюдать диету, правда, совсем не строгую. Прошло 50 лет, приступы колики у меня не возникали, хотя 15 лет назад при УЗИ у меня обнаружили небольшой камешек в той же почке, но он лежит на дне, не увеличивается в размерах и ничем себя не проявляет. Думаю, что здесь я во многом сам себе помог.

Приступим к описанию следующего, более сложного испытания.
В возрасте 56 лет я начал ощущать дискомфорт за грудиной при физических нагрузках. Это я сейчас прекрасно понимаю, что налицо классический признак стенокардии. А тогда я посчитал его за межрёберную невралгию и пару лет не особо обращал внимания, просто снизив физические нагрузки. Затем недомогания за грудиной стали досаждать сильнее.

В 1989 году я обратился в Коронарный клуб при 15-эй клинике, расположенный рядом с нашим городом. В нём можно было диагностировать и потренировать сердце по американской методике. Занятия были бесплатными. Метод заключается, насколько я понял, в постепенном ступенчатом повышении нагрузки путём торможения колеса, с замером давления и пульса после каждого повышения нагрузки. На первой ступени задаётся совсем маленькая нагрузка, скажем, 50 ватт, время кручения педалей — 3 минуты. Затем 3 минуты кручения вхолостую. На следующие 3 минуты даётся нагрузка 100 ватт. И снова 3 минуты холостых. Затем 200 ватт, 300 ватт...и далее до достижения предельных для каждого пациента нагрузок с учётом состояния его здоровья. Предполагается, что сердечная мышца, миокард, за 3 минуты не перегрузится, но немного потренируется, а за 3 минуты отдыха придёт в норму.  После этого идёт циклами снижение нагрузок до исходных 50 ватт. Весь сеанс занимает не более часа. Таким образом, за несколько десятков сеансов можно значительно повысить резервные возможности и выносливость сердца. Основной контингент составляли пациенты, перенёсшие инфаркт миокарда, результаты были налицо.

На этот раз врач, кардиолог-реаниматор, внимательный и очень опытный поступила со мной, как положено, очень осторожно. Меня усадили на велотренажёр, дали минимальную нагрузку и предложили крутить педали. Однако моё сердце едва выдержало минимальную нагрузку. Сняв кардиограмму, врач сказала: «Вам занятия противопоказаны, сердечная мышца очень слабая, следует, не откладывая, обратиться в Кардиоцентр для решения вопроса об операции на сердце». Для меня это было, как ушат холодной воды. Другого выхода, кроме как последовать её совету, у меня не было, моя судьба зависела теперь от Кардиоцентра, руководимого академиком Е.И.Чазовым.
Провели коронарографию, которая заключается в прохождения катетера в область сердца под контролем рентгеновской установки, впрыске контрастной жидкости, при этом рассматриваются и делаются снимки сердечных сосудов и их дефектных участков. Пациент находится в полном сознании и наблюдает процесс. И прозвучал приговор: «У вас из 3 главных артерий, питающих сердечную мышцу, одна перекрыта полностью, две других закрыты на 70-80%. Вам следует, не откладывая, согласиться на операцию аорто-коронарного шунтирования, иначе через несколько месяцев Вам грозит обширный инфаркт миокарда. Процедура стентирования, которая сейчас делается вместо шунтирования, тогда ещё не применялась. Для меня это был настоящий шок, я впал в панику. Я попробовал ограничиться терапевтическими средствами, полечился в Институте питания, но это мало помогло, и я решился на операцию.

Операция состоялась 22 марта 1990 года и прошла успешно, установили 4 шунта, бригадой врачей руководил известный кардиохирург Р.А.Акчурин. До этого он прошёл стажировку в Германии, оперировал многих известных деятелей, в том числе Черномырдина, а позднее — Ельцина. Операция была сделана бесплатно, по квоте, как это делается и сейчас. Все действия хирургов филигранно отработаны, риск неудачного исхода не превышает 1%. Через два дня из реанимации меня перевели в палату, выписали домой через 11 дней. Позже, когда я познакомился с технологией операции, я поразился её сложности, но хочу пощадить читателя и не буду её описывать. Врачи предупредили меня, что мне не стоит залёживаться, иначе шунты слипнутся. Их необходимо сразу начинать разрабатывать, заставить работать, для чего постепенно увеличивать нагрузку, в первую очередь за счёт ходьбы. После пребывания в реабилитационном санатории, где я частично потренировал сердце ходьбой, я снова обратился в Коронарный клуб. Первая пробная прокрутка на велотренажёре показала, что теперь состояние сердечной мышцы позволяет делать тренировки.
 
В течение 6 месяцев я тренировался по 3-4 раза в неделю по описанной ранее методике, в результате выкручиваемая на велотренажёре мощность при тех же допустимых давлении и частоте пульса увеличилась на 50%, что является хорошим результатом. Позже я продолжал тренировки темповой ходьбой по той же методике, циклами по 3 минуты, доведя скорость ходьбы до 140 шагов в минуту, что соответствовало скорости 7 км. в час и в течение следующих 3 минут шёл еле-еле. Тренировки проводились в течение 30-40 минут 3-4 раза в неделю. В течение нескольких лет во время отпуска и в один из выходных дней я старался проходить в день по 10-15 километров, обгоняя всех. Постепенно, с увеличением возраста, моя физическая активность постепенно снижалась, и теперь в 85-летнем возрасте, спустя 27 лет после операции, из которых 20 лет посвящены работе, я уже хожу совсем не быстро, и сердце и другие болячки снова накладывают свои ограничения. Пока обхожусь без посторонней помощи, что я считаю самым главным, езжу на автомобиле в пределах города, ковыряюсь на своём огороде, публикуюсь на сайте, меня всё это вполне устраивает.

Однако я не врач и не советую самостоятельно, без наблюдения врача, использовать приводимые методики, чтобы избежать ненужные риски. Я только хотел сказать, что не следует быть пассивным в поддержании своего здоровья, надо бороться за него всеми доступными средствами.

Приглашаю познакомиться с другими моими статьями на сайте, в разделе: "Очерки по здоровье, статьи о коронавирусе", посвященными медицинской тематике, под названиями: «Как сохранить здоровье и общаться с врачами», http://proza.ru/2016/09/19/48 и "Парадокс второй. Когда слабые живут дольше сильных", http://proza.ru/2016/03/18/2289 где я затронул вопросы, отражённые в названии.


Рецензии
Интересная история! Именно такие вдохновляют, дарят надежду, веру в себя, поднимают дух и разжигают стремление бороться за свое здоровье! Александр, здоровья вам, долголетия и успехов во всем!

Виталий Ас   25.07.2023 17:57     Заявить о нарушении
Октав, благодарю Вас за поддержку и добрые пожелания. С уважением,

Александр Смирнов 83   25.07.2023 23:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.