Дорогой жизни по дороге к храму

14 октября 2014

Поселок Юбилейный – один из наиболее пострадавших в ходе военных действий районов города Луганска. Он на долгое время попадал в «серую зону», то есть за черту последних блокпостов ЛНР, на линию фронта. Ежедневные артиллерийские залпы заставляли его жителей массово оставлять свои квартиры и уезжать в более безопасные места проживания. Было время, сюда не доезжал городской транспорт. Луганчане с замиранием сердца следили за развитием событий на южных окраинах города: «Опять стреляют? Опять. Прорвутся? Нет?..»

Да, люди уезжали из поселка, но, как и в других горячих точках Донбасса, не все. Оставались те, кому некуда или не за что было ехать, а, может, всем смертям назло, приказывали страху знать свое место и, сохраняя мир в душе, не только выживали сами, но и многим другим помогали выживать в эти страшные дни. Без преувеличения – во все века жили и живут среди нас скромные люди-герои! Думается, народная благодарность выявит их имена, не даст забыться их благородному подвигу. Но вот спроси такого человека о том, что он сделал, обязательно потупит глаза и скромно скажет: – «Да что вы, ничего такого я не сделал».

Так получилось и на этот раз. Народная молва докатилась и до моих ушей. На центральном рынке как-то встретила знакомую.

 – «Как же вы там выживали на этом Юбилейном без электричества, без воды, под шквальным огнем»? – спрашиваю.

Ответ меня приятно удивил.

– «Если бы не церковь наша, было бы намного тяжелее. Какие молодцы все-таки батюшки»!

Тогда и я призналась, что корреспондент и пообещала, что следующая моя статья будет о родной для жителей пос. Юбилейный церкви, возведенной в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

Мои опасения, что в понедельник церковь может быть закрыта развеялись еще при подходе. Рокот электрогенератора возвестил, что приход не может быть закрыт. Первое, что увидела – людей с баклажками и ведрами, спешащих по воду (в этом районе по сей день в домах нет света и воды). Мужчина с седой бородой, с ходунками, видимо, следящий здесь за порядком, тут же пригласил меня в храмовую трапезную на обед. Но цель моей поездки была иной – встреча с настоятелем Свято-Константино-Еленовского храма протоиереем Геннадием Романовичем Кравчуком.

Отец Геннадий провел меня в свой рабочий кабинет в строительном вагончике, где и состоялась наша обстоятельная полуторачасовая беседа, затрагивающая многие аспекты нашей жизни – от теологических, философских до приземленных, бытовых. Коснулись и спасения моей души лично. Но главенствующей темой – батюшка не дал уйти от нее в сторону – была тема МИРА, тема недопустимости решения политических нестыковок путем развязывания гражданской войны.

И ведь как все просто – живи по заповедям Иисуса Христа и спасен будешь. А будет общество соблюдать Заветы Божии – никакие козни бесовские, никакие расколы не одолеют такой народ, а войны – обойдут десятой дорогой. Все по воле Его совершается. И, порой, попускаются испытания народу ради очищения, дабы спасти его от главного врага рода человеческого, цель которого – разложение общества.

Русский народ всегда спасала и спасает православная вера, – говорит о. Геннадий. – С Православием бороться бесполезно. С самого основания Церкви с ней идет борьба. Но это борьба такая, бесовская, это не между людьми. Вера – она не материальна, она в душе человека. Если у человека есть вера, ее никакой войной не выбьешь, а если ее нет, то можно найти массу причин неверия. Всегда, во все времена Православие испытывало гонение. Это и в советское время было, когда храмы закрывались, а священников расстреливали или ссылали в лагеря. И ранее, в период массовых гонений на христиан, когда их казнили на площадях, истязали, бросали диким зверям, сжигали храмы и дома, но верующих христиан вопреки всему, становилось не меньше, а наоборот, в разы больше. В Библии говорится, что то, что создано Богом, человек не может победить.

Яркий пример попытки уничтожить каноническое Православие – это раскол. Но в нашем регионе такая попытка не увенчалась успехом. Построенный неподалеку отсюда храм Киевского патриархата стоит осиротевший, туда люди практически не ходят. Но и автоматом не утвердишь Православие. Его нужно утверждать молитвой, покаянием и добродетелью. Я внимательно слушаю нашего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. А он в каждом своем выступлении говорит о том, что эту братоубийственную войну нужно как можно быстрее прекращать. Поэтому на каждой литургии мы читаем молитвы о МИРЕ и прекращении боевых действий на Донбассе. Это не наша война, это война политиков. И с той, и с этой стороны – православные люди. Господь в своей Нагорной проповеди ублажает именно миротворцев, т.е. тех, кто поддерживает мир и умиротворяет между собою враждующие стороны.

На мои приземленные вопросы: «Каким образом удалось при церкви в условиях обстрела создать оазис жизни для значительной части населения поселка?», «Как пережили весь этот смертоносный ужас вы и ваши прихожане?», протоиерей Геннадий Кравчук ответил:

– Да как все в Луганске, так и мы пережили. Никто ведь не знал куда упадет, поэтому все в равной степени страдали. Поэтому не надо думать, что кому-то хуже было. Всем было одинаково. Разрушений немало оставили эти события как в пос. Юбилейный, так и в других районах города. Есть попадания и на территорию храма. Окна вылетели, немного задело и сам храм. Но повреждения незначительные были, уже все залатали. Несмотря на это Богослужения проходили в штатном режиме. Когда люди массово отсюда уезжали из 15-20 тысяч населения поселка осталась всего одна тысяча. На первую гуманитарную помощь записалось столько. Отсюда и цифра оставшихся в поселке. Но я и им говорил, что если есть у них возможность, пусть уезжают. Хотя, все же, не всех благословлял уезжать. Некоторым было дано благословение оставаться здесь. Прежде всего тем людям, кто по долгу служения Господу призван обеспечивать порядок совершения Богослужений. Это коснулось наших батюшек, регента храма Елены Викторовны Леонтьевой с ее хором и поваров. На сегодняшний день меня радует, что люди массово возвращаются в свои дома.

– А генератор у вас был или пришлось покупать?

– В первый же день, когда отключили воду и свет, мы поняли, что это надолго. Тут же собрал все деньги, что были в храме и дома и купили генератор. А через некоторое время, увидев, что одного мало, пришлось приобрести второй генератор. Обслуживание этих электрогенераторов требовало постоянного присутствия, кроме этого постоянно приходили люди, которым была необходима духовная и практическая поддержка. Поэтому мною было принято решение жить на приходе. Незаменимым помощником и моей правой рукой здесь был Анатолий Васильевич Леонтьев. Он уже много лет заведует хозяйственной частью прихода, и в это, особенно тяжелое время, также проявил готовность жертвовать своими интересами во благо Церкви. Первое время после повреждения водопровода и подстанции вода была только у нас. Людям за ней приходилось ходить под бомбежками со всех уголков поселка и близлежащих районов.

– А людей вы и раньше кормили в трапезной?

– Мы в течении последних 10 лет по воскресным дням после службы кормили людей. Ранее это были братские трапезы и кто хотел, мог прийти, разделить их с нами. Когда поняли, что народу будет трудно выжить в условиях блокады, стали кормить каждый день. Каждый человек, имеющий нужду, может прийти и покушать, кроме того, мы еще и с собой даем, наливаем в банки, кастрюльки. В поселке есть люди, которые не в состоянии добраться до храма. Мы собрали сведения о них, составили списки. Наши помощники – как сейчас стало модно называть – волонтеры этим немощным людям носят еду и воду по месту жительства, а также в больницу. Нашлись и люди, которые взяли на себя этот труд. Это и Надя, и Лена, и Анна и Нина, и Коля, и другие. Они пришли к нам с желанием именно помогать, без всякой оплаты. Одни картошку на борщ садились чистить, другие – кашу варили, третьи – людей кормили, порядок наводили, по домам разносили. Начинали с 20-30 человек, а в последнее время ежедневно готовим обеды уже на 300 человек. Я очень благодарен нашим добровольным помощницам и помощникам.

– Вам кто-нибудь помогает в обеспечении продуктами? Это же немалые количества!

– Часть продуктов мы покупаем на рынке. Часть – нам завезено ополченцами, которые стоят на Юбилейном. Мы с ними постоянно держим связь. Очень хорошие, отзывчивые ребята! Они нам привозили сюда крупы, муку, овощи и другие продукты в желании помочь населению. К генератору мы даже подключали холодильные камеры, сохраняли в них скоропортящиеся продукты. Но, в основном, продолжаем покупать продукты на рынке. Бывает удача, что и мясной обед удается приготовить. Вот так мы и живем здесь. Со всеми поддерживаем добрые отношения. Тяжелые испытания всех уравняли, сплотили, всех примирили. Ходят к нам за водой и директора, и бизнесмены, и православные, и еретики, и сектанты. Никому не отказываем.

– И в заключении, батюшка Геннадий, для всех луганчан, для всего региона распространения газеты «XXIвек», произнесите проповедь о МИРЕ! Мы все о нем так мечтаем!

– Каждый здравомыслящий человек, каждый православный человек, если в его стране происходили какие-то войны, во все времена хотел одного – МИРА! Никакие цели, никакие завоевания не оправдают того, что у людей, а, тем более, у детей, были отняты жизни.

Я приведу пример из нашей обыденной жизни. Раньше, особенно после победы во Второй Мировой войне, когда люди собирались со своими близкими отпраздновать какое-то значимое событие в их жизни первый тост всегда произносился за МИР. И у меня, и, наверняка, у многих людей мелькала такая мысль: «Да что, более важной темы нет»? Ведь собрались за столом совсем по другому поводу: свадьба, день Ангела, крещение ребенка, например. Произнести слова за мир в этой ситуации казалось уже неактуально. Каждый раз: «За мир, за мир, за мир…» Сколько можно?

А теперь, когда я воочию увидел, что такое война и какие последствия она несет, то понял, на сколько старшее поколение было право. Нет ничего более важного, чем МИР в твоем доме, в твоем городе, в твоем Отечестве. Чтобы люди ни страдали от попадания в их дома бомб, не терпели лишений, таких, какие переживаем мы. До сих пор ведь не можем прийти домой и нормально искупаться, приготовить себе кушать и, иногда, даже просто утолить жажду. Вот теперь я понял цену МИРУ по-настоящему, и я хочу, чтобы был МИР. И очень хочется надеяться, что я не одинок в своих выводах, что наш многострадальный народ, пройдя через испытания войной, достойно перенесший лишения, раз и навсегда установит МИР и больше не допустит в наши края такое бедствие, как война. Очень хочется, чтобы наше общество консолидировалось и стало единым православным организмом, и детей своих воспитывало бы на традиционных для нашего народа православных ценностях. На каждой Божественной литургии произносятся такие слова: «Возлюбим друг друга да, единомыслием исповемы»! То есть, чтобы у нас всех было единое сердце, единая мысль, единый организм. И мы со всей Православной Церковью молимся о том, чтобы не было между нами разногласий, которые бы завели народ, как теперь происходит, на путь распрей, смут и гражданской войны. Самый плохой мир всегда лучше любой войны. Где-то и сейчас идут бои, но у нас, в поселке Юбилейный, да и в Луганске перестали стрелять. И мы каждый вздохнули с облегчением, на себе испытали результат «плохого» мира – шаткого перемирия. Очень хочется, чтобы и те, кто выжили под обстрелами, и те, кто вернулся домой из скитаний не подвергался бы больше ежедневному риску быть убитым, чтобы больше никто никуда вынужденно не уезжал, чтобы им в своем доме жилось безопасно и счастливо, чтобы МИР всегда царил и в нашем поселке, и в государстве нашем, и в мировом масштабе – тоже.

После беседы батюшка Геннадий провел меня в храм в честь святых равноапостольных Константина и матери его Елены, где я познакомилась с протоиереем Георгием. Затем мы прошли в трапезную, оттуда – в кухню под открытым небом, сооруженную для готовки большого количества пищи. Верные храму повара рассказали, как и сколько раз рядом с ними разрывались снаряды, как переживали за храм, за любимых батюшек: протоиерея Геннадия Романовича Кравчука, протоиерея Георгия Ивановича Лысенко и иерея Сергия Александровича Цапука, которые ни одного богослужения не пропустили, каждый день о. Сергий на велосипеде в храм добирался. Тяжелое воспоминание оставило событие, когда на территории храма взорвалась мина, когда в церковном дворе от нее куча осколков лежала. «Мы всегда с молитвой в храм идем, и готовим с молитвой. С молитвой – и под обстрелом не страшно»! – подвели итог труженицы.

Протоиерей Геннадий также тепло отозвался о директоре СШ №53 Савенко Александре Владимировиче, потому что в это трудное время он смог оборудовать в школе бомбоубежище. 25 человек в нем жили постоянно, остальные – приходили. Туда также из храма доставляли воду и еду. Кто мог – помогал при храме. А дорогу в сто метров от школы до храма назвали ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.


Рецензии