Ида

Тихушница
 После урока литературы Ида подошла к учительнице и спросила:
- Мне так понравилась эта книга… Скажите, пожалуйста, а другие вещи этого писателя можно прочитать? Они где-нибудь есть?
- Конечно, он не очень известный, писатель второй величины. Но в библиотеках должны быть книги.
- Спасибо, попробую поискать.
- Удивляюсь, как ты находишь время читать, - улыбнулась учительница. – Остальных не заставишь открыть даже то, что задано. У тебя поэтому, наверное, такая правильная речь. И, вообще, ты всегда такая спокойная, аккуратная какая-то…
- Спасибо, приятно.
С недавнего времени Ида стала придавать значение комплиментам. Ей исполнилось тринадцать лет, она чувствовала себя девушкой, для которой открыта дверь в любовь, романтику, мечты. Всё это теперь стало и её принадлежностью.
После уроков Ида гуляла во дворе. Она могла побегать с девчонками, могла просто ходить и обдумывать свои стихи. Совсем недавно она стала замечать привлекательного мужчину, который где-то в пять часов заходил в соседний подъезд. Странно, Ида никогда не видела его раньше. Может быть, он переехал только что? Хотя до своего подросткового возраста она не видела много прекрасного. Ида понимала, что этот человек намного старше, только это уже не останавливало её подростковый расцвет. Она стала обращать внимание, когда в магазине или на улице её называли девушкой. В школе её знают с первого класса, а кое-кто и с детского сада, поэтому всё ещё смотрят на Иду как на малявку.
Для Иды стало традицией выходить во двор и ждать, когда таинственный незнакомец придёт с работы. Она выходила гулять примерно в половине пятого, а уходила в половине шестого. Ида хотела пропитаться атмосферой, самим воздухом, в котором находился её любимый. По выходным она иногда видела, как он выходит в магазин. Почему-то это укрепило наивную мечту Иды, что он живёт один. Вряд ли он никогда не женился, возможно, сейчас в разводе.
Иногда незнакомца привозили к подъезду в машине. Ида понимала, что машина принадлежит не ему, а, наверное, коллегам. Однажды любимый Иды вышел из машины вместе с другим человеком. Ида поняла, что они ругаются, хотя на расстоянии не слышала их разговора. Потом тот, кто вёл машину, вернулся в неё. Любимый Иды, раздражённый, пошёл к подъезду. Ида огорчилась, видя его состояние.
- Не расстраивайтесь, - сказала она, подойдя к нему.
Любимый Иды в удивлении остановился. Ида, забыв обо всём, раскрыла руки и обняла его. Он снова искривил лицо, увидев незнакомую обнимающуюся девочку. Мужчина оттолкнул Иду и вошёл в подъезд.
На следующий день Иду вызвали в кабинет директрисы. Она подумала, что её хотят отправить на олимпиаду по русскому языку. В кабинете Ида внезапно увидела своего любимого. Рядом с ним стояла учительница биологии, которую недолюбливали ребята. Чуть поодаль – учительница русского языка и литературы, классная Иды.
- Вот она! – воскликнула учительница биологии. – Она ходит за моим мужем, он уже боится проходить через двор! У неё началось созревание, а мы должны страдать!
- Ида, это правда? – спросила директриса.
- Она влюблена в моего мужа!
- В какого мужа? – не поняла Ида.
Директриса кивнула в сторону любимого Иды.
- Все дети носятся по коридорам и орут, а эта вечно такая тихушница! Такие, как она, потом устраивают такие эскапады, что не расхлебаешь! В тихом омуте черти водятся!
Ида не находила слов. Так, значит, её возлюбленный – муж биологички? Ида ни разу не видела биологичку в своём дворе. Женщина всегда казалась ученикам глубоко пожилой. Хотя, с чего Ида решила, что этот мужчина одинокий? А если бы он был женат на любой другой женщине?
- Ида, ты влюбилась в этого человека? Ида, ты хотела разрушить семью? – одновременно спросили классная и директриса.
– Да, я влюбилась… - Ида поняла, что не знает имени мужчины. – Но я не знала, что это муж и жена.
  – Она хотела увести у меня мужа! – забилась в истерике биологичка. – Она в школе тихоня, а во дворе сидит на лавочке с парнями, пьёт пиво!
Ида вспомнила, что возле подъезда, где живёт её любимый, сидели на лавочке парни.
- Это правда? – директриса пошла по второму кругу.
Ида почувствовала, что её трясёт, как в ознобе.
  - Извините, но почему я сейчас должна вам что-то объяснять? – её начала раздражать ситуация. – Я не знала, что это муж и жена, если кого-то интересует это. А то, что я чувствую, касается только меня.
Учительница русского языка и литературы вывела пылающую Иду в коридор.
  - Давай ты немного успокоишься и сейчас расскажешь всё сначала, - предложила учительница.
- Я не знаю, что мне ещё вам рассказать, - еле слышно выдавила Ида. – Да, я влюблена в него. А если вы спрашиваете, знала ли я, что это муж и жена, я этого не знала.
Женщина находилась в изумлении. Если Ида отрицает то, что она могла знать о браке мужчины и биологички, это ещё объяснимо. Но почему она не отрицает то, что она влюблена в него? Ведь она должна отрицать факт любви, это избавило бы её от затруднений. Но Ида откровенно говорит, что она влюблена, хотя, по её словам, не знала о том, чей это муж.
- Хорошо, я тебя поняла. Можешь идти в класс, можешь уже не на этот урок, а на следующий.
У Иды оставалось время сходить в столовую и попить воды, досиживать урок уже не имело смысла. На других уроках Иду больше не вызывали с объяснениями, ни в этот день, ни потом.
   
Проба пера
 Когда люди читали прозу и стихи Иды, про её творчество каждый раз говорили: «Проба пера, хорошее начало». Ида не знала, плакать или смеяться. Она пыталась что-то писать, сколько себя помнила. Более или менее осмысленные вещи стали получаться в двенадцать лет. Ида уже давно начала писать и сформировала свой стиль, сейчас она выпустилась из вуза, но её всё ещё воспринимали как наивную девочку, которая всё начинает и начинает…
Иду относили к «молодым авторам». Это, казалось бы, просто статус, отличный от «пожилых авторов». Но Ида знала, что это ироничное определение. «Молодые авторы» бывают двух видов. Первый: очень агрессивные, стремящиеся высказать, как плохо им и как плохо всё вокруг, не стесняющиеся для этого в выражениях. Это точно не Ида. Второй: крайне сентиментальные, вышедшие из сочинений «Как я провёл лето» и альбомных стихов «Кого люблю, тому дарю». Иду пытаются причислить к этому виду. Такими девочками легко могут управлять издатели коллективных сборников: дескать, я зажёг новую звезду. Звезда Иды зажглась давно и уже скоро погаснет, она сделала сама себя и уже состарилась. Одно время Ида работала внештатным корреспондентом в журнале «Октябрь» и публиковалась там. К ней с душой отнеслась член редколлегии Нина, она годится Иде в старшие сёстры. Нина деликатно подходила к творчеству Иды, выросшему из детского писательства, но не вросшему во взрослое. Хотя, возможно, каждая вещь, написанная Идой – проба пера, ведь эту конкретную вещь она написала в первый раз.
Ида печатает тексты на компьютере. Про неё даже трудно сказать, что она пишет, в смысле, пишет от руки. Возле компьютера Иды сидит лошадка, сшитая из перчатки. Ида остаётся вечной девочкой. «Комплекс Питера Пэна» - говорят о ней усталые и озлобленные пожилые люди. Ида в глубине души знает, что её вечная молодость – не от легкомыслия, не от отсутствия постоянной работы с официальным трудоустройством. Ида не меняется, потому что её любовь остаётся неизменной.
Ида влюблена в женатого мужчину старше себя. Причём такая история случилась с ней не в первый раз, первая случилась в тринадцать лет. Так шокирующе звучит: «влюблена в женатого мужчину старше себя». Тому, кого она любит сейчас, не так уж много лет. Он на семь лет старше Иды. История её любви началась не вчера, он за этот срок успел развестись с женой, всё к тому шло. Но он не решается приблизиться к Иде, потому что её любовь слишком возвышенная, такой любви трудно соответствовать. Рядом с тем человеком появляются другие женщины, не предъявляющие к нему чрезмерных требований. Про Иду шепчут гадости девушки и женщины. Они сами встречаются с женатыми, разведёнными, полуразведёнными, но им удаётся делать это незаметно. А любовь Иды, о которой она и её возлюбленный ни разу не заговорили вслух, становится заметной с полувзгляда.
  - Когда она училась в школе, она влюбилась в мужчину среднего возраста, который потом оказался женатым на её учительнице. Это чувство принесло Иде боль, но оно же подарило ей мечту о том, какой она видит свою любовь, - объясняла Нина. – Её мечта воплотилась в том, кого она любит сейчас. Когда она не знала его, она уже хотела его встретить, и даже путала его с кем-то другим, кто не являлся её мечтой. Из-за этой мечты Иду называют полупрофурсеткой и ведьмой, а я называю её счастьем и, опять же, мечтой.
Иногда, в тяжёлые минуты, когда Ида видит любимого с какой-то незнакомой женщиной, ей кажется, что вся её литература дописана и пора устраивать прощальный бенефис. Но потом откуда-то находятся силы, она вырывается из страдания, стряхивает его с себя и начинает писать снова. Если честно, сюжеты Иды всегда об одном и том же – о её любви. Она пытается скрыть это деталями, декорациями, занавесками. Но всё равно понятно, в чём основа её творчества. Она списывает женские образы с тех, кого она знает. Но со всеми героинями Иды происходит такая же любовь, как и с ней. Пусть она прицепит к этому сколько угодно фактов из их биографий, любовь Иды проникает в такие истории.
  - Ни с кем из нас не случалось того, что она описывает, - сделала вывод женщина, читавшая прозу Иды. – В середине этого рассказа, например, она написала про мои поиски работы по образованию, но я же понимаю, ради чего она изливается в письме. Мы в её возрасте как-то не думали о таком, ставили общественное выше личного.
  - То, что она написала относительно меня – правда, - призналась её подруга.
  - Прямо не верится! Когда с тобой это случилось?
  - После выпускного.
  - А тогда ты ничего не говорила…
 - Если бы я рассказала, вы сказали бы, что я должна думать об общественном. Я боялась.
  - Да ты что, я говорила так только о себе, а если кто-то хочет думать о личном, это его право! Никто бы ничего не сказал.
  - Ну, не знаю, а всё-таки…
Однажды любимый Иды, прочитав какой-то её тысячный рассказ, пришёл к ней и сказал: «Когда я читаю то, что ты пишешь, там всё происходит идеально. Я просто боюсь, что не смогу дать тебе это в реальности. Но теперь попробую, зачем всё время оправдываться, что идеальное бывает только в сказках?» Он обнял её, и ей показалось, что она легко-бесплотна, как её мечта.
  - Всё ещё впереди, - шептал он, и его дыхание касалось волос Иды.
  - Всё ещё впереди! – повторяла она. – Ничего не начиналось!
Ида нашла постоянную работу. Глядя на неё, люди часто удивлялись, почему Ида проникает в суть вещей, как многое повидавший человек, но при этом оптимистичная, как подросток? По мнению Иды, ей помогла всё это сохранить её мечта.               


Рецензии