О маме

          После смерти отца мама стала смыслом всей моей жизни. После его потери я боялся потерять мать. С этого момента слово мамы было для меня законом жизни. Просыпаясь по утрам, а просыпался я очень рано, в пять утра, был жаворонком, я тихо подходил к её кровати и смотрел, дышит ли она. Когда видел, что мама дышит, опять ложился в кровать и смотрел в её сторону. Именно в этот период я твёрдо решил для себя, что сделаю всё, чтобы заменить маме отца. Я твёрдо решил для себя, что буду безгранично любить её, буду учиться, работать, зарабатывать деньги и помогать ей. Эти мысли стали стимулом для всей моей жизни.

  В школьные годы я много времени уделял учёбе, занятию спортом, я ходил в секцию классической борьбы, творческому развитию, ходил в кружки художественной самодеятельности — очень любил петь, трубил на пионерском горне, стучал в пионерский барабан, а со временем купил гитару и научился на ней играть. Успехов добился в классической борьбе, занимался на Гастелло у Геннадия Хрюкина. Тренер меня многому научил. За это я ему очень благодарен. Тогда я полюбил этот вид спорта, классическую борьбу. В то время мечтал достичь хороших результатов и достигал, занимая на соревнованиях призовые места. К примеру, в тридцатипятилетнем «Победе» занял второе место.


 Тогда я впервые узнал, как судьи несправедливо засуживают спортсменов. Перед выходом на ринг у меня всё горело внутри. Я жаждал одного — начала борьбы. С выходом на маты проходили все волнения ожидания, потому что всё моё внимание было сосредоточено только на схватке. Ежедневными изнурительными тренировками физически и морально был подготовлен к борьбе с любым соперником. А ещё в любой схватке мне помогала мама. Мыслями я весь был с ней. Со стороны мамы чувствовал моральную поддержку в жизни. Для неё доказывал, что я сильный и могу одержать победу.

 Бороться любил в партере. Моим любимым приёмом, спасавшим меня в любой непредвиденной ситуации, был мостик. К сожалению, в этой борьбе судья посчитал, что мои плечи коснулись ковра, и отдал первое место моему сопернику. Конечно, в тот момент я огорчился, но потом понял, что это первые мои соревнования республиканского уровня и у меня всё впереди. Второе место — тоже призовое место. Главное, у меня была мама, и с её именем я смогу повернуть любые реки вспять.


Тогда, в детстве, ещё не осознавал, как мысль о маме, а потом память о маме будет помогать мне в жизни добиваться любых жизненных побед. Как она станет главным стимулом в достижении любой поставленной цели.


 Секцию борьбы затащил всех своих одноклассников. Среди них был и Серёга. Отличник, много читал, был лидером и заводилой в классе. Он был для меня примером, многому учился у него. Главное, он был умным. С тех пор старался общаться только с умниками. У них можно было чему учиться. Серёга стал доктором наук, я же дошел в учёбе до аспирантуры.

 Однажды у нас произошла неожиданная встреча. Таня, подружка моя, послала меня к нему забрать гитару. У меня сердце колотилось от представившейся возможности увидеть своего одноклассника. Когда он открыл дверь своей квартиры, я обомлел: вот он, Серёга, я тебя не видел столько лет. Но наш Серёга меня не узнал. Я не знаю, как я не показал ему своё волнение, а тут ещё смех от счастья, что увидел друга детства, и который меня совсем распирал оттого, что наш Серёга меня не узнал. Мы должны были спуститься за гитарой на этаж ниже. Спускаясь в лифте, мы стояли друг против друга. В этот момент я еле удерживался от смеха, он меня так подпирал. С трудом я не выдал себя, в руках была газета, которой прикрыл своё лицо.

Спускаясь в лифте, я наблюдал за Серёгой, который даже не смотрел на меня. Наш Серёга был уже не Серёга, а Сергей Григорьевич, весь из себя важный и серьёзный. Он был в очках, а голова была наполовину лысой. Профессор, что ещё скажешь. В общем, он меня так и не узнал, а я не выдал себя. Выйдя на улицу с гитарой в руках, смех сквозь слёзы наконец-то вырвался из меня. В тот момент я спросил себя: «Неужели я так изменился?».

Немного успокоившись от встречи со своим одноклассником, лидером нашего класса, вспомнил, что я хотел рассказать ему о своих успехах. Благодаря его примеру закончил не только училище, институт, академию, я сейчас учусь в аспирантуре. Хотел сказать ему большое спасибо за то, что он заставлял нас, своих одноклассников, в детстве читать книги, на своём примере показывал пример в учёбе. Серега — отличник и гордость наша класса, человек, на которого ровнялся весь наш класс и даже школа.

 В детстве такие люди, как моя родная мама и наш лидер Серёга Ковалёв, заложили во мне ряд черт характера, как трудолюбие, твёрдость духа, целеустремлённость и много других качеств, которые помогли мне в дальнейшем достичь определённых результатов в жизни, перенести все её трудности и удержаться на плаву.
 
   Однажды со мной на уроке русского языка произошел курьезный случай. Это было в пятом классе. На уроке русского языка по заданию учителя класс писал предложения под диктовку отдельно взятых учеников. Этот случай, произошедший на этом уроке, в корне изменил мое отношение к учебе. Так вот, подошла моя очередь диктовать предложение вслух. Не помню, о чём шла речь в предложении, но хорошо помню, что в нем было слово «народ». Я, уверенный в себе, что слово «народ» пишется согласно правилу «ОРО». Я диктую... Да, да, именно так и диктую, громко так, с гордостью и с уверенностью, что я знаю русский язык не хуже всех, на весь класс «НОРОД» и обосновываю, уже стоя, правописание этого слова этим правилом. Какой ответ мог прозвучать, вы все можете понять. Мой учитель также громко, выговаривая каждое слово, произнесла: «Садись, два, и чтобы завтра твои родители пришли в школу». Это был первый полный мой провал в жизни. Но этот курьезный случай стал моим первым жизненным уроком, который я запомнил на всю жизнь.
 Мама, конечно, пришла, потом были разборки, где она сказала: "Ещё раз меня вызовут в школу, считай, что ты, не мой сын". После этого случая меня не надо было заставлять ежедневно садиться за уроки и заниматься самостоятельно. С этого дня, вернувшись со школы, пообедав, в первую очередь, я садился за выполнение домашних заданий.

 После этого случая уже не только сам делал их, но и приучал это делать других моих одноклассников, которые не преуспевали в учёбе. Ко мне стал ходить мой одноклассник, которого я просто заставлял тупо заучивать то, что написано в книге. А он отвечал на уроках и получал четвёрки и пятёрки. В конце концов школу закончил без троек.

 Мечтой моего детства была одна заветная червоточинка. У меня была заветная мечта — стать артистом. Вы не поверите, после окончания культурно-просветительного училища, театрального отделения я был зачислен актёром Стерлитамакского государственного драматического театра. Началом этой творческой карьеры послужил мой просмотр по телевизору «Енисея» фильма, в котором я увидел, как эти артисты целуются. Всё, этот эпизод убил меня буквально наповал. Я не знал, где учиться на этих артистов. Однажды моя Танюшка встречает меня возле колонки и говорит: «Ты куда собираешься поступать?». В ответ отвечаю: «В театральный». Слышу её реакцию на моё заявление: «О, я еду в культпросвет поступать на театральное отделение». Что тут со мной произошло, знаете, как я загорелся и ухватился за эту идею.
— А что для этого надо? — произнес я.
— Выучить и прочитать наизусть с выражением стихотворение, басню и прозу. Тут же на месте я принял решение и заявил своей будущей подружке:
— Всё, еду вместе с тобой в Стерлитамак поступать в училище.

  Определившись с училищем, я поставил цель поступить в него. Басню я выбрал, где написано «У сильного всегда бессильный виноват». Да, это известная басня Крылова «Волк и ягнёнок». Стихотворение взял Максима Горького — «Песня о Буревестнике»: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный». То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы».

 Если бы вы слышали, как я читал басню Крылова и стихотворение Горького.
При чтении басни я преображался в коварного Серого Волка, готового напасть на беззащитного ягнёнка, потом я был в роли ягнёнка, до смерти напуганного большими зубами волка. В стихотворении Горького я взмывался в высь, чувствуя себя Буревестником, летящим над разбушевавшимся морем. От моего эмоционального выступления все были в восторге.

 В училище я поступил, получив по специальности оценку пять. Экзамены по истории не сдавал, у меня была и заслуженная Почётная грамота. За это спасибо моей учительнице по истории Александре Ивановне Михайловой. Благодаря моей любимой учительнице Александре Ивановне Михайловой в школе я полюбил предмет истории, по которому на итоговых выпускных экзаменах получил наивысшую оценку — пять.

 Училище я закончил с отличием. Моя мама сыграла огромную роль и в дальнейшем процессе моего обучения в вузах. Вспоминается одна, когда мама, возвращаясь с работы... Мы шли домой с поезда, я всегда, когда был дома, встречал мать. Дело в том, что она работала санитаркой, на свои кровные девяносто рублей и остатки пищи возила, забирала, чтобы кормить поросёнка, которого мы держали. Так вот, идем мы домой, а мама беседует со своей знакомой и говорит с гордостью, что её сын учится в училище, а после окончания будет поступать в институт. Так мне её слова запали в душу, что забота об учёбе в институте стала главной моей целью. Любимый культпросвет я окончил с красным дипломом, с одним экзаменом поступил в Челябинский институт культуры, получив пятёрку по специальности.

 Потом была Президентская академия и аспирантура, которую я, конечно, не закончил. Но диссертацию написал. Бросил я её из-за людской зависти и злых языков, хотя мысль закончить червоточит меня до сих пор... Но всегда в учёбе меня поддерживала моя мама, которую я любил, и буду любить, и помнить до конца жизни.

  Мама, моя мама, какая она была? Добрая, сердечная, любимая и очень ранимая. Смерть отца подорвала её здоровье. У неё была гипертония, которая и стала причиной её смерти. Она прожила ровно 12 лет после смерти отца, но за это время сделала всё, чтобы поставить меня на ноги, за что я ей благодарен.
Она умерла 23 марта 1980 года, в год Олимпиады. Говорят некоторые: нет Бога на свете, а я уверен, что есть он. Наши последние две недели пребывания вместе были подарены именно им, хотя мне пришлось пройти испытания. После возвращения из армии, а я служил в войсковой части, где запускали в космос Белку со Стрелкой (сегодня уже можно говорить об этом, мы давали подписку о неразглашении), я пробыл дома буквально неделю. Всё это время мы с мамой не могли нарадоваться нашей встречей.

Я уехал в Стерлитамак. Так вот, перед самой практикой я сдал кровь, чтобы съездить домой и побыть с мамой вместе. Но сдача крови стала причиной моей болезни. У меня обнаружили миокардит — воспаление сердечной мышцы. Меня положили в больницу, где я пролежал целый месяц. Маме, конечно, я ничего не говорил, в письмах писал, что упорно сдаю экзамены. После выписки у меня оставалось две недели до окончания практики, на практику я не поехал, а поехал домой, где я в последний раз общался с матерью. Это были необыкновенные две недели, подаренные мне БОГОМ. Мы с мамой были самые счастливые люди на земле. У нас было много планов (особенно у меня). Я мечтал, что закончу учёбу, женюсь, буду работать, мама уйдет с работы и будет воспитывать своих внуков, моих детей, а все заботы по хозяйству я возьму на себя.


Помню ещё перед армией, будучи шестнадцати-семнадцатилетним парнем, я перекрывал крышу на террасе. Крыша протекала и погнулась из-за гнилости стропил. Денег у мамы не было, чтобы заплатить строителям. За ремонт взялся я сам, благо стройматериалов в нашем сарае было много, остались после отца. Не знаю, не имея строительного опыта, крышу я разобрал и перекрыл. Помню только один момент, как сосед ругал своего старшего сына из-за меня. Говорил ему: «Вон смотри, пацан крышу перекрывает, а ты ничего по дому не делаешь». В отпуске я успел сделать ремонт еще и в бане. Отремонтировал печь, заменил сгнившие бревна в стене, полы и полати, а после возвращения из армии, уже после смерти матери, заменить забор, полы в доме, покрасить дом. Делал всё, что было необходимо по хозяйству. Одно я тогда понял: что голова соображала, а руки были вставлены правильно.

 А самым счастливым моментом в те последние две недели было наше посещение моей бабушки, мамы моей мамы. Мы были самыми счастливыми людьми на этой земле, может, оттого, что я был похож на отца, мама как-то с необыкновенной любовью относилась ко мне. В тот день мы всё время смеялись, по-настоящему радовались жизни от счастья, оттого, что я вырос и вернулся из армии и очень в тот момент напоминал ей отца, которого она так сильно любила. Казалось, что это не я вернулся из армии, а он, мой отец, вернулся после долгой разлуки к ней. По дороге к автобусу в овраге я провалился в снег всеми ногами. Увидев меня, провалившегося обеими ногами по колено в снег, она начала так смеяться, что я понял: моя родная, моя любимая мама была счастлива в эти необыкновенные, дарованные нам Богом минуты.

  Последний момент нашего совместного пребывания было 8 марта. Я ещё спал, а мама собиралась на работу, предупредив меня о встрече в Уфе. Мы должны были купить куртку, она уехала, и больше я не видел живой никогда. Наши дороги были перекрыты. Куртку я купил сам. 16 марта, в субботу, я не поехал домой, так как был день рождения у нашей классной руководительницы, а 18 марта сердце моё заныло. Всю неделю я ходил как чумной. С пятницы на субботу я вижу сон: винтообразной лестнице спускают два красных гроба с чёрными крестами. Я не мог вырваться из училища, потому что были уроки. У меня болело сердце, неокрепшее после болезни, и была тревога на душе.
После окончания учёбы я поспешил домой. Помню, на автовокзале какая-то женщина плакала, у меня слёзы нахлынули на глаза, а в голове билась мысль: только бы мама была жива, только бы мама была жива. Не помню, как я добрался до брата, зайдя в его дом, он мне заявил: «А мамы целую неделю нет дома». У меня опустились руки. Здесь же были моя тётка и дядька. Они сказали, что едут с похорон брата моей бабушки. Тут же я вспомнил о двух гробах. Неужели второй гроб мамин?

 ННе знаю, что за качество у меня такое, я сразу же собираюсь и начинаю действовать. Я предложил тётке поехать к маме на работу. Она согласилась. Мы собрались и поехали в Уфу. По дороге мы встретили одну женщину, с которой тётка поделилась о том, что мама пропала. Эта женщина шла на работу, она работала в местной больнице. Если бы я тогда знал, что она, моя мама, уже лежит в ней, в этой больнице, но чёрт нас понёс в Уфу. Электрички не было, мы поехали в Уфу по объездной дороге. Мы попали в этот вечер на мамину работу, где нам сказали, что у мамы был инсульт и она лежит в республиканской больнице. Главным для меня было то, что она жива и лежит в больнице, а значит, будет жить. Я верил, что врачи спасут её. Но не тут-то было.

  Вернувшись домой к тётке, нас уже дома ждала сноха. Она-то и сказала, что мама лежит в нашей больнице. Мы собрались и выехали домой, благо успели на последнюю рабочую электричку. Придя в больницу, к сожалению, нас не впустили к ней, сказав, что мы все пьяны. Будешь здесь пьяным. И это была последняя возможность увидеть маму живой. Мне ничего не оставалось делать, как идти домой и лечь спать.

 Утром я чистил снег во дворе. Прибежала сноха, сказав мне, что надо срочно идти в больницу. Бросив всё, я побежал, но, не доходя метров сто до больницы, я приостановил бег и пошел пешком. В голове была одна мысль: всё поздно, мама умерла.

 Я увидел её на больничной койке, подошёл к ней, взял её руку, она ещё была тёплой, это было последнее ощущение теплоты материнской руки, и увидел слезу на правой щеке её лица. Нет, я не зарыдал, я не бился в истерике. Я думал об одном: теперь мне надо достойно проводить маму в последний путь. Машина, документы, морг, покойники в морге, среди которых я положил мать, и заботы о похоронах.

  Помню, что я крутился как белка в колесе. Я что-то делал, исполнял поручения по поручениям моих тёток. Лишь иногда садился у гроба и рыдал, я не плакал, я рыдал. Как и сейчас, вспоминая эти моменты. Слёзы гроздьями катились из моих глаз. Похоронили маму в деревне. Я нёс её со всеми на деревянных носилках и сам своими руками положил её в могилу.

 Целых две недели я сходил с ума, почти каждый день посещая могилу матери. Я каждый день ездил в деревню за восемнадцать километров, когда на машине, когда пешком. Я сначала заходил на кладбище, давал волю своим чувствам, затем шёл к бабушке. Затем опять заходил на кладбище и возвращался домой. Это бы продолжалось долго, наверное, я бы сошёл с ума на этой почве, но спасло меня то, что тревогу забили мои однокурсники. Они разузнали о моём горе. Пришла телеграмма от моей классной руководительницы о возвращении на учёбу. Это меня и спасло.

 После смерти мамы мой родной брат сказал мне: «Бросай учёбу, я тебя кормить не собираюсь, и устраивайся на работу». Я не бросил училище и не пошёл на работу по его совету, а уехал в свой родной Стерлитамак, начал учиться и устроился на работу, мыл полы в районной милиции. Жил я маминым завещанием: окончить училище и поступить в институт. Работа в милиции мне нисколько не помешала. Да, мыл полы, корона с меня не слетела, но я зарабатывал честно свои деньги, получал около восьмидесяти рублей и плюс повышенную стипендию, итого сто пятнадцать. Я был самым богатым студентом. Здесь БОГ был на моей стороне.

  Благодаря маме я выстоял, стою и живу в этой жизни. Каждый год в марте, когда воспоминания вновь всплывают в моей памяти, и меня начинает трясти, я успокаиваюсь только после того, как я устраиваю поминки и делаю поминальный обед для неё, отца и всех ушедших из этой жизни родных, близких, друзей. Всю свою жизнь я помню о ней и выживаю только благодаря памяти о ней.

 Жизнь меня не раз била, но, несмотря ни на что, память о моей любимой маме живёт в моём сердце и помогает мне жить и выстоять. Я понял после пришествия лет, что моя любимая мама не умерла, она жива. Мама и сегодня живёт в моём сердце и будет жить до тех пор, пока я буду жить. А я буду жить только потому, чтобы жила память о моей маме. И тем, кто завидует мне. Я говорю: не дождетесь, они ведь не знают, почему?


Рецензии
Очень тронуло. Душа Вашей мамы будет рядом с Вами всю жизнь.
Спасибо за столь душевный рассказ о маме!
С уважением,

Лариса Потапова   13.12.2020 22:10     Заявить о нарушении
Хотела поделиться своими впечатлениями от вашей страницы на Проза.ру
Восхищаюсь вашим творчеством... Правда. В ваших текстах можно почувствовать ваши сопереживания, вашу радость... Мне очень нравятся рассказы такого вида. Особенно, что я ценю в ваших работах - это искренность, с которой вы писали и рассказывали. Честно говоря, возможно это из-за того, что я ценю трогательность и искренность.. К примеру, моя бабушка каждый раз, когда я приезжаю к ней погостить, рассказывает истории из своей жизни, делиться опытом. И всегда, когда она начинает это делать, я вникаю в ее каждое слово и смотрю ей в глаза, которые теряются и словно вспоминают, что происходило тогда, в тот момент. Чувствовать ее сопереживания, видеть ее очи, как говорится «зеркало души», ее слезы, радость, печаль, грусть, гордость, мимолетность и мечтательность... После каждого нашего диалога меня словно волной накрывало желанием писать, излагать свои мысли кому-либо, чтобы кто-то почувствовал ЭТО чувство....
И вам, Аркадий Шакшин, я очень благодарна за то, что смогла прочесть ваши шедевры и почувствовать тоже, то самое ЭТО чувство...

Аркадий Шакшин   04.06.2023 06:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.