Патриотические стены Св. -Вознесенкого храма

14 ноября 2014

Из истории прихода

Свято-Вознесенский храм в Малой Вергунке относится к храмам с прочными духовными стенами Горнего (Небесного) мира, который только через сто лет мытарств смог обрести постоянное место в Дольнем (земном) мире.

Официальная история храма повествует: «Проект типового храма был утвержден главным архитектором Екатеринославской губернии Ф.Ф.Булацелем еще в 1911 г. и начато строительство, но 1 мировая война, подорожание стройматериалов и всеобщая мобилизация 1914 г. остановила работы. Жителям с. Малая Вергунка по деревянному мостку через р. Лугань приходилось ходить в Свято-Георгиевский храм с. Большая Вергунка. Наводнение 1917 г. на долгое время отрезало Малую Вергунку от города и окружающих сел. Уровень воды на улицах доходил до 1,5 м. Оставшись на Пасху без Божьего храма, жители приняли решение вблизи недостроенной церкви построить временный молитвенный дом, который мог бы вместить 400 человек. К тому времени в селе уже проживало около 5000 человек рабочего и сельского люда. Постройку временного помещения произвели самым простым крестьянским способом – в землю забили деревянные сваи, обшили с двух сторон доской, а пространство между досками засыпали землей. Вершиной крестьянской смекалки была надстройка над зданием, выполнявшая роль колокольни, на которой установили 6 колоколов.Так в далеком и тревожном 1917 г. начались Богослужения в Малой Вергунке.

Временное строение молитвенного дома продержалось 18 лет до момента своего разрушения в 1935 г. Все эти годы прихожане добивались от власти разрешения продолжить строительство капитального храма. С целью препятствия дальнейшему строительству церквей Народный Комиссариат Юстиции своей инструкцией от 1 января 1920 г. разрешал достройку церквей при соблюдении технико-строительных норм, зная, что их требования всегда дадут возможность отказать в начале строительства. Но с Вознесенской церковью произошел сбой. Что могли начинающие советские архитекторы противопоставить авторитету Федора Федоровича Булацеля, чья подпись на проекте свидетельствовала о совершенстве строительного документа. Поэтому 15 июля 1924 г. было получено разрешение на строительство. Церковный совет создал специальную строительную комиссию, поручив ей заниматься достройкой храма. По вновь составленной смете для окончания строительных работ требовалось 70 тыс. рублей. К концу 1924 г. за счет пожертвований прихожан средства были собраны в полном объеме. Так, благодаря Ф.Ф. Булацелю, Малая Вергунка получила надежду быть с великолепным в архитектурном плане Вознесенским собором.

В 1925 г. строительство храма было приостановлено в связи с начавшейся кампанией по закрытию церквей. 10 февраля 1928 г. на заседании Президиума Луганского Окружного исполкома было принято решение о передаче всех строительных материалов церкви на строительство школы. 29 декабря 1934 г. Президиум Луганского совета принял решение закрыть Вознесенскую церковь и преобразовать ее помещение под киноклуб. В январе 1935 г. договор с общиной был расторгнут, а помещение опечатано. В этом же году церковь была разрушена. Вновь религиозная жизнь в малой Вергунке началась в 1942 году во время оккупации Луганска немецкими войсками. Официально община была зарегистрирована 4 октября 1944 г. В 1959 г. она приобрела частный дом по ул. Димитрова, 15 и переоборудовала его под молитвенный дом. Под предлогом того, что приход был объединен с общиной Николо-Преображенского храма, Вознесенскую общину 14 сентября 1961 г. сняли с регистрации. В помещении молитвенного дома был организован детский сад, в доме для притча – продовольственный магазин. Вновь Свято-Вознесенская община была зарегистрирована уже 26 августа 1997 года.»



Свято-Вознесенский храм до недавнего времени вынужден был проводить свои службы во временном помещении по адресу ул. Южная, 10 А. Несмотря на перипетии прошлого, прихожане верили, что имея такие крепкие духовные стены, ждать каменное их воплощение остается не долго. В настоящее время просторный церковный двор преобразился трехэтажным белокаменным духовным светочем, в котором одновременно могут вестись богослужения на первом и третьем этаже. По воскресным дням оба храма заполнены прихожанами до отказа. В его стенах нашлось место для духовно-просветительского центра «Фавор». Построена каменная трапезная, стараниями Олега Кнотика оборудован и заселен животными настоящий бесплатный зоопарк. Радуют глаз прихожан, особенно детей, павлины, удоды, олени, ламы, ослы, белки, зайцы, редкие виды кур, голубей и других пернатых. К сожалению, финансовое положение прихода пока не позволяет в новом храме поставить купола, поэтому его крышу завершает островерхий конек. Но раз есть купола в проекте, то они обязательно засияют отражением небесного светила. Нужно только восстановить мир и наладить экономику новорожденной республики.


Источник ЖИЗНИ и убежище

В тяжелые дни испытаний лета и осени 2014 г. Свято-Вознесенский приход стал местом спасения для жителей Малой Вергунки и восточных кварталов. Настоятель прихода протоиерей Вячеслав Анучкин и другие священники храма, не прекращая и не сокращая службы, организовали в крепких стенах новостроек бомбоубежище, в котором прятались от обстрелов люди, и благотворительные трапезы. При помощи генератора здесь добывали воду и ежедневно раздавали тысячам луганчан. Кроме водокачки, находящейся на кв. Дружба, это было единственное место, где гарантированно можно было набрать воду. Люди за несколько километров приходили к Свято-Вознесенскому источнику жизни, выстаивая в длиннющих очередях на жаре, под близкими артобстрелами, но другого выхода выжить у них не было.

Источником ЖИЗНИ здесь была не только пробуренная скважина, бесценными глотками для спасения души были Богослужения, проповеди и личные духовные беседы, в которых так нуждались люди, попавшие в экстремальные условия. Духовенство Свято-Вознесенского храма помогало прихожанам обрести внутреннее спокойствие, взвешенность принятия решений, понимание причин происходящего. Через смирение, через принятие неизбежного – на все воля Божия – мирные люди и ополченцы, вставшие на защиту своих духовных ценностей находили в себе крепость духа для жизни и для борьбы. К протоиерею Вячеславу Анучкину приезжают за советом со всех уголков Луганщины, не иссякают ручейки желающих получить его мудрые наставления.


Большим уважением здесь пользовался и протоиерей Владимир Креслянский, погибший в начале войны. Он пешком возвращался с вечерней службы. Путь был не ближний. Начался артобстрел. В нескольких десятков метров от своего дома о. Владимир был смертельно ранен осколками кассетной бомбы. В этом районе не было освещения. Люди прятались от обстрела и не выходили на улицу. Тело нашли утром. Он так и отошел ко Господу, словно в молитвенном предстоянии, как преподобный Серафим Саровский. Ужасающая душу фотография облетела весь мир: он стоит на коленях в луже собственной крови и молится. Так и застыл в вечном земном поклоне и вечной молитве о мире, о том, чтобы кассетные и фосфорные бомбы не взрывались в нашем благословенном крае.


Духовно-патриотическое воспитание молодежи сегодня – проторенная дорога в благодатное завтра

И клуб «Отрок», и воскресная школа, и ансамбль духовной песни «Свеча» – это все неотъемлемые составляющие духовно-просветительского центра «Фавор», нашедшего приют в стенах Свято-Вознесенского храма. О его руководителе Заике Наталье Александровне уже рассказывалось на страницах газеты «XXI век» в статье «Гостеприимная Россия».

Главная задача нашего Отечества, спасаемого в тяжелом вооруженном противостоянии с евроинтегрантами и фашизантами Украины, полностью совпадает с главной задачей клуба «Отрок». Это духовно-патриотическое воспитание детей и подростков. И недооценивать важность детского вопроса, как мы убедились за 23 года независимой от своих корней Украины, значит рубить здоровые ветви дерева, от которых планируешь получить живоносные плоды, оставляя при этом пораженные недугом. Слава Богу, посылает Господь неравнодушных людей, способных, не жалея собственного времени, сил и творческого старания, шаг за шагом прокладывать тропинки в деле духовно-патриотического воспитания детей, которые, дай Бог, могут стать широкой проторенной дорогой в наше общее здоровое благодатное завтра.




Вот же они эти тропинки! Берите наработки, перенимайте опыт духовно-просветительского центра «Фавор».

Деятельность преподавателей и священников центра «Фавор» трудно переоценить. Ведь силами настоятеля отца Вячеслава и преподавателей воскресной школы идет приобщение школьников к христианским ценностям, идеалам семьи и добра. Девиз центра «Фавор»: «Счастье в семье» и эти слова воплощаются в жизнь. Ведь не только дети, но и их родители участвуют в жизни храма. Систематически проводятся детские праздники, посвященные христианским праздникам, выставки рисунков.


По благословению протоиерея Вячеслава (Анучкина) в январе 2014 г. начал свою работу клуб «Отрок». Занятия клуба проходят с использованием документальных фильмов о величайшем прошлом России и ее главной религии – Православии, с обсуждением чрезвычайных жизненных ситуаций, в которых, для того чтобы выжить, нужно колоссальное напряжение сил и мужество. На его занятиях ребята подробно узнали о событиях, связанных с возвращением Луганщины в русский мир, о том, что Россия – спасительница Мира, что у России и Новороссии великое будущее. Но для того, чтобы Новороссия окрепла духовно, чтобы она шла своим нравственно высоким путем, а не падала в адские бездны массовой «культуры», нужно приложить много усилий. И ребята убедились, что они – часть той силы, которая будет способствовать возрождению Великой России, что именно от них зависит будущее.


Кроме проведения праздников, «Фавор» может поделиться опытом и организацией летнего досуга маленьких прихожан. В летнем лагере помимо физического здоровья, заботятся и о духовном воспитании молодежи, обучают навыкам пребывания в храме, занимаются изобразительным искусством. Прививается мысль, что самое высшее после Бога на земле – это семья. Для более старших прихожан организовываются паломническо-туристические поездки. Например, поездка в 2012 году в г. Изюм и спуск на байдарках к Свято-Успенскому Святогорскому монастырю. В ходе диспутов у костра, между туристическими переходами молодые люди сами пришли к выводу, что мораль вседозволенности воспитывает молодых людей инфантильными, безответственными потребителями жизненных благ.

Также «Фавор» – это студия для создания авторских фильмов на христианскую тематику. Пообщавшись с прихожанами, которые посещают «Фавор», убеждаешься, что каждый из них нашел путь быть ближе к Господу через деятельность в этом духовно-просветительском центре. Просто ощущаешь тихую радость и счастье, которую излучают преподаватели, дети, родители.


Я очень благодарна Наталье Александровне за приглашение на праздник Казанской иконы Божией Матери, который совпадает с российским праздником – днем народного единства. После благодатной службы, которую возглавил настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Вячеслав Анучкин вместе с другими прихожанами я спустилась по лестнице на цокольный этаж храма, где расположена самая настоящая театральная сцена с характерным занавесом и подмостками. Спектакль, подготовленный совместными усилиями ребят из клуба «Отрок», воскресной школы и училища для детей с ограниченными возможностями меня приятно удивил и умилил до слез. Дети и подростки показали себя настоящими актерами. Возникла мысль: «Это должны увидеть все дети во всех школах!»

Сценарий отражает историю Руси с момента чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (русской Одигитрии), когда после пожара, уничтожившего половину Казани дочери стрельца Данилы Матронушке во сне стала являться сама Богородица с вестью о том, что под пепелищем их дома находится Чудотворная икона. Но мать не сразу, а только после третьего сна поверила своей дочери и Русь с востока обрела защиту. Икона прославилась многими чудесными исцелениями, стала всенародной святыней.

Далее пьеса перемещает зрителей во времена страшной смуты, когда после смерти царя Ивана Грозного зашатался московский трон, был убит маленький невинный царевич Димитрий и царский род прервался, а Лжедмитрий попытался захватить престол. Воспользовавшись беспорядками, шведские войска хотели захватить Новгород, а польские – подошли к Москве и заняли ее. Враги оскверняли храмы, грабили и жгли города и села. Казалось, помощи ждать было неоткуда. 30 тысяч хорошо обученных польских воинов 16 месяцев осаждали Троице-Сергиеву лавру, которую защищали две с половиной тысячи монахов и поселян. Сила Божия по молитве преподобного Сергия чудесно разрушала все действия врагов, войско неприятеля отступило. Настоятель лавры архимандрит Дионисий и его келарь Авраамий рассылали по городам России увещевательные грамоты, призывали народ поднять восстание, освободить Москву от поляков. Мещанин Кузьма Минин побудил собрать ополчение под началом доблестного князя Димитрия Пожарского. Весной 1612 года войско выступило в поход, по дороге к нему присоединялись новые ополчения из разных городов.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы из Казани. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за Небесной помощью. И молитва была услышана. 25 октября (4 ноября) 1612 года Москва была окончательно освобождена от врагов, а на престол был избран новый русский царь Михаил Федорович. В память этого чудесного события в Москве на Красной площади был воздвигнут собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Спектакль заканчивается тем, что маленькие артисты, костюмы и бороды которым любезно предоставила профессиональная сцена Украинского театра, выносят четыре Иконы Божией Матери и произносят слова, которые остаются с тобой на всю жизнь: «Россию защищает Царица Небесная, а ее иконы охраняют Русь со всех концов света. Западные рубежи – Смоленская икона Божьей Матери, с севера – Тихвинская, с юга – Иверская, а с востока – Казанская, образуя спасительный крест.»

Низкий поклон людям, поддерживающим этот духовный светоч, лучи которого возносятся к самому Иисусу Христу, когда-то жертвенно вознёсшегося к Отцу Небесному, открыв для всего человечества Путь к Спасению.

                Светлана ТИШКИНА


Рецензии