Тайна Золотого озера

                Тайна Золотого озера
 
Дети видят озеро удивительной красоты, которое лежит между горами, поросшими густым лесом. Его берега украшает изумрудная зелень. Белые лилии немного покачиваются на слегка рябящей поверхности воды. Представляется, как тёмными августовскими ночами звёзды заглядывают в его таинственную глубину, а осенью жёлтые костры лиственниц, тёмная хвоя елей и пламя осин торжественно замирают над тишиной его прозрачной холодноватой воды.
Вейда рассказывает, и дети слышат её голос, который ведёт их в новую сказку:
– Много легенд ходит в округе про это озеро. Дело в том, что дважды в сутки, при восходе солнца и при закате, озеро становится золотым. Золотится вода, нежные лилии, прибрежные травы и деревья... В эти минуты затихают ветры, умолкают лесные птицы, замирают лебеди, грациозно выгнув позолоченные шеи.
Жители небольшого рыбацкого посёлка выходят из домов и молча, стоят на берегу, каждый раз, заново переживая небывалое. Рыбаки знают, что не стоит в это время находиться на воде. Те, кому пришлось когда-нибудь оказаться в эти волшебные мгновения на озере, рассказывали, как внезапно, на их глазах, тяжелеют вёсла, руки, лодка и всё вокруг наливается золотом и становится густой, прозрачно-золотистой при всплеске вода.
Старые люди говорят, что на дне озера стоит золотой дворец и спрятаны в нём несметны богатства. Будто вход в тот дворец находится у подножия одной из гор, а ключ от заветной двери хранит Белая Рыба. Много молодцев бросилось бы на поиски заветного клада, но выловить Белую Рыбу можно только рыбацкой сеткой сплетённой из тончайших золотых нитей. И чтобы сеть та была от берега до берега длиной, а шириной могла до дна достать. Где же найти сеть такую волшебную?
Десятилетия сливались в века. Уходили с земли одни люди, приходили другие, а озеро сияет первозданной красотой, нежится среди лесистых гор, поражая воображение и маня своей тайной.
В другой, не менее древней легенде рассказывается, что хозяйка этих мест, фея Вейда, живёт в этом, скрытом от глаз, золотом дворце. Некоторым жителям посёлка приходилось встречаться с ней.
Дело в том, что раз в году, выбрав самую тёплую летнюю ночь, Вейда обходит свои владения. Вот и этой ночью она спешила от леса к посёлку, легко паря над землёй. Её светлые волосы будто сливались со светом луны, и спадали почти до земли. Лёгкая одежда слегка развевалась. Облачко тумана вокруг неё едва светилось. Если присмотреться поближе, то можно разглядеть, что это вовсе не туман, а тысячи маленьких лесных эльфов, похожих на тоненьких стрекоз. В руках у одних горели фонарики, другие держали ведёрки, наполненные нектаром цветов и росой собранной из целебных трав. Их прозрачные крылышки издавали слабый звон, и казалось, что над землёй плывёт поющее облачко. При этом фее надо постоянно держать руки вытянутыми ладонями вверх, потому что на них посменно садились отдыхать крошечные эльфы. Для них это был совсем нелёгкий путь, да ещё и держать фонарики или тяжёлые ведёрки непросто.
Вейда заходит в каждый дом рыбацкого посёлка, неслышно проникая сквозь стены. Она становится у изголовья, навевает сны, которые предвещают счастье или предостерегают от беды. Смачивает сладким нектаром губы больных, чтобы они выздоравливали. Слабых людей поит росой. Это им придаёт силы, трусливым – добавляет храбрости, гордым – смирение. Утешает бедных, советует им, как поправить дела, а тем, кто богаче – насылает прекрасные чувства доброты и милосердия.
Надо сказать, что жители того посёлка, который разместился на берегу озера, у подножья горы, живут счастливо. Озеро даёт вдоволь рыбы, лес – ягоды, грибы, дичь.
Самым любимым у феи Вейды стал домик старого рыбака Михайя. Он честный человек, мечтатель, сочинитель хороших песен. В молодости, когда возвращался перед заходом солнца с уловом, далеко среди гор слышался его звонкий голос.
Но парню не повезло. Он полюбил красивую девушку из посёлка. Женился, но не прошло и трёх лет, как жена умерла, не оставив детей. Словно льдом сковало сердце Михайя. Никто не слышал больше его песен. Остался в посёлке и жил бобылём. На старости лет приснился ему вещий сон, в котором фея Вейда посоветовала взять девочку-сироту из соседнего посёлка. Звали её Светлана.
Михайя привёз ребёнка зимой, завернув покрепче в шубу. А к весне Светочка привыкла к деду, наполнила дом весёлым смехом. Удивлялись люди девочке – не по годам разумная! А волосы!? Отливали они золотом. Говорили вокруг, что выловил рыбак в своё утешение на старости лет золотую рыбку.
Пришло в дом счастье. Будто душой помолодел дед, даже стал мурлыкать в усы любимые им когда-то песни.

Затих голос рассказчицы. Светлана вдруг отчётливо поняла, будто из глубин памяти, издалека пришло осознание, дочь рыбака – это она.

Светлана полюбила эти края, особенно озеро. Встречая восход, выбегала девочка к озеру, зачарованно наблюдала, как солнце золотило берега и воду, тянулось к сахарным лилиям. В отличие от других жителей, суеверно стоящих в волшебные минуты золочения озера поодаль на невысоком берегу, Светлана вбегала по колени в воду и рыбёшки стайками подплывали к её рукам, подставляя золочёные бока. Сердечко Светланы в груди прыгало от счастья! Ах, если бы она видела в эти мгновения себя со стороны, то, наверное, была бы поражена своим перевоплощением: её волосы, словно вспыхивали жёлтым пламенем, голубые глаза становились более глубокими и ярко-синими, а белое личико, так же, как лилии на воде, светилось едва заметной позолотой.
Жители посёлка приняли худенькую добрую девочку. Светлана знала каждого по имени, низко кланялась при встрече. Знала девочка и всех обитателей озера, и прибрежных лесов.
За жизнью Светланы наблюдала фея Вейда.
Вот и сегодня она задержалась у кроватки Светланы.
«Какая взрослая стала девочка! Какие длинные и шелковистые её золотые волосы!» – думала фея и обратилась к своей свите:
– Посмотрите, друзья мои! Какая красавица! Какие брови, ресницы!
– Да, да, совсем взрослая!
– Смею напомнить, что как раз сегодня девочке исполняется пятнадцать лет, – торопливо прошептал маленький эльф, присев на хорошенький носик Светланы.
– Как мило, что ты напомнил нам об этом, – лукаво заметил другой эльф, – раз так, то нам всем надо подумать о подарке.
– Конечно! Конечно! – зажужжали эльфы, плотно окружая спящую Светлану.
–  Ей следует иметь серебряные крылышки!
–  Янтарный гребешок!
–  Розовую атласную ленту! – выкрикивали наперебой эльфы.
–  Нет, друзья! подарим ей корзину душистой, спелой земляники!
–  Ожерелье! Конечно, конечно, ожерелье из затвердевших капелек росы!
–  Нет, лучше цветы! Цветы! Цветы! И попросим птиц поздравить Светлану своим пением! – раздавалось со всех сторон.
–  Прекрасно, друзья! – прервала эльфов фея Вейда. – Прекрасно! Я вижу, как вы все очень любите Светлану. Остановимся на цветах, птичьем хоре и подарим девочке вещий сон. А теперь за дело, мои маленькие герои! Немного нектара, несколько капель росы! Это сделает Светлану ещё красивее и сильнее. Уходим, неслышно уходим...
«С Днём рождения, Светлана!» – беззвучно попрощались эльфики и покинули жилище рыбака.
Светлана крепко спала, и снился ей странный сон...
Видит девочка, что подошла она к высокой горе. Вдруг откололся от горы камень, покатился вниз. Едва успела она отбежать в сторону. Глянула вверх – перед ней резные золотые ворота, украшенные драгоценными камнями. Открылась дверь перед девушкой, и она увидела коридор. Высокие свечи стояли по обе стороны, а вместо пламени на каждой свече стоял ангел с огненными крыльями. Было светло, будто сияло много солнц. Светлана осторожно шла по коридору и вскоре попала в зал, где стены, колонны, высокие своды были выполнены из мрамора нежных тонов. Посреди зала на небольшом возвышении лежали сокровища. Несметные сокровища! Изделия из золота, серебра, жемчуга, бирюзы, алмазов, рубинов. Всё сверкало, переливалось.
 Полюбовавшись вдоволь блеском сокровищ, Светлана обвела взглядом зал, стала рассматривать картины, иконы в дорогих окладах, высокие зеркала. На одной из картин она увидела юную девушку.
«Кто это? Кажется, я уже видела где-то это бледное прекрасное лицо?» – мелькнула мысль в голове Светланы.
Вдруг девушка приветливо улыбнулась ей, тяжёлая рама картины на глазах увеличилась, и из неё легко сошла по невидимым ступенькам очаровательная незнакомка. Не успела Светлана удивиться, как та заговорила с ней:
– Я рада видеть тебя в моём дворце, Светлана! Не пугайся! Я покровительствую тебе и желаю только добра. Я фея Вейда! Не возражаешь, если буду звать тебя Светна?
– Нет, не возражаю! Дедушка Михай рассказывал о Вас! И мне очень знакомо Ваше лицо. Я Вас знаю?
– Возможно. Михай живёт на земле давно и многое знает. Я привела тебя сюда, чтобы показать сокровища Золотого Озера! Смотри! – сказала фея.
–  Спасибо! Здесь так красиво.
– Выбирай, что хочешь, Светна! И поспеши, скоро рассвет, и ты проснёшься.
–  Это мне снится?
– Да, конечно! Но завтра твой День рождения, и я хочу сделать тебе подарок.
– Вы так добры! Мне ничего не нужно! Разве что немного здоровья дедушке, чтобы по ночам у него не болели старые кости, и он мог спокойно спать, а то часто стонет. Мне очень жаль его.
– Твой дедушка будет жить долго, такова у него судьба. Я попрошу в следующий раз моих друзей эльфов собрать для Михайя больше целебной росы. А ты поторопись! Ну, смелее выбирай! Вот бриллиантовая диадема, вот жемчужное ожерелье, а вот кораллы! Хочешь вот этот перстень с изумрудом? Возьми!
– Нет! Нет! Я думаю, что эти дорогие украшения не для простой рыбачки. Это наряды для королевы!
– Пройдёт некоторое время – и ты станешь королевой! Я именно это хотела тебе сказать. Однако поспеши, уже бледнеют звёзды!
– Какой чудесный сон Вы подарили мне, прекрасная фея! Я благодарна Вам!.. Королевой? Как это весело и интересно! Какой странный сон!
– Ну почему сон? Сейчас у нас мало времени, чтобы мне всё рассказать тебе. Светлеет небо, уходит ночь. Выбирай подарок поскорее!
Светлана склонилась к сокровищам и увидела среди сверкающей груды драгоценностей тоненькое серебряное колечко.
– Милая Вейда, если Вы позволите, то я возьму это колечко. Обещаю беречь и помнить эту волшебную ночь.
– Хорошо! Возьми! Смелее! Смелее! Теперь примерь.
Светлана робко взяла украшение и надела на безымянный пальчик левой руки, сладко потянулась во сне и открыла глаза. В доме было тихо. Девочка выбежала на крыльцо и едва не задохнулась от счастья: ярко светило солнце, небо было голубым без единого облачка, над лесом распевал хор птиц!
– Доброе утро, птицы!
– С Днём рождения, Светлана!
Только она ступила с крыльца на землю, как вдруг цветы мягким ковром легли у ног.
– Доброе утро, цветы!
– С Днём рождения, Светлана!
– Спасибо друзья! Я очень счастлива!
Она закрыла лицо руками и краем глаза увидела на пальчике тоненькое колечко.
«Кольцо? Сокровища Золотого Озера? Фея Вейда? Так это не сон? Я стану королевой?! Как странно! И у меня будут красивые платья и туфли? Я буду танцевать на балах? Это, наверное, очень весело! Однако зачем мне становиться королевой? Вряд ли это так уж интересно? Да и что может быть лучше этого солнца, ясного неба, цветов и птиц!» – неслись в голове беспорядочные мысли.
Светлана бежала к озеру.
– Доброе утро, озеро! Как сверкает твоя вода! А лилии! Как много их! Озеро, ты просто усеяно ими! Прости, я сегодня проспала твой золотой восход, зато я была в чудесном дворце феи Вейды! Не веришь? Мне и самой как-то не очень верится, только видишь серебряное колечко? Это её подарок!
Светлана наклонилась, чтобы набрать прозрачной прохлады в ладони...

А во дворце короля страны, в которой жила Светлана, жизнь шла своим чередом день за днём.
Король был стар и сегодня пригласил к себе принца – наследника Владимира, министров, советников и казначея, чтобы показать юноше золотые запасы государства. Король, его свита, и Владимир спустились в вековые погреба. Шли молча. Было слышно, как дымили и трещали горящие факелы.
Казначей распахнул дверь в заветный зал. Факелы осветили груды золота: старинные монеты, слитки. Король опустил руку в сундук и доставал монету за монетой, разглядывая чеканные силуэты царских особ.
– Подойди, сынок, поближе! Вот твой прапрадед, вот дед. Когда-нибудь сюда упадёт монета с твоим изображением, Владимир. Наши предки из века в век трудились, чтобы приумножить казну королевства. Уйду я из жизни, придётся тебе искать новые пути обогащения страны.
– Ваше Величество! Отец, я благодарен! Казна полна! И я, конечно, всё сделаю для блага страны! Но когда подумаю, сколько пролито крови, чтобы наполнить подвалы золотом. Войны, непомерные налоги, непосильный труд многих тысяч людей! Если бы можно было выжать весь этот металл, потекли бы реки слёз! Деньги способны погубить всё живое! Жадность, лесть, обман, я думаю, отец...
Король не дал ему возможности высказать свою мысль дальше.
– Простите, Ваше Высочество! Не стоит думать так! Деньги – это власть! Золото правит миром, и только глупцы мечтают о звёздах! Сын мой, как ты наивен! Думаю, это влияние твоей кормилицы! Однако надеюсь, с годами это пройдёт. Придётся показать тебе, как множится казна королевства! Хочу увеличить золото, имеющееся здесь, в два раза! Вы слышите, казначей, и вы, министры – в два раза! Через час приказываю собраться всем в тронном зале, и каждый из вас должен предложить план увеличения королевских сокровищ.
Через час ударил гонг, все собрались в тронном зале. Король был весел и радостно обратился к наследнику:
– Послушай, сын, что будут говорить эти льстецы, как будут уклоняться от ответов.
– Ваше Величество, отец, Вы всё предвидите, зачем же тогда собрали Совет? Ведь Вы уверены в том, что невозможно удвоить казну, которая собиралась не одно столетие!
– Послушаем, однако!
И король обратился к вельможам:
– Я верю в мудрость советов ваших, ими крепка и могущественна наша держава. Я слушаю, начинайте. Коротко старайтесь изложить свой план. Вы, советник, докладывайте первым!
– Я, право, затрудняюсь сказать, Ваше Величество. Конечно, налоги с народа удвоить можно, но будет ли казна полнее вдвое?
– Благодарю!
Король подал знак продолжать. Заговорили все по кругу.
– Ваше Величество, можно продать часть леса и земли...
– Начать войну и одолеть соседей...
– Нет! Нет! Нет! Крепки границы наши! Не воевали мы уж более трёх столетий! Ещё есть способы увеличения казны?
«Но... вдвое?» – подумали министры и опустили головы.
Наступила мёртвая тишина. Поднялся старейший из свиты короля:
– Ваше Величество! Позвольте говорить! Я полагаю, Совет должен решить дело!
– Мы ждём. Что скажете нам вы?
– В детстве я слышал одну древнюю легенду о Золотом Озере, которое есть в нашем королевстве. Рассказывали, что на дне озера лежат несметные богатства. Владеет ключом к этим сокровищам Белая Рыба. Чтобы её поймать, надо сеть сплести из нитей золотых, и чтоб была от берега до берега длиной, а шириною – дно могла достать. Как только взойдёт солнце, надо сеть заводить. В кладовых есть вдосталь золота, чтобы её сплести. Вот я и думаю...
Король прервал его рассказ:
– Что ж, надобно проверить, не лгут ли древние легенды! Садись, сын, на коня, и вы, министры, мчите к Золотому Озеру. Всем остальным приказываю артель собрать и плавить золото, тянуть нить золотую и сеть плести, чтобы к утру была готова.

Как всегда утром подошла Светлана к озеру. Она наклонилась, и опустила руки в воду:
– Ах, как прозрачна сегодня вода! – десятки рыбёшек замерли на месте, рассматривая девушку, а затем бросились к её рукам. – Не бойтесь, плывите ближе! Ну, плутишки!
– О-о-ох! – вдруг услышала девочка стон. Она посмотрела вглубь озера и увидела чудовище – огромную Белую Рыбу. Та шевелила плавниками, медленно приближалась.
– О-о-ох! – простонала снова рыба.
Теперь она плыла совсем близко. Её величина была со ствол самой высокой сосны, которую приходилось видеть когда-нибудь Светлане. Белая чешуя отливала серебром. На голове сверкала алмазная корона.
– Ох-ох!
– Ты стонешь, рыба?
– Да!
– Тебе плохо? Подплыви ближе!
Белая Рыба коснулась прохладными губами руки Светланы. Глаза её были полны печали и боли.
– Ты хазяйка озера, Белая Рыба? Ты из сказки, которую рассказывал мне дед Михай.
– Да, девочка. Я тебя знаю, ты Светлана, приёмная дочь рыбака Михайя. Любишь озеро так же, как и я.
– Да! Очень люблю!
– Послушай, Светлана! Скоро озеро погибнет! Погибну и я! Король приказал плести золотую сеть, и принц мчится сюда, чтобы осмотреть озеро. Всё погибнет! Наклонись ко мне ближе. Видишь, на мне висит золотая цепочка с жемчужиной? Сними её. Это ключ к сокровищам озера, которые фея Вейда показывала тебе. Надень теперь этот волшебный талисман! Вот так! С этой минуты ты владелица всех сокровищ озера. Прощай! – горько сказала рыба.
– Рыба, подожди! Белая Рыба, я не хочу, чтобы озеро погибло! Я не хочу, чтобы погибла ты! Что мне делать, чтобы спасти вас? – заплакала Светлана.
– Мы бессильны! Озеро перестанет быть золотым!
Рыба развернулась и, ударив хвостом по воде, исчезла в темной глубине.
Светлана упала в высокую траву и заплакала горькими слезами.
– Я не хочу! Не хочу! Я так люблю всех!
Она и не заметила, что солнце уже скатилось к горизонту.

Принц Владимир со своей свитой подъехали к озеру и остановились на высоком берегу. В это время последний луч солнца скользнул по хрустальной глади воды, и всё вспыхнуло золотым пламенем. У всех перехватило дыхание.
– Чудо! Какая красота! – начал говорить принц. – Мгновение!  Но стоит жить, чтоб это увидеть! Однако тише, друзья! Я слышу, здесь кто-то плачет?
Принц сошёл с коня, спустился к воде и увидел Светлану.
– Девочка, ты плачешь? Почему? Кто тебя обидел?
Светлана убрала с лица волосы и посмотрела на людей.
Свита, сопровождающая принца, окружила их.
– Какая красавица! Какие красивые волосы! Чистое золото!
– Наверное, русалочка! Осторожней, Ваше Высочество! Русалки умеют привораживать!
– Такой девичьей красоты не сыскать среди придворных дам! – слышалось из толпы.
–  Кто ты, прелестное дитя? – спросил Владимир.
–  Я приёмная дочь рыбака Михайя.
– И почему же ты плачешь?
– Белая Рыба сказала мне, что озеро перестанет быть золотым! Всё погибнет! Король приказал плести золотую рыболовную сеть. И рыба тоже погибнет, – плача произнесла девочка.
– Так ты на самом деле русалочка, если разговариваешь с рыбой! – улыбнулся принц.
– Но это не простая рыба! Это же Белая Рыба из доброй древней легенды!
– Вот как!.. Однако в легенде не сказано, что озеро должно погибнуть. Выловят только Белую Рыбу, и она отдаст сокровища! Разве твой отец не ловит рыбу? А другие рыбаки? Из века в век здесь ловят рыбу. Однако озеро живёт!
– Это другое дело. Озеро даёт людям рыбу. Нельзя ловить Белую Рыбу. Нельзя забрасывать сеть от края до края озера! Белая Рыба большая, и ей не уйти от сети! Она погибнет! – Светлана снова заплакала.
Принц внимательно выслушал девушку.
– Перестань плакать! Скажи, как тебя зовут?
– Светлана.
– Светлана! Свет–ла–на! Кто дал тебе такое прекрасное имя? Кто подарил такие прекрасные волосы? Глаза цвета синего неба? Не плачь, Светлана. Моё сердце разрывается от горя. Я – сын короля. Обещаю тебе, отец не забросит золотую сеть!
– Забросит! Уже поздно что-либо изменить! К утру сеть будет готова! И всё погибнет!
– Надо надеяться, что этого не произойдёт! Поспешим, друзья! До свидания, Светлана! Жди меня! Я обещаю скоро вернуться!
И вот принц во дворце. Он преклонил перед королём колено.
– Ваше Величество! Я видел озеро, оно дивной красоты! Старейший, однако, не сказал главного. Озеро перестанет быть золотым после того, как поймают Белую Рыбу! Погибнет она, погибнет и озеро! Мы погубим красоту! Все сокровища мира не стоят той волшебной минуты, когда озеро и вся округа его озаряются золотым пламенем! Я видел это, и мне не удастся забыть! Веками в народе живёт легенда о таинственных сокровищах озера. Не стоит отнимать её у людей! Отец, там на берегу осталась дочь старого рыбака, Светлана! Печаль и боль на её лице, она горько плачет! Отец, Ваше Королевское Величество, всё золото мира не стоит её слёз!
– Сын, я выслушал тебя. И снова убедился, что кормилица плохо влияет на тебя. Ты слишком чувствителен! Ваше Высочество, наследный принц, не подобает Вам говорить о сказке! Золото – вот мощь! Вот красота! Плачет какая-то девчонка?! Ха-ха-ха! Мало ли девушек на земле плачет? Всех слёз не осушить, сын мой! А теперь за дело! Вперёд!
Принц бросился к кормилице:
– Няня! Всё погибнет! Я дал слово Светлане спасти озеро! И здесь я бессилен!
– Садись скорее на коня, мчи к тёмному лесу. Там живёт старый мудрец. Поведай ему всё, попроси совета.
– Успею ли я? Лес далеко. Вернусь ли до рассвета?
– Торопись! Стук твоего сердца будет подгонять коня!
Словно ветер, мчался принц по полю к тёмному лесу. Вот и дом старого мудреца. Тот отворил дверь раньше, чем принц успел постучать.
– Заходи, сынок! Прости, что не величаю! Далеко слышу: стучит доброе сердце, торопит коня! Однако я ничем не смогу тебе помочь. Поздно, сынок! С рассветом король забросит сеть! Погибнет озеро – такова его судьба! Бывает, тысячелетиями судьба ждёт своего часа.
– Значит, надежды нет? – расстроился принц.
– Я не могу тебе помочь. Светлана теперь владеет всем, ей и решать!
– Судьба озера в руках Светланы? И она, похоже, не знает об этом.
– Тебе нужно спешить, поэтому не приглашаю погостить у меня. Прощай!

Ещё не рассвело, как сеть была готова. Прозвучал приказ короля:           «Вперёд!»
Страшное шествие началось. Золотую сеть держали по обе стороны всадники. В свете луны она была похожа на гигантскую блестящую змею.
К рассвету были на месте, сеть развернули от одного берега озера к другому. Уже взошло солнце и ударило сиянием утренней позолоты. Король наблюдал с высокого берега и замер от восторга:
– Вот это так чудо!!! Сколько золота!
А солнце, будто дразнило короля, скользнуло жарким лучом по его свите и на его глазах все покрылись позолотой, стали похожи на золотые статуи. Вода и все вокруг прибрежные травы, деревья, нежные лилии – были в позолоте.
– Ах! Красота!!! За работу! – приказал он.
Король махнул рукой, и опустили сеть в воду.
Всё труднее и труднее было вести её. Видят люди, со дна озера, прозрачной, словно горный хрусталь воды, поднимаются несметные сокровища! Всё ближе и ближе к поверхности воды появляется много золота, серебра и драгоценных камней. Вот горят рубины, сапфиры, сверкают золотые монеты! Кучи золота! Нетерпеливый придворный люд, вельможи бросаются в воду, пытаются руками схватить драгоценности, толкая друг друга, барахтаются в воде.
– Золото! Золото! Ещё! Ещё! – жадно кричали вокруг.
И вот сеть у берега.
– Что это?! Вместо золота – песок и глина! Что за чертовщина?
Снова заводят сеть: видят, блестит, манит к себе золото, серебро... Но стоит вытащить её из воды, вместо сокровищ – песок и глина!
– Чур! Чур! – крестятся мужики.
И снова сеть в работе. Так продолжалось весь день. Ближе к закату видят люди, бьётся в рыболовной сети огромная Белая Рыба.
– Белая Рыба! Какая большая! Бьётся Белая Рыба!
Серебрятся её бока, сверкает на голове алмазная корона.
– Белая Рыба! Белая рыба!– радовалась толпа.
Король не утерпел, сам подбежал к воде.
– Вот удача! Вот так рыба! Не упустите! Осторожно! – покрикивает он.
Подтянули сеть ближе... Вместо рыбы – трухлявое бревно, покрытое мхом и ракушечником! Потянулся к короне, а она растаяла, как весенний ледок!
– Всё, заканчивайте работу! – приказал король.
Солнце бросило последний луч, осветив ужасную картину: озеро было чёрным! Берега его размяты копытами сотен лошадей. Темнели горы вывороченного ила, умирали вырванные лилии, печально склонились над водой деревья. Жители посёлка стояли на берегу в немом горе, склонив головы. Сердца их ещё верили – вот-вот произойдёт чудо: озеро подарит всем свою красоту! Но озеро чернело и молчало.
Король втянул голову в плечи, отдал приказ возвращаться во дворец, а сеть переплавить вновь в золотые слитки.
Будто виновницу потащили сеть по дороге обратно.

Возле озера плакала Светлана. Она вынимала, втоптанные в глину лилии и бросала их в воду.
– Доченька! Пойдём домой! Уже наступила ночь, прохладно! Пойдём! – дед Михай напрасно звал Светлану...
– Нет, отец! Умирают лилии, им нужна вода. За меня не беспокойся. Смотри, луна взошла и светит мне по дружбе, и звёзды ясные горят. Домой иди, оставь меня!
– Нет, доченька! Я с тобой останусь! Вдвоём мы больше сделаем!
– И мы вам в помощь! – подходили, сочувствуя жители посёлка.

Принц Владимир подъехал к озеру, когда начало светать. Он увидел страшную картину: вокруг озера сотни людей по колено в воде работали. Рыбаки поднимали цветы, бережно опуская их в воду. Пытались выпрямить траву, кусты и камыши, однако их усилия были слишком малы, чтобы вернуть былую красоту.
– Всё погибло! Где Светлана? Светлана! Светлана!
Девушка подошла к принцу.
– Я здесь! Ваше Высочество, я не стану Вас упрекать! Я благодарна за Ваше участие и добрые слова.
– Ты прости меня, Светлана! Послушай! Я был у мудреца. Старик сказал, что невозможно остановить колесо судьбы! Так суждено! К тому же он добавил, что от тебя теперь зависит жизнь озера!
– Мудрец?! Он так сказал? Не понимаю, что сделать я должна? О Солнце, не спеши, ведь ты с пелёнок ласкало, нежило меня! Не спеши! Ну, ещё немного подожди! Что сделать мне? Скажи, как вернуть жизнь озеру? Может, отдать себя? Ведь говорили, что я – как та золотая рыбка, которую дед Михай выловил себе на счастье? Возможно, знаешь ты, отец, вы, люди добрые, как поступить мне? Во все времена жила ты с нами, красивая сказка, не уходи от нас! Ты, озеро, живи и утешай своею позолотой! Что надо сделать, скажи мне, солнце! – молила Светлана.
– Светна, посмотри сюда! – раздался мелодичный голос.
Все повернули головы. Посреди озера, в окружении белых лебедей, стояла фея Вейда.
– Узнала? Да! Я, Вейда! Пришла сюда, чтобы помочь! Тебе, Светлана, придётся сделать выбор. Послушай, у тебя есть волшебный талисман, подарок Белой Рыбы. Жемчужина – ключ к тайне озера, к его сокровищам, которые тебе я показала. Они твои. Ты сказочно богата! При доброте твоей и красоте ты сможешь править миром! Теперь посмотри вниз. В воде, у самых твоих ног, плавает маленькая белая рыбка. Но если ты ей бросишь талисман – она моментально станет хозяйкой всех сокровищ, Белой Рыбой! И оживёт вновь озеро, и будет жить в веках прекрасная легенда! Так выбирай!
– Спасибо! – со слезами благодарности выдохнула Светлана.
Она, не задумываясь, сняла талисман с груди и набросила на белую рыбку. Та ловко подхватила золотую цепочку. О! Чудо! Огромная Белая Рыба ударила хвостом по воде – и солнце тысячами маленьких солнышек отразилось в брызгах воды! Изумрудной зеленью облегчённо вздохнули берега! Белые лилии развернулись навстречу теплу и свету! Полыхало над озером яркое жёлтое пламя, и вся окраина засветилась моментально в золотом великолепии! Люди смеялись, радовались, поздравляли друг друга, обнимались и плакали от счастья.
Слышалось со всех сторон:
– Свершилось!!!
Светлана стояла по колени в воде. Волосы, украшенные нежными лилиями, отливали чистым золотом, глаза светились синевой весеннего неба!
Принц Владимир подал руку, чтобы Светлана вышла из воды, и он стал перед ней на колено.
– Светлана, я не достоин твоей красоты и доброты, но выслушай меня, не гневайся. Я полюбил тебя и прошу стать моей женой! Не торопись с ответом! Прошу, не отнимай надежду!
Наступила тишина. Казалось, вся земля замерла в ожидании.
Светлана тихо заговорила:
– Принц, я дочь рыбака! Не мне носить корону королевы! Дворцам – короны, золотые сети, а нам останутся легенды! Я...
– Светна! Светна! Остановись! – прервала разговор девушки фея Вейда. – Остановись, дитя! Вот здесь с тобой я не согласна! Прекраснее таинственных легенд, слитков золота и власти – есть любовь! И если она коснулась твоего сердечка, прислушайся к нему! Не гони любовь! Если счастье постучалось в дверь, отвори! Дай руку принцу, а мой подарок, серебряное колечко, поверни вокруг пальчика.
Светлана повернула колечко. Видят люди небывалое. Золотая карета и кони с серебряными гривами бьют о землю бриллиантовыми копытами. А Светлана? В платье алого бархата, на голове сверкает диадема.
– Светлана, принц, будьте счастливы! Запомни, девочка, доброта, красота и любовь одинаково нужны и в домике рыбака, и во дворцах королей.
Стая лебедей поднялась в небо и растаяла в лучах солнца, неся на крыльях прекрасную фею Вейду.
С этого дня появилась в тех краях ещё одна легенда о том, как счастливо жили дочь рыбака и сын короля. Дед Михай растил внуков и правнуков, Золотое озеро и по сей день радует людей своей красотой и манит волшебной тайной.

 
                ___________________________________


Золотое свечение погасло, словно вытолкнуло Светлану и Владимира из своих объятий. Дети с недоразумением смотрели друг на друга.
– Неужели всё это было с нами? Ты был принцем?
– А ты – дочь рыбака? Белая Рыба? Фея Вейда? Золотое озеро?
– Спасибо за чудесное видение, – поклонились дети королеве Дарне.
– Что же, у вас неплохо пополнился жизненный опыт. Однако пора. Где ваши ключики? Пойдём скорее, к Дереву Судеб!
– Вот! Этот серенький, небольшой, – Светлана протянула руку к ключику. Дарна одобрила её выбор:
– Теперь ты, Света, будешь главной героиней следующей истории. Вперёд к двери, выбирай любую. Владимир – твой помощник.
Щёлк! Дверь легко поддались. Посмотрели, а у самого порога старенький подвесной мостик. Он совсем узкий, перил нет, а внизу лежит большая тёмная бездна, которая, пожалуй, никогда не видела солнечных лучей. Вдалеке виднеется прекрасный цветущий сад. Каскад необычных деревьев, кустарников переливается всеми красками. Вот только дорога туда пролегает именно через этот мостик. И его нужно пройти...
Светлана посмотрела вниз и отступила назад. Страшно! Мостик качается. Владимир бросился ей на помощь.
 – Так нельзя! – остановила его Дарна. – Светлана должна сама преодолеть страх. Мост не широкий, и его может пройти только один человек.
– Ну, смелее, девочка!
– Не могу! Мне страшно! – чуть не плача сказала Светлана и сделала шаг назад.
И тогда Владимир бросился в открытые двери, подхватил Светлану на руки и побежал по шаткому мостику. Этого никто не ожидал.
– Нельзя, так нельзя! – торопливо крикнула королева Дарна. – Мостик может не выдержать такой нагрузки.
Однако Владимир был уже на другой стороне. Он опустил Светлану возле цветущих деревьев, а сам бросился обратно.
Хилый мостик не выдержал, и парень полетел в бездну пропасти. Светлана вскрикнула и горько заплакала, закрыв лицо руками. А когда открыла глаза, то увидела, как их общий друг-ангел подхватил Владимира, и они поднялись с глубокой пропасти.
– Удачи тебе, Светлана, на тропе твоей! Помни, друзья всегда будут рядом с тобой! – сказала Дарна. Владимир и Любомир помахали руками подруге. Они стояли у порога открытых дверей. Мост продолжал разваливаться, и его остатки летели вниз.
Светлана поняла: путь назад отрезан. Она пошла по тропинке через красочное цветение и буйство зелени деревьев и кустарников. Растения наполняют сад волшебными цветами и ароматами. Светлана любовалась этим душистым царством. И вот сад закончился, и дорожка свернула к чёрному лесу.
Темнело. Светлана прислушивалась к каждому звуку, каждому шороху, шуму птиц. От страха и холода у неё по спине пробегали мурашки. И вот впереди мелькнул огонёк. Девочка подошла к высокому домику, который был от самого низа до верхушки украшен резьбой. Она стояла за деревьями, не решаясь подойти. В густом лесу, становилось всё темнее, и освещённые окна манили к себе. За спиной среди деревьев послышался шорох, и Светлана опрометью бросилась на крыльцо дома, стала стучать в закрытую дверь.
Ей открыла старушка и проворчала:
– Заходи, красавица, заждалась тебя здесь. От мостика-то рукой подать, а ночь уж на дворе. Ладно, проходи, коли пришла. Попей немного чайку, согрейся, да будем сказку сказывать.
Комната уютная. На кровати гора пуховых подушек в атласных наволочках, одеяла из лоскутков собраны, но кусочки шёлковые, парчовые, по краям шиты золотой крученой ниточкой.
«Ой, не проста! Ой, не простая бабушка!» – подумала Светлана.
На резном столике ароматный чай. Сели к столу, бабушка угостила Светлану и предложила:
– Ложись спать, дочка! Зовут-то Светланой тебя. Ишь, какое имя светлое. Ложись! Я укрою одеяльцем пуховым, сама возле тебя сяду, сказочку расскажу. Я, Пелагея, здешняя старица.
Светлана легла на перину пуховую, укрылась одеяльцем лёгким. Глаза сами закрываться стали, и сквозь накатившую дрёму, слышала голос старушки.
;


Рецензии