Талита Куми-школа в авангарде своего времени?

Георг Дюрр
"Талита куми"-встань девочка-так звучали слова, обращенные Иисусом к умершей девочке. Эти слова были произнесены в безнадежной ситуации. В этой фразе указание к действию и надежда на будущее. Дякониссы из Кайзерверта избрали эти слова в качестве девиза для своей школы. Это руководство к действию, которое и по сей день не потеряло своей актуальности и вопреки жизненным обстоятельствам, указывает нам направление, в котором мы должны двигаться, и вселяет в нас мужество.
На сегодняшний день учреждение Талита Куми располагается на холме, примыкающем к Бейт Джалле. Школа находится в 12 км. южнее Иерусалима и в 3 км. западнее Вифлеема. Эта школа известна далеко за пределами Вифлеема. В ней учатся девочки и мальчики, христиане и мусульмане. К зданию школы пристроен интернат для девочек. Успехи, которых добиваются ученики, сыскали школе добрую славу. Образование, которое получают воспитанники, а так же оборудование, которым располагает учебное заведение, соответствуют духу времени.
Основание школы и ее история
У колыбели школы стояли двое мужчин и три женщины. Первым, кого надо упомянуть, был тогдашний иерусалимский епископ Самуэль Гобат и его жена Мария. В 1846 г. Гобат обратился с просьбой к английскому Женскому миссионерскому обществу прислать в Иерусалим учительницу, для работы в школе для девочек. Этот проект пользовался финансовой поддержкой Берлинского женского объединения. Сразу же появились как ученики, как проживавшие в пансионате при школе, так и те,кто сам оплачивал свое обучение. К сожалению, английское Миссионерское общество, в силу нехватки средств, вынуждено было отказаться через несколько лет от финансовой поддержки школы.
Берлинское женское объединение тоже в любой момент могло отказать в финансировании. В это время дяконисы из Кайзерверта выразили готовность основать совместно с Иерусалимским объединением школу для немецких и арабских девочек и в дальнейшем поддерживать ее финансово. Это готовность была связана с желанием короля Фридриха Вильгельма 4 способствовать становлению женского образования на Востоке.
В Иерусалим была направлена дякониса Аделяйд Бляйбтрой. 6 мая 1851 г. она открыла Епископскую школу Гобата, которая была предшественницей Талита Куми. Все занятия проходили на английском или немецком языке. Шарлота Пильц стала еще одной дяконисой, приступившей к работе в школе. Она проработает в школе около 50 лет. В 1855 г. Теодор Флиднер назначил Шарлоту Пильц директором всех учреждений дяконис основанных в Иерусалиме. Вскоре после этого Гобат принял решение отделить школу дяконис от епископской школы. Паулина Келлер писала об этом : " Через несколько дней должно осуществиться наше давнее желание. Епископ Гоббат решил разделить свою и нашу школы. Вы даже не можете себе представить, какая это огромная радость для нас здесь, что у нас теперь есть своя независимая немецкая школа ..."
Согласно записям Шарлоты Пильц учебное расписание включало в себя следующие предметы : 10 часов немецкого, 5 часов арабского, 5 часов английского, 2 часа изучения религии, 6 часов рукоделия, а так-же дополнительные предметы такие как география, история и арифметика.
Сначала школа находилась в здании, которое дяконисы снимали, но, после разделения двух организаций, здание пришлось покинуть, т.к. финансовых средств, которые посылал король Фридрих Вильгельм 4, а так-же Берлинское женское объединение было недостаточно. В конце-концов Шарлоте Пильц вновь удалось приобрести вышеупомянутое здание. Там располагалась не только школа, но и больница. В 1858 г. был куплен участок за пределами стен Старого города на так называемом холме Готфрида, где десятилетие спустя было отстроено здание Талита Куми. Название школы было не только ее девизом, но и представляло из себя руководство к действию. Арабские женщины должны были получить возможность восстать из небытия и стать самостоятельными . Школа обучала их этой самостоятельности.
" Подобно Господу, который своим словом воскресил дочь Яира из смертельного сна, он так же воскресит и пребывающих в состоянии духовной смерти женщин Святой Земли своими вдыхающими жизнь словами "Талита куми!""
В 1868 г. школу посещало 89 учениц из которых 16 были мусульманками. В 1901 г., т.е. 50 лет спустя после основания школы, в школе работало 18 дяконис.
Во время Первой мировой войны школу вынуждены были закрыть и открыли ее заново только в 1925 г. Две выдающиеся дяконисы оказали сильнейшее влияние на дальнейшую деятельность школы: это Берта Харц, которая работала в интернате и Наиля Моусла, которая заведовала школой. Сестра Наиля, которая в прошлом сама была ученицей Талита Куми, работала в школе сначала просто преподавателем, а в последствии сама вступила в организацию дяконис. После того, как школу открыли заново Наила стала ее директором. Берта Харц и Наиля Мосула были способны так-же хорошо управлять школой, как поколение до этого справлялась со своими обязанностями Шарлота Пильц. Благодаря своей слаженной работе и неустанной готовности прийти на помощь обе женщины служили для школьниц наглядным примером.
Вторая мировая война стала для обоих огромным испытанием. Деньги из Дюссельдорфской материнской организации дяконис больше не поступали в Иерусалим. Таким образом школа лишилась львиной доли тех финансовых средств, которые поступали в ее казну. Тогда обе дяконисы проявили немалую изобретательность в предложении различных услуг, которые приносили доход школе и способны были поддержать ее существование. В это время учебное заведение посещали не только христиане, но и мусульмане и иудеи. И надо отметить особо, что представители всех конфессий посещали все уроки, в том числе и уроки религии.
Но, не только финансовые проблемы сотрясали школу. Во время Второй мировой войны дяконисы были интернированы. Сестра Наила вообще оказалась в тюрьме. После окончания Второй мировой войны не возможно было возможности продолжать работу в школе в прежнем формате. В 1950 г. школа и интернат переехали в новое здание, расположенное недалеко от Бейт Джалы. Переезд был осуществлен в то время, когда школой еще руководили Наиля Мосула и Берта Харц. Начиная с 1975 г. Берлинское миссионерское общество взяло на себя заботы об этой школе. Федеративная республика Германия присылает руководство школы для работы в Вифлееме.
С точки зрения истории педагогики 19-ый век в Европе был полон противоречий. С одной стороны была признана необходимость всеобщего образования. С другой стороны то, что в Англии попадало под определении "Education", в Германии распалось на две разные области: "Erziehung"-воспитание и "Bildung"-образование. Если в гимназиях основной упор делался на образование, то в народных школах большее внимание уделялось воспитанию. Воспитание каждого человека как индивидуума и совместное воспитание всех жителей государства, с целью создания нового общества служили почвой для полемики в педагогике того времени. Правительства государств все более и более осознавали возможность стабилизации государственной жизни через получение ее гражданами одинакового воспитания. С другой стороны церкви, естественно, тоже пытались использовать это средство, для того, чтобы увеличить ряды своих сторонников и тем самым укрепить свои позиции. В то же время им приходилось признавать, что их вес в обществе, после того, как государство взяло на себя заботу о воспитании населения значительно снизился. Поэтому, школы относящиеся к различным конфессиям искали и находили возможности, каким образом сохранить и даже расширить свое влияние.
Одним из основных вопросов школьного образования является ,насколько школьное образование следует передовым течениям своего времени, насколько школа является авангардистской. Сегодня для нас само собой разумеющимся является, что школа должна готовить учеников к дальнейшей жизни. Мы так же все осознаем, что сегодня так быстро, как никогда ранее устаревает прежняя информация, а количество знаний, которыми располагает человечество стремительно растет. На повестке дня так-же стоит мировая глобализация и то, что некоторые сложные общественные проблемы возможно решить только совместными усилиями. Те образовательные модели, которым школа следовала прежде, несли на себе отпечаток исторического и общественного влияния. На сегодняшний день в образовательных моделях находит свое отражение современное общество. Возникает вопрос: каких позиций в данном случае придерживается Талита Куми?
" Если смотреть на историю немецкой педагогики в целом, опираясь на учебник истории, в Германии вместе с голосами консервативных церковных мыслителей были слышны и голоса людей разрабатывавших либеральную программу для учебных заведений. Таких как Хардхорт, который хотел совместить буржуазно-капиталистические порядки царившие на работе и в обществе с личными усилиями каждого человека, направленными на получение образования."
При таких обстоятельствах мыслители различных конфессий перенесли этот спор о методах преподавания в реальную жизнь. В свете всего вышесказанного надо рассматривать деятельность и Теодора Флитнера, основавшего в 1836г. в Кайзерверте общество диаконис. В его социально-педагогической концепции сочетаются любовь к обделенным с ожиданиями, что педагогическая помощь будет способствовать тому, что человек в конечном итоге обретет силы, чтобы помочь себе сам. Флиднер так-же искал опору в народных традициях и христианской вере, в надежде, что они будут способствовать решению многих социальных проблем.
На фоне всего этого арабские девочки на Святой Земле благодаря хорошему образованию вырастали в самостоятельно мыслящих искусных в ведении домашнего хозяйства молодых девушек. Эти девушки с одной стороны исполнили те ожидания, которые на них возлагало общество, с другой стороны были достаточно уверенны в себе, чтобы не зависеть полностью от мужчин. Не надо недооценивать ту особую роль, которую сыграло женское образование и воспитание. Не надо так-же забывать, что в 19-ом веке многие христианские миссионеры переселяются на Святую Землю. Эти люди хотели, чтобы их дочери имели возможность получить полноценное образование.
В этих условиях развивал свои теории Теодор Флиднер, принадлежавший к движению пробуждения. Его активность наполненная любовью к ближнему сыскала себе немало приверженцев и позволила ему реформировать организацию диаконис. Он начал с работы с детьми младшего школьного возраста и подготовки преподавательниц для этой работы, которые в последствии взяли на себя и всякую другую социальную работу.
То, что побуждало Теодора Флиднера к действию, была его любовь к ближнему, его вера, ее сочувствие людской нужде, особенно самым обделенным слоям общества. Таким как женщины и сироты. Его осознание того значения, которое имеет воспитание.
Тот проект, который начал свою работу в Иерусалиме в 1851 г. (Талита куми) , за исключением нескольких событий, успешно функционирует до сегодняшнего дня. Необходимо было очень много воображения, огромное желание, самодисциплина и не в последнюю очередь кое-какие удачно складывавшиеся обстоятельства, чтобы претворить мечту о женской школе на Святой Земле в жизнь. Этот проект не потерял и до сегодняшнего дня своей актуальности. Его девиз не изменился с момента основания "Талита куми"-подготовить молодых людей к будущей жизни. Готовить людей к будущей жизни означает прилагать неустанные усилия в этом направлении. Это означает, следовать за мечтой больше, чем того требует повседневная жизнь. Это так же означает, среди повседневных нужд и требований жизни оставаться провидцем.


Рецензии