Про протестантские иконы и мемориальные церкви

Года полтора назад ко мне позвонила очень уважаемый мной гид Natali Palant с вопросом примерно следующим: мол как же так, мы учили на курсе, что в протестантских храмах нет скульптур, живописи, мозаик и.т.п. , а в церкви Вознесения на масличной горе (при комплексе Августа Виктория) все это представлено более чем в изобилии. Протестантская ли это вообще церковь? Может она принадлежит католикам ? Я начинаю что-то невнятно бормотать в ответ типа: Германия родина протестантизма и те места, где произошел раскол это и места где две конфессии ближе всего друг к другу. Я была в Эрфурте, видела там католические церкви 11, 12 вв. со скульптурами на наружных стенах, с изображениями святых, с реликвариями. В эпоху реформации эти церкви стали протестантскими. В Германии 19-ого века одним из очень важных направлений в архитектуре был стиль историзма, т.е. обращение в архитектуре в первую очередь к средневековому прошлому, к эпохе крестовых походов, рыцарей. Крестоносцы, предки нынешних лютеран, понятное дело, были католиками и в храмах у них была и роспись и мозаика и скульптуры.

Немного лучше разобраться в архитектуре лютеранских церквей в Иерусалиме мне помогла прочитанная мною вчера статья Юргена Крюгера (историка архитектуры). Он пишет, что сразу после реформации вопрос строительства церквей в Германии не стоял. Было достаточно католических храмов, которые стали протестантскими церквями. Со временем стали строить новые храмы, которые по своей архитектуре или назначению (не помню, как у Крюгера) больше напоминали синагоги. В них не было больше мощей святых (реликвариев) и.т.д., убранство было очень скромным (то, о чем говорила Натали).
В 19-ом веке были сформулированы особые каноны для строительства так называемых мемориальных церквей -гедехтнискирхе. (Не путайте с приходскими церквями). Такие церкви строились на местах, связанных с важнейшими событиями в истории церкви и немецкого народа. Так, например, прошла реставрация замковой церкви в Витенберге, к воротам которой Лютер прибил 95 тезисов. Причем главная святыня, эти ворота, находилась не внутри самого храма, а перед его входом. Или, например, Кельнский собор был окончательно достроен после победы над Наполеоном и служил, помимо всего прочего, и памятником этой победы. Использование мозаик, скульптур и.т.д. допускалось при строительстве мемориальных церквей. Церковь Вознесения на масличной горе или церковь Искупителя на Муристане-это церкви мемориальные.

Церковь Искупителя возведена над развалинами и повторяет очертания средневекового храма, принадлежавшего госпитальерам, Санта Мария Латина. Колокольня, правда, построена явно не по средневековому образцу. До ремонта 70-х годов этот храм отличался более пышным убранством, чем сегодня. Какое же памятное событие хотела прусская императорская семья увековечить на этом месте ? Почему для них столь важным стало приобретение участка на Муристане ? За этот участок в то время развернулась настоящая борьба между греками, австрийцами, Валергой (католический патриарх Иерусалима) и даже русскими. Дело в том, что при Фридрихе Вильгельме 4 было возрождено протестантское отделение ордена иоанитов. Во главе ордена стояли члены императорской семьи. Приобретение участка на Муристане означало возвращение к корням, к самым истокам возникновения ордена. Понятно, что это место должно было быть увековечено.
Одним из главных вопросов, который занимал археологов 19-ого века, является ли ХГГ истинным местом погребения Христа. Доказательством того, что место, которое почитается традицией, действительно то, где произошли события евангельской истории, должно было служить обнаружение второй городской стены. Той самой стены, о которой писал Иосиф Флавий в Иудейской войне. Именно эта стена окружала Иерусалим времен Христа. Понятно, что места казни, места погребения находились за пределами городских стен, но недалеко от них. Находилось ли место, ныне почитаемое как Голгофа в городской черте или за ее пределами ?

Во время проведения строительных работ была обнаружена стена, шедшая с севера на юг. Все решили, вот то самое доказательство, которое мы так долго искали, вторая городская стена. Значит ХГГ место истинное!!! И именно над этой стеной был возведен алтарь храма. Таким образом, храм этот претендует на нечто большее, чем только увековечивание место возникновения ордена иоанитов. Он имеет непосредственное отношение к евангельской истории. Это как лютеранская часть ХГГ, а Вильгельм 2, при котором был отстроен этот храм, выступает в роли нового Константина.

Но, я немного отвлеклась от основной темы. Обратите внимание, алтарь стоит на главной святыне храма, на стене якобы окружавшей город во времена Христа. Можно было увидеть эту стену спустившись в крипту храма. Но как это похоже на католические церкви с их криптами, святынями!!! Дело в том, что в протестантской Германии в 19-ом веке расцвел пышным цветом культ почитания всяких святынь. Особенно почитались всякие святые деревья. Например, Юрген Крюгер пишет о неком вековом буке, под которым уснул Лютер на пути в Вартбург. В 19-ом веке случился очень сильный ураган и бук рухнул. Пастор Отман забрал к себе рухнувшее дерево и стал раздаривать щепки от бука всяким благочестивым людям. Часть деревянных кусочков приобрела императорская семья. Из этих кусочков выстрогали фигуры Лютера, сцену его похищения в Вартбурге и что-то еще (я не поняла). Фигурки эти, потом, выставили в одной из церквей. Ну в точности история с Мамврийским дубом !!!
Лютер, оказывается, не отрицал и культ святых. Он считал, что святые на своем опыте учат христиан благочестивой жизни.

Теперь непосредственно об иконах. Вы наверняка видели икону с ноевым ковчегом и всемирным потопом и (главное !!!) радугой и голубем с маличной веткой в клюве в церкви Искупителя на Муристане. В данном случае икона выражает надежду на наступление мира в Иерусалиме.

Икона в Эрлезеркирхе не единственная протестантская икона с которой мне довелось столкнуться. Несколько лет назад я была в Берлине. Проезжая по Курфюрстендам, одной из центральных улиц этого города, я не могла не выйти из транспорта, для того чтобы посетить один из важнейших архитектурных памятников Берлина, руины мемориальной церкви Кайзера Вильгельма еще один памятник эпохи Вильгельма 2. Церковь сильно пострадала во время Второй Мировой Войны. восстанавливать ее не стали, а пристроили рядом современный храм. Его мне посетить не удалось. Шла молитва и я решила не дожидаться ее окончания. А зря ! Дело в том, что при церкви есть небольшой музейчик, а в нем вот это : http://www.ng.ru/style/2000-02-22/16_stalingrad.html
Это икона или я что-то не так понимаю ?
Мораль: как мало я знаю о лютеранстве и столь ли велико различие между лютеранами и католиками.


Рецензии