Дом 8 на улице Эмек Рафаим

Дом 8 на улице Эмек Рафаим некогда принадлежал Николаю Шмидту. Одна моя знакомая, очень хороший экскурсовод, прочитав у Жени Озерова, что Николай Шмидт имел отношение к России, грозилась раскопать историю его жизни. Меня просила с этим повременить. Но я же вредная, мне лучше такое не говорите. Я тут же начала искать статьи про русских темплеров. И нашла несколько материалов. С переводами меня задержали только планы по дальнейшему изучению немецкого языка :)
Я не стану переводить 10 страниц про историю менонитов в России. Начну сразу с последней 11 страницы, имеющей отношение непосредственно к нашим краям.
Гнаденфельд-ядро темплеров в России
Одна из деревень в которой жили менонниты на территории Российской империи носила название Гнаденфельд. Жители деревни перебрались на территорию России из Блотницы расположенной на реке Нотец (Brenenhoffswalde am Netzebruch) в 1835 г. под предводительством церковного старосты Вильгельма Ланге. По инициативе членов общины в 1857 г. в Гнаденфельде была основана частная школа. Для того чтобы изыскать средства для функционирования школы, была основана столярная мастерская и ферма по выращиванию коз. Для школы отстроили прекрасное здание. Школьный попечительский совет превозносил успехи учащихся. Он взял на себя право давать образование учителям. Первым преподавателем этой школы был Давид Хаускнехт, его сменил менонит Генрих Франц, а спустя несколько лет преподавателем стал Иоаннес Ланге.
Один из представителей школьного попечительского совета Николай Шмидт (1815-1874 гг.) предпринял поездку в Германию, во время которой он интересовался как обстоят там дела с образованием учителей. Случай привел его в Киршенхардхоф, где он посетил учреждение для подготовки учителей, основанное Друзьями Иерусалима. Это учебное заведение понравилось ему более, чем все другие, т.к. расположено оно было в деревне, а не в городе, и готовило не будущих господ, а трудолюбивых учителей. Возможно, Шмидт симпатизировал и религиозным взглядам темплеров, т.к. они напоминали ему Моравских братьев.
После возвращения домой, Николай Шмидт направляет выпускника школы в Гнаденфельде Иоаннеса Ланге (1838-1902 гг.) для прохождения дальнейшей учебы в Хардхофе. Учебу Иоаннесу он оплачивает из своих средств. За три года учебы Иоаннес приобрел не только основательные знания, но и оказался под сильным впечатлением от религиозных взглядов Друзей Иерусалима. Незадолго до окончания своей учебы он был назначен распространителем идей темплеров в Швабии и Рейнской области. Он также пытался вести переписку с меноннитами Молочанского округа с целью популяризации среди них идей темплеров. С юношеской пылкостью он критиковал религиозные воззрения меноннитов и говорил о "необходимости генеральной уборки" и "о новом мировом порядке ".
С такими взглядами сложно было получить должность в частной школе в Гнаденфельде. Когда его отец захотел переписать на имя Иоханнеса часть принадлежавших ему земель, этому воспротивились старейшины меноннитской общины Гнаденфельда. Тем более, что Иоханнес взял в жены не меннонитку (Эмму Яусс дочь преподавателя из Хардхофа Яусса) . Старейшина Ленцманн подал на имя попечительского совета обвинение, в котором утверждал, что Иоханнес является государственным революционером. Попечительский совет уполномочил титульного советника фон Келлера провести серьезное расследование данного вопроса, которое привело в конечном итоге к аресту Ланге, а его покровители получили предупреждение.
А 6 апреля 1863 г. 20 членов колонии Гнаденфельд подписали прошение на имя конференции старейшин, в котором, опираясь на ссылки из Лютера и Менно Симонса, заявили о своем праве основать в селе общину темплеров.


Рецензии