Паломническая миссия св. Кришоны

 (очень вольный перевод статьи Якова Айзлера)
После наполеоновской восточной кампании Восток стал вновь доступен для европейцев. В Палестине появляется огромное кол-во различных миссионерских обществ: американских, английских и немецких. Начинается "столетие миссий". Если американцы и англичане ограничивались в основном миссионерской деятельностью, немцы с самого начала придавали огромное значение соц. работе в среде местного населения. Среди всех немецких миссий особо важная роль принадлежит миссии св. Кришоны. В отличии от американских и английских миссий, которые существовали в основном за счет спонсорских пожертвований, финансирование деятельности миссии св. Кришоны обеспечивалось финансовой и ремесленной деятельностью, которой занимались ее члены на Святой Земле.
Начало деятельности
Основателем миссии св. Кришоны был Христиан Фридрих Шпитлер. Шпитлер родился 12 апреля 1782 г. в Вюртембергском поселении Вимсхайм. В молодости он перебрался в Базель, где вступил в Deutschen Christentumgesellschaft (Немецкое христианское об-во). Постепенно он добирается до должности секретаря, т.е становится фактически руководителем об-ва. Он находился на этом посту с 1808 по 1867 г. За это время им было создано множество дочерних организаций среди которых и миссия св. Кришоны (1840 г.). Об отношении Шпитлера к миссионерской работе говорят следующие слова, которые он повторял не раз: "Желая, чтобы язычники стали христианами, мы не должны упускать из виду и христиан, чтобы они не превратились в язычников".
В 1833 г. Шпитлер основал христианскую паломническую миссию, которая начиная с 1840 г. располагалась на горке св. Кришоны в Базеле. Изначально миссия видела своей главной целью деятельность на Святой Земле и в первую очередь в Иерусалиме. В 1846 г., Шпитлер пришел к выводу, что настал подходящий момент для того чтобы основать отделение миссии в Иерусалиме. Он писал:
"Я представляю себе это так:основать в Иерусалиме дом братьев примерно такой же какой был две тысячи лет назад у первых миссионеров. Пусть бедные люди города видят как христиане живут, молятся и работают в атмосфере взаимной любви и ищут способ помочь местным жителям."
Шпитлер посылает двух воспитанников св. Кришоны Иоанеса Фердинанда Пальмера и Конрада Шика для работы в Иерусалиме. Вот что он пишет:
"Первые братья должны быть с одной стороны верующими с другой стороны обладающими полезными профессиями людьми. Я скромно полагаю, что два дорогих мне брата Фердинанд Пальмер и Конрад Шик из Вюртемберга прекрасно подготовлены миссией для этой роли. Деньги на поездку имеются, правда их немного. Я передаю дело в руки Божьи. Все это вопрос веры".
Оба миссионера покинули Базель 6 сентября 1846 года и прибыли в Иерусалим 30 октября. Через месяц они послали первый отчет Шпитлеру. В отчете речь идет в первую очередь о проблемах, связанных с работой в Палестине. Оба брата были просто потрясены теми условиями жизни, которые были на тот момент в Палестине. Свои впечатления они подробно описывают в письме, посланном Шпитлеру 30 ноября 1846 г. Вот что в частности пишет Шик: "Буквально с первых же дней нашего пребывания здесь нас стали навещать многие. В основном это были ...Как нам показалось, эти люди думали, что мы были посланы сюда епископом Гобатом...Мы им объясняли, что наша задача обосноваться здесь, изучить местный язык, а потом если будет возможность с Божьей помощью основать в Иерусалиме не английский и не англо-немецкий, а немецкий дом братьев. Они говорили, что это было бы здорово и прекрасно и очень бы порадовало их если бы в Иерусалим переселилось как можно больше немцев, но в том что здесь удастся основать дом братьев они выражали большие сомнения... "
Два миссионера перебрались в ноябре 1846 г. в приобретенный ими для вышеупомянутых целей дом.
Палестина, которая с 16 в. управлялась турками- османами находилась в крайнем упадке. Паши, которых посылали из Константинополя для управления этой провинцией, занимались исключительно сбором налогов и взяток с местного населения. За 400 лет османского правления территория ее значительно обезлюдела. Многие европейские путешественники, побывавшие в Палестине в первой половине 19-ого века, писали о проклятии, которое было наложено, очевидно, и на саму землю. Когда читаешь воспоминания людей посетивших Святую Землю в 19-ом веке, перед глазами возникает следующая картина: заброшенная местность, фанатичное население и неспособные к управлению продажные власти. Вся производственная деятельность находилась на крайне примитивном уровне. Не было нормальных дорог, портов, мосты были сломаны, леса вырублены. Не велась нормальная торговля. Не было никакой возможности нормальной перевозки товара. Нападения бедуинов на оседлое население были традиционными. В стране не было ни одной гостинницы, ни одной поликлиники, ни одной больницы, которая хотя-бы отдалено по уровню приближалась к европейским. Миссионеры оказались в стране, которая еще не вступила в эпоху индустриализации.
Пальмер, который искал контакта с арабскими детьми, чтобы научится от них языку, решил заняться преподаванием. Шик, который был механиком, старался обучить детей своему ремеслу. Тем временем Шпитлер решил послать в Иерусалим еще двух миссионеров: Самуэля Мюллера-часовщика и Хайнриха Бальденшпергера-токаря и ткача. Но очень скоро выяснилось, что они не могут одновременно заниматься и делами миссии и зарабатывать себе на пропитание. Поскольку средств посылаемых Шпитлером было явно не достаточно, трое из миссионеров решили подыскать себе какие-то места заработка.
Хайнрих Бальденшпергер около года проработал на сельскохозяйственной плантации в Артасе (в районе Соломоновых прудов). Затем он и его жена перебрались в школу, основанную епископом Гобатом, где Хайнрих стал преподавать местным арабским детям. Пальмер последовал его примеру. С 1853 г. Бальденшпергер отвечал за хозяйственные дела в школе, а Пальмер занимался преподаванием. После того как Гобат был назначен главой Англо-Прусского епископата и ушел из школы, Генрих и Иоханес продолжили работать там. Бальденшпергер оставался на своей должности до самой смерти, а Пальмер заболел глазной болезнью, был переправлен в Вену, где ему сделали операцию. Все таки зрение полностью восстановить не удалось и Пальмера отправили на пенсию.
Конрад Шик вступил в Лондонское еврейское миссионерское общество (Londoner Judenmissionsgesellschaft) и был назначен на должность заведующего индустриальным домом. Так началась новая карьера Шика, пиком которой стало то, что Шик стал главным строителем современного Иерусалима. Будучи строительным инспектором Шик мог проектировать многие здания, вести археологические раскопки, внося таким образом свой вклад в изучение Святой Земли. Им были написаны сотни статей, спроектированы многие жилые постройки в том числе и целый район Меа Шаарим.
После того, как другие братья оставили миссию, в доме приобретенном ими в Иерусалиме оставался только Самуэль Мюллер. Он ждал прибытия еще одного миссионера из Швейцарии-Бернарда Коллинса. (Бернард Коллинс откроет в последствии в Швейцарии сеть супермаркетов Konsum-COOP.) Он пытался зарабатывать на жизнь профессией часовщика, но тогда время на Востоке играло очень маленькую роль и его продукция практически не пользовалась спросом.
Дальнейшее развитие миссионерской деятельности
Шпитлер, который находился в это время в Базеле сильно испугался, что миссия св. Кришоны распадется и он решил поставить перед миссионерами новые задачи. Он списался с Гобатом, который подкинул ему следующую идею: возродить миссию в Абиссинии. Домик братьев в Иерусалиме должен был стать отправным пунктом на Пути Апостолов (Дороге миссий). Было решено основать двенадцать станций расположенных вдоль по течению Нила по дороге из Иерусалима в Гондер (Эфиопия). Каждая такая станция должна была управляться братьями из миссии. Станции должны были находиться на расстоянии 50 часов езды друг от друга. Первых двух миссионеров, которые предназначались для работы в Эфиопии, направили сначала в Иерусалим, чтобы они подготовили домик братьев к прибытию других членов миссии. Это были: Христоф Шефер и Петер Мартин Метцлер. Петер Мартин Метцлер был родом из Юденбаха. После тяжелой болезни он решил посвятить себя миссионерской деятельности. Так он попал в миссию св. Кришоны, где сделался распространителем книг среди католиков на Боденском озере. Затем Метцлер направился в восточную Африку вместе со знаменитым миссионером др. Иоанном Людвигом Крапфом. Там он приобрел бесценный опыт работы. Именно благодаря этому опыту Шпитлер решил, что он будет ответственным за домик братьев в Иерусалиме. Для того, чтобы повысить значение Иерусалимской станции, Шпитлер направляет туда в 1854 г. Иоанна Людвига Шнелера и его жену Магдалену, которых назначает быть в качестве отца и матери для других братьев. В Иерусалим так же были посланы Христиан Фридрих Бендер, Иоанн Мартин Флад, Михаэль Иоханнес Шумахер, Иохананес Майер, Иоханнанес Грулер и Иоханнанес Якоб Готлиб Кинце (все эти братья должны были со временем начать миссионерскую деятельность в Абиссинии).
Первым из братьев, посетившим Эфиопию, был Иохананн Мартин Флат. Он направился туда вместе с др. Крапфом. По возвращении он отправил Гобату отчет, где описывал увиденное им в радужных тонах. После этого Гобат направил четырех братьев Флата, Маера, Бендера и Кинце миссионерствовать в Эфиопию. Грюлера же он оставил при себе в Англо-Прусском епископате. Сначала Грюлер работал преподавателем в школе Гобата, а затем был пастором протестантской общины в Рамле и Яффо. В 1870 г. он эмигрировал в США.
Михаил Шумахер так же в конечном итоге в Африку не поехал, т.к. решил стать миссионером в Америке. Он отплыл с Яффского порта, но не добрался до другого берега, т.к. корабль затонул в море. В течении последующих 10 лет более 25 братьев были посланы в Иерусалим, чтобы затем переправить их в миссии в Эфиопии. Из двенадцати запланированных станций было отстроено только шесть:
1. Станция св. Матфея в Александрии
2. Станция св. Марка в Каире
3. Станция св. Павла в Матамате (Matammaha ?)
4. Станция св. Фомы в Хартуме
5. Станция св. Андрея южнее Асуана
6. Станция св. Варфоломея в Бербере
На каждой станции находилось по два брата из миссии. В следствие болезней вызванных антисанитарией половина братьев скончалась в первые же годы эфиопской компании. Обострение политической ситуации в Эфиопии стало хорошим поводом, чтобы свернуть деятельность миссии в тех краях.
Для того, чтобы материально обеспечить братьев из миссии, Шпитлер послал в Иерусалим продавца Генриха Леппа, на которого была возложена задача открыть в Иерусалиме торговую лавку по европейскому образцу. Доход магазина значительно вырос, когда после смерти Генриха Леппа им стал заведовать прозелит Герман Левенталь. Герман Левенталь начал экспортировать в Европу фрукты, яффские апельсины, изюм из Хеврона, а так же изделия из оливкового дерева такие как крестики, бокалы и.т.д. Взамен завозились товары из Европы. В 1858 г. Левенталь открывает филиал своего магазина в Яффо. Главой филиала был назначен Метцлер. Оборот от торговли настолько возрос, что Шпитлер из своей Швейцарии не успевал за всем этим уследить. А так как у него были опасения, что все предприятие со временем рухнет, он отправил в Иерусалим Иоанна Фрутигера, который в то время работал продавцом на предприятии принадлежавшем Шпитлеру (Faelkli). Фрутигеру было поручено навести порядок в финансовых делах. После прибытия Фрутигера Карл Хайнрих Заалмюлер оставил свою должность продавца в магазине и был отправлен в Эфиопию. На его место был принят сначала Иоанн Христиан Фальшеер, а затем Вильгельм Вакернагель. После ухода из магазина Фальшеер проработал пять лет преподавателем в школе Гобата. После того, как два вышеупомянутых брата покинули Палестину, Левенталь ушел из магазина, т.к. у него были постоянные разногласия со Шпитлером. На его место Шпитлер прислал
сначала Иоханнеса Германа, а затем Вильгельма Дуйсберга. Дуйсберг стал заниматься торговыми делами, а Фрутигер и Герман банковскими.
Роспуск миссии в Палестине и возникновение на ее месте новых организаций
Шпитлер умер в 1867 г. Через год после его смерти комиссия отвечающая за миссию св. Кришоны решила закрыть магазин в Иерусалиме. Дуйсберг этот магазин у миссии выкупил. Кредит для покупки магазина ему предоставил Фрутигер. Миссия самораспустилась. От нее сохранились лишь следующие предприятия: торговая сеть Дуйсберга, банк Фрутигера и Сирийский сиротский приют Шнеллера.
Вильгельм Дуйсберг был родом из Штутгарта. Он получил профессию торговца. Возглавлял миссию св. Кришоны в Хартуме. После закрытия станции в Хартуме, Дуйсберг осел в Иерусалиме. После самороспуска миссии Дуйсберг выкупил у нее магазин, причем расплатился за него одним платежом.
В 1873 г. Дуйсберг основал филиал магазина в Яффо и назначил заведовать им Иммануэля Эрнста Брайша. Торговая сеть получила название Duisberg & Cie. Jerusalem-Jaffa. Мы находим письмо датированное 1879 г. отправленное немецким консулом в Иерусалиме через торговую сеть Дуйсберга. Понятно, что помощь в отправке письма оказывал и Брайш. Поэтому Фрутигер еще в самом начале деятельности торговой сети подписывал деловые бумаги Дуйсберга словами "наследник Шпитлера" из опасений, возможно и небезосновательных, что на дорогое ему имя может быть брошена какая то тень.
Из за неправильного веления финансовой отчетности Дуйсберг был вынужден бросить свою фирму и покинуть Палестину. До своего выхода на пенсию он продавцом в магазине принадлежавшем базельской миссии на Золотом берегу. Его долги на Святой Земле оплатил банк Фрутигера.
Иоанн Фрутигер был одной из самых значимых фигур в Иерусалиме 19-ого века. 36 лет проработал он на благо мусульман, христиан и евреев живших в городе. Особую помощь он оказывал христианским благотворительным учреждениям. Можно сказать, что Фрутигер со своим банком и Конрад Шик, архитектор современного Иерусалима были самыми влиятельными людьми, проживавшими на тот момент в городе. Греческий, латинский и армянский патриархи, монастыри и даже власти Османской империи предпочитали хранить деньги в его банке. Не было практически ни одной европейской организации, которая не прибегла бы когда-либо к услугам Фрутигера будь то заем денег или посредничество при покупке участков земли.
Фрутигер был не только банкиром, но и членом многих попечительских советов, миссионерских и благотворительных организаций. Не только немцы, но и русские, англичане, австрийцы, французы отдавали предпочтение его банку. В еврейской среде он тоже пользовался огромным уважением. Он поддерживал многие еврейские благотворительные учреждения, субсидировал деньги на строительство жилья для еврейских эмигрантов. В частности, строительство жилого района Махане Йеуда, за пределами стен Старого города, было профинансировано Фрутигером. Он давал большие суммы денег на покупку земельных участков и старался обойти те препятствия, которые чинили в этом деле власти Османской империи. Когда власти перекрыли репатриацию евреев с территории Российской империи, Фрутигер перестал заниматься сделками по покупке земли.
Немаловажная роль принадлежит Фрутигеру и в деле строительства железных дорог в Палестине. Именно по его инициативе и на средства его банка была построена первая железная дорога на Святой Земле-дорога из Яффо в Иерусалим (1892 г.).
На протяжении ряда лет Фрутигер страдал сильными головными болями и склерозом. Когда у банка начались финансовые проблемы, Фрутигер передал управление им своему шурину Вильгельму Фаберу, а сам вернулся со своей семьей в Швейцарию в Базель, где скончался 5 лет спустя в возрасте 63 лет. Банк, основанный Фрутигером, был закрыт спустя несколько лет.


Рецензии