Как водить мусульман по Святой Земле

Конспект лекции Моше Хананеля
Единственное что, я не записывала лекцию Моше Хананеля на диктофон. Что успела записать, то успела. Если я в чем-то ошиблась или что-то отсутствует в моем конспекте и.т.д. пусть другие экскурсоводы, посещавшие курсы по исламу внесут дополнения.
Землю, которую мы называем Обетованной (а-арец а-мувтахат), арабы называют Землей Безопасной (а-арец а-бетуха).После того, как Авраам разбил идолов, он и Лот вынужденны были бежать в Землю Безопасную (сура 21 строка 71) "И спасли его и Лута в землю, которую благословили для миров."
Множество мусульман посещает Израиль. Это в основном паломники из Индии, Малазии, Турции, с территории бывшего Советского Союза. В Палестинской Автономии есть огромная заинтересованность в привлечении сюда мусульманских туристов. С другой стороны паломники из арабских стран не совершают зияру в Иерусалим. Имеется запрет на такого рода паломничество. Он связан с тем, что это место находится под израильской оккупацией. Запрет этот не распространяется на неарабов. Власти Палестинской Автономии, в принципе, хотели бы снять запрет на посещение святыни, но в политических кругах есть по этому поводу разногласия.
Представители Саудовской Аравии хотели бы чтобы паломники посещали за одну поездку три главные святыни ислама (Мекку, Медину и Иерусалим).
Недавно в Иордании прошла конференция посвященная арабскому паломничеству в Иерусалим. Постановили, что мусульмане могут посещать это святое место, но в рамках паломнической поездки они не должны сотрудничать с израильтянами.
"1. Совершение паломничества не должно быть фактором соглашательства с оккупантами, могущим нанести ущерб решению Палестинского вопроса.
2. Подобного рода паломничества должны стать фактором поддержки палестинцев, а не оккупантов и поэтому мы подтверждаем, что любые действия , произведенные паломниками – покупки, продажи, проживание и транспортировка должны служить палестинцам, арабам Иерусалима и никому более.
3. Паломники должны пребывать в Иерусалим в составе палестинских или иорданских туристических групп и четко воздерживаться от паломнического сервиса оккупантов.
4. Предпочтительно, чтобы паломничество в аль-Аксу совершалось по пути на хадж или умру наиболее эффективным и коллективным образом, позволяющим достигнуть наилучших результатов с точки зрения религиозного роста личности., поддержать палестинскую экономику и, особенно, экономику арабского Иерусалима, а политически реализовать цели поддержки аль- Аксы и сохранения исламских древностей Иерусалима."
Хамас выступает против подобного рода паломнических поездок.
Кладбища. (На экране фотографии бедуинского кладбища. Камни на месте погребений. Никаких надписей, кто похоронен.) Мухаммед говорил: "Не поклоняйтесь мертвым, служите живым." Он был против паломничества к могилам. Однако, сегодня люди приходят на могилы шейхов.
Среди мусульман имеются разногласия, стоит совершать паломничество к могилам, или нет. (Например: к могиле матери Мухаммеда, или могиле Фатимы.) Даже могила пророка Мухаммеда-это не главный объект паломничества в Медине. Поклонение могилам в наших краях-это африканское влияние. Вспомните великолепные фатимидские погребальные комплексы на территории Египта.
Когда мы говорим о мусульманском паломничестве в наши края, стоит упомянуть о двух паломниках, по следам которых современные мусульмане, приезжающие в Израиль в той или иной степени следуют:
1) Халиф Омар. Омар прибыл на нашу землю как паломник;
2) Великий мусульманский путешественник Ибн Баттута.
Ибн Батута вышел из Танджера, пересек Сахару, шел вдоль побережья Северной Африки, добрался до Каира. Он хотел из Египта попасть на территорию Аравийского полуострова к главным святыням ислама Мекке и Медине, но обстоятельства помешали ему.Пришлось сделать крюк в дороге. Пройти через Палестину, Сирию. Он сел в Египте на корабль, который причалил в Ашкелоне. Затем он направился в Хеврон. Посетил Вифлеем, Иерусалим, Акко, Беерут, Дамаск и лишь затем добрался до Мекки и Медины. Ибн Батута и его паломничество для мусульман примерно как паломничество царицы Елены на Святую Землю для Христиан.
Первые массовые паломничества мусульман (из Индии?) в Иерусалим состоялись по инициативе Хадж Амин аль-Хусейни в 37-39 гг., который предварительно посетил Индию. Его целью был как сбор средств, так и привлечение паломников в мусульманские святыни.
Святыни ислама посещаемые паломниками на территории гос-ва Израиль:
1) Аль Акса.
Иерусалим-это место первой киблы. В Мекке есть даже мечеть с двумя мехрабами: один обращен в сторону Каабы, другой в сторону Иерусалима.
Согласно традиции на Храмовую гору халифа Омара привел Ка'аб аль-Ахбар (см. википедию)
Халиф Омар увидел, как монашка выбрасывала мусор на Храмовую гору. В то время вся Храмовая гора была завалена мусором. Омар начинает складывать мусор в свои карманы и выносить его со святого места. Так же поступают и его солдаты. Таким образом Храмовая гора была отчищена.
Мусульманских паломников желательно каждый день водить на Храмовую гору для молитвы. Т.к. в исламе считается, что молитва в Мекке и Медине равнозначна 1000 молитвам в любом другом месте, а молитва в Иерусалиме равнозначна 500 или 1000 молитв. Будучи на паломничестве в Израиле, мусульмане предпочтут молиться на Храмовой горе.
Рекомендация для гидов. Вместе с тем в пятницу, из-за огромного скопления народа, группы на Храмовую гору лучше не водить.
Сура 17. Строка 1. "Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он-всеслышащий, всевидящий!" На сегодняшний день практически все мусульмане склоны считать, что речь в этом отрывке шла о Храмовой горе.
На Храмовой горе есть три места, связанные с Аль-Бураком: 1) мечеть Аль Бурака (?); 2) камень к которому привязали аль-Бурака и с 1929 г. с аль-Бураком стали связывать всю Стену плача. Это новая традиция. Теперь, согласно исламу, Стена плача часть Харам аль Шариф. Поэтому мусульманские паломники посещают эту святыню.
Храмовая гора является мусульманской святыней еще по одной причине. Здесь некогда находился Храм отстроенный царем Сулейманом. Место на Храмовой горе, связанное с этим пророком : Мечеть Сулеймана. На территории мечети находится погребение пророка и зал, в котором он вершил суд. По вашей просьбе представители Вакфа на Храмовой горе могут открыть эту мечеть для посещения мусульманскими группами.
На Храмовой горе есть так же сабиль Сулеймана, но название свое он получил в честь другого Сулеймана-султана Сулеймана Великолепного.
Между шиитскими и сунитскими группами есть некоторые различия в программе паломничества, но они незначительные. Например,в Ашкелоне на территории больницы Барзилай есть место, где, согласно преданиям, раннее находилась голова Хусейна сына Али (четвертого халифа). Эту святыню посещают как группы шиитов, так и группы сунитов.
Паломничество к могилам пророков
В исламе ко всем пророкам относятся одинаково. Нет малых и больших пророков. Нет превосходства одних пророков над другими. Сура 2. Строка 130." Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что даровано Мусе и Исе, и что даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся. ""
Сура 4. Строка 161. "Мы ведь открыли тебе так же, как открыли Нуху и пророкам после него, и Мы открыли Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу и коленам, и Исе, и Аййубу, и Йунусу, и Харуну, и Сулейману, и дали Мы Дауду псалтырь."
1) Меарат Махпела (потом допишу)
2) Могила царя Дауда на Сионской горе.
Царь Давид упоминается в Коране (кто был на курсе! Ваша помощь! Какая сура?). Последний султан османской империи Абдул Хамид 2 послал семь покрывал на гробницы пророков в Палестине. Шесть покрывал были доставлены в Хеврон в Меарат Махпела. Седьмым же был покрыт кенотаф на гробнице царя Дауда.
Погребение пророка Дауда очень важное и почитаемое мусульманами место.
(Фотография евреи и мусульмане молятся вместе на гробнице царя Давида.) Мусульмане могут молится вместе с евреями. Есть религиозные постановления в иудаизме запрещающие евреям молится вместе с христианами. Евреям вместе с мусульманами молится разрешается. Могила наби Дауда очень важное место, если мы говорим о мусульманском паломничестве. Обувь при входе в гробницу царя Давида снимать не обязательно.
Комната Тайной вечери-это мечеть. Там есть мехраб, окна в арабском стиле. Вместе с тем о Тайной вечере не сказано в Коране ни слова. Там речь идет о другой трапезе: Сура 5. Строки 112-115.
Вот сказали апостолы: "О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?" Он сказал: "Бойтесь Бога, если вы верующие!" Они сказали: "Мы хотим поесть ее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями". Сказал Иса, сын Марйам: "Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты- лучший из дарующих уделы!" Сказал Аллах: "Я ниспошлю ее вам, но кто еще из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров!""
3) ХГГ. Сура 4. Строка 156. и за их слова:""Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом,-в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его,-наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр ! "
Евреи собирались убить пророка Ису, но убили кого-то другого очень похожего на него. На Голгофе был распят не Иса, а другой человек. Все это вы рассказываете мусульманским паломникам. Все мусульманские группы посещают ХГГ. ХГГ не мечеть, но святое для мусульман место. Это место, где находятся последние остановки страстного пути. Мусульманам надо показать Кувуклию. Сказать, что все думали, что Христа погребли там и.т.д.
4) Гефсиманский сад. Туда нужно водить мусульман. Но рассказывать вы там будете не о страстях Христовых, а о масличных деревьях. Оливковые деревья упоминаются в Коране. Сура 95. Строки 1-3. "Клянусь смоковницей и маслиной. и горою Синаем, и этим городом безопасным!"
Сура 24. Строка 35. "Аллах-свет небес и земли. Его свет-точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло-точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного-маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!"
Причем и инжир и оливки, упоминаемые в суре 95 являются символами земли аль-Шаам (Леванта). Инжир символизирует Дамаск. Маслины- Землю Израиля. В этой суре еще речь идет о горе Синай и о городе Безопасном (помните, Землю Обетованную мусульмане называют Землей Безопасной), т.е. эта сура посвящена нашей земле.
Рекомендация для гидов. Как правило, мусульманские паломники хотят приобрести оливковое масло изготовленное из маслин произрастающих в Иерусалиме. Вы их ведете в сувенирный магазин. Масло у нас в основном производят в Галилее. Не надо рассказывать паломникам об этом ! Галилейское масло не имеет для них никакой святости.
5) Стопочка- Место вознесения Христа на Масличной горе. Аллах забрал Ису на небеса с вершины Масличной горы. В Храме Гроба Господня был распят другой человек.
6) Многие паломнические группы изъявят желание совершить молитву на вершине Масличной горы, в том месте, где открывается великолепный вид на Храмовую гору.
7) Эйн Карем не обязателен для посещения. Зачастую паломнические группы объезжают это место стороной. Дело в том, что Елизавета в Коране не упоминается. Весть о рождении сына сообщается пророку Закарии. Сура 19. Строка 7."" О Закария, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!"
8) Наби Самуэль. Имени пророка Самуила нет в Коране. Он фигурирует там анонимно. Речь идет о том, что сыны Израиля обращаются к пророку с просьбой, поставить над ними царя. Сура 2. Строка 248."И сказал им пророк: "Вот, Аллах послал вам Талута царем". Они сказали: "Как может быть у него власть над нами, когда мы более достойны власти, чем он, и у него нет достатка в имуществе?" Он сказал: "Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует Свою власть, кому пожелает". Аллах-объемлющ, знающ!"
На могиле пророка Самуэля евреи молятся вместе с мусульманами. Это важное для посещения место. Мы должны помнить, что в исламе все пророки равны. Нет главных и второстепенных пророков.
9) Аль Лазария. Праведник Узайр-Эзра. Упоминается в Коране только один раз. Сура 9. Строка 30. "И сказали иудеи: "Узайр-сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия-сын Аллаха". Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!"
Мусульмане полагают, что евреи не настоящие монотеисты, т.к. они считают Эзру сыном Божьим.
10) Могила Рахили. Рахиль фигурирует в Коране анонимно как жена Якуба. Она вместе со всем семейством спускается в Египет. Сура 12. Строка 100. "И когда они вошли к Йусуфу, он принял к себе своих родителей и сказал:"Войдите в Египет, если Аллаху угодно, в безопасности!"" Ремонт в Гобнице Рахели проводил Моше Монтифиори. Он получил права собственности на это место.
11) Вифлеем- ХРХ. ХРХ- место святое для мусульман. Грот, в котором был рожден Христос упоминается в Коране. Мириям спустилась туда когда у нее начались схватки. Сура 19. Строки 22-25." И понесла она его и удалилась с ним в далекое место. И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она : "О если бы я умерла раньше этого и была бы забытою, забвенною!" И воззвал Он к ней из-под нее: "Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей. И потряси ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые. Ешь и пей и прохлади глаза! А если увидишь кого из людей, то скажи: "Я дала Милостливому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком""."
12)Мусульмане почитают две могилы пророка Юсуфа. Одну в Шхеме, а другую в Хевроне в Меарат Махпела. 12 сура Корана полностью посвящена истории Иосифа прекрасного.
13) Газа- первый город Святой земли, который посетил Ибн Батута. В самом центре Газы находится гробница Хашима-прадеда Мухамеда.
14) Ашкелон- в Ашкелоне на территории больницы Барзилай есть место, где, согласно преданиям, раннее находилась голова Хусейна сына Али (четвертого халифа). (потом напишу подробнее)
15) Самаритянская деревня на горе Гризим. Самаритяне упоминаются в Коране в отрицательном контексте. Дело в том, что именно они уговорили евреев изготовить золотого тельца. Сура 20. Строки 87-90. "Сказал Он: "Мы испытали твой народ после тебя, и их сбил с пути самарит". И вернулся Муса к своему народу гневным, печальным. Он сказал: "О народ мой! Разве не обещал вам Господь ваш прекрасного обещания; разве долгим для вас показался завет, и вы пожелали, чтобы вас постиг гнев от вашего Господа, и вы нарушили обещание мне? " Они сказали: "Не нарушили мы обещания тебе своей властью; нам было приказано принести ноши из украшений народа, и мы их ввергли: также вверг и самарит";"
16) Наби Муса. Сура 19. Строки 52-54. "И вспомнили в книге Мусу: поистине, он был искренним и был посланником, пророком. И воззвали мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы. И даровали мы ему от нашего милосердия брата его Харуна как пророка."
Праздник, посвященный наби Муса совпадал с христианской Пасхой. Ремонтные работы в наби Муса были проведены 4 месяца назад. Не было дано добро, на проведение ремонтных работ на Храмовой горе, и средства пошли на ремонт наби Муса.
17) Могила наби Лута. Находится в 5 км. к востоку от Хеврона. Кстати, насчет жены Лута. В Коране к ней отрицательное отношение. Ее гибель была предопределена заранее. Сура 11. Строка 81. "Они сказали: "О Лут! Мы-посланники Господа твоего, никогда они до тебя не дойдут. Отправься же в путь с твоей семьей после части ночи, и пусть не обернется из вас никто, кроме твоей жены: поистине, ее постигнет то, что постигло их. Назначенный срок для них -утро; разве утро не близко?""
18) Иерихон. Сура 2. Строка 55. "И вот Мы сказали: "Войдите в это селение и питайтесь там, где пожелаете, на удовольствие. И входите во врата, поклоняйтесь и говорите:"Прощение!"-Мы простим вам ваши пригрешения и умножим делающим добро. ""
Иерихон для мусульман это ворота Земли Обетованной. Поэтому, очень важно повести их на Тель Иерихо. Показать стены древнего Иерихона (мое примечание: а какого времени им пофиг?)
В качестве дополнительной культурной программы можно посетить дворцы Хишама.
19) Река Иордан-связанна с пророком Яхей-Иоаном Крестителем. Пророк Яхья упоминается в Коране пять раз.
20) Проезжая по 90 дороге мы видим пальмовые плантации. Пальмы упоминаются в истории с Мириям. О пальмах и виноградниках речь идет в Коране в связи с райским садом. Рассказать о запрете на вырубку деревьев у евреев и мусульман.
21) Тверия или Эйлат- Сама по себе Тверия мало интересна мусульманскому паломнику. Но проезжая вдоль побережья озера Кинерет можно вспомнить следующую историю из Корана: Сура 7. Строка 163. "И спроси у них о селении, которое около моря, как они поступали в субботу, когда приходили к ним их рыбы в день субботы, поднимаясь прямо. А в тот день, когда они не праздновали субботы, они не приходили к ним. Так Мы испытываем их за то, что они нечестивы!"
22) Стоит привести привезти паломников на Рога Хитинские и рассказать о победе Салах ад-Дина над войском крестоносцев.
23) Наби Шуэйб. Это место почитается не только друзами, но и мусульманами. Сура 11. Строки 84-85. "...И к мадйанитам-брата их Шуайба. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху; нет у вас божества, кроме Него. Не убавляйте меры и веса. Я вижу, что вы-во благе, и я боюсь для вас наказания дня объемлющего. О народ мой! Полностью соблюдайте верность в мере и весе, не причиняйте людям урона ни в чем и не ходите по земле, распространяя нечестие.""
Наби Шуэйб- это и друзкая и мусульманская святыня. Гос-во Израиль передало это место друзам.
24) Назарет. Храм Благовещения. Сура 3. Строка 37. "И вот, сказали ангелы:"О Марйам! Поистине, Аллах избрал тебя, и отчистил, и избрал тебя перед женщинами миров.""
В Коране сказано, что не надо поклоняться святой Марйям.
Акко не имеет никакого значения для мусульманского религиозного туризма. Там нет важных мусульманских святынь. Паломникам, которые приезжают в Израиль на столь короткое время, нечего делать в Акко.
25) Хайфа. Посещение мест связанных с пророком Ильясом. Сура 37. Строки 123-130. "И поистине, Илйас был посланником. Вот сказал он своему народу: "Разве вы не побоитесь Бога? Разве вы призываете Баала и оставляете лучшего из творцов, Аллаха, Господа вашего и Господа отцов ваших первых?" И объявили они его лжецом. И поистине, они будут собраны, кроме рабов Аллаха чистых! И оставили Мы над ним в последних: "Мир Илйасину!""
В Коране нет истории о том, как Илья пророк побил жрецов Баала. Мусульманских паломников можно повести в Мухраку, а так же в Пещеру Элияху, которая является святым местом и для мусульман.
В качестве дополнительной культурной программы можно посетить Бахайские сады.
26) Яффо. Вообще на территории Израиля есть много могил пророка Юнуса, но о нем можно поговорить и в Яффо, остановившись рядом со скульптурой кита. Сура 37. Строки 139-148. "Ведь и Йунус был посланником. Вот и убежал он к нагруженному кораблю. И бросал жребий с другими и был из числа проигравших. И поглотил его кит, а он заслужил порицание. И если бы он не был из числа возносящих хвалу, то остался бы он в его животе до того дня, когда они будут воскрешены. И Мы бросили его в пустыню, и был он болен.И вырастили Мы над ним дерево йактин. И послали Мы его к ста тысячам или большим. И уверовали они, и отсрочили Мы им до времени. "
В исламе не только Иона, но и большинство других пророков не хотели выполнять в начале возложенную на них миссию.
Могила Хасан Бека, местных шейхов и.т.д. не представляют интереса для паломников мусульман приезжающих из заграницы. Возить их туда не стоит.
Рамле. Первый арабский город Палестины, гробница пророка Салаха и.т.д. Все это мало интересно паломникам из заграницы.
27) Мусульман из Чечни надо вести в Абу Гош.
Разведчики, несущие гроздь винограда-эмблема Министерства туризма, воспринимаются грамотными паломниками из числа мусульман, как отрицательный символ. Сура 11. Строки 24-29. "О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предначертал вам, и не обращайтесь вспять, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток". Они сказали: "О Муса! Ведь в ней люди-великаны, и мы никогда не войдем в нее, пока они не выйдут оттуда. А если они выйдут оттуда, мы войдем". Сказали два человека из тех, что боятся, которым Аллах даровал милость: "Войдите к ним воротами. А когда вы войдете, то вы будете одержавшими верх. На Аллаха полагайтесь, если вы верующие!" Они сказали: "О Муса! Мы никогда не войдем туда, пока они там остаются. Ступай же ты и твой Господь и сражайтесь вдвоем, а мы здесь будем сидеть". Сказал он: "Господи! Я властен только над самим собой и моим братом: отдели же нас от этого распутного народа". Сказал Он: "Вот она запрещена им на сорок лет, они будут скитаться по земле; не скорби же о народе распутном!""


Рецензии