Игорь Ростиславович Шафаревич 3. 06. 1923-19. 02

Куда же спряталась самая свободная алгебра?
Iа ЧенслоБг уцте дне нашiя а рещеть Бъговi ченсла сва А быте дне Сврзенiу нiже боте ноще а оусноуте Тоi бо се есе Явскi а Сыi есте во дне Бжьстiем А в носще нiкii есь iножде Бг ДiдДубСноп наш
И Числобог считает дни наши и речет Богу числа все - да быть дню небесному или же быть ночи, и уснуть. Те ведь есть Явские, и Сей есть во дне божеском. А в ночи никого нет, лишь бог Дед-Дуб-Сноп наш
 
Игорь Ростиславович Шафаревич (3.06.1923 - 19.02.2017)
Деканат, профком и Совет Ветеранов механико-математического факультета МГУ с глубоким прискорбием извещают, что 19 февраля 2017 года на 94-м году жизни скончался выдающийся советский и российский математик, публицист и общественный деятель, специалист в области алгебры, теории чисел и алгебраической геометрии, академик РАН, лауреат Ленинской премии, член ряда иностранных академий и научных обществ, главный научный сотрудник Математического института РАН, советник РАН
http://www.math.msu.su/node/943
 
Мы имеем дело с каким-то совершенно особенным видом памяти - не индивидуальной, а исторической. Она основана на переживании человеком прошлого, она его туда отчасти вновь переносит. Этим она кардинально отличается от механической памяти вычислительных машин, являющейся лишь складом большого числа предельно формализованных данных. Но именно механизмы являются идеальными составляющими частями технологической цивилизации. Связь с прошлым значительно предопределяет поведение, создает нечто, подобное инертности. А часть механизма тем совершеннее, чем меньше ее инертность, чем легче она подчиняется сигналу. Идеология прогресса постулирует ценность одного только будущего: прошлое мертво. И естественно, что в рамках технологической цивилизации историческая память вытесняется из жизни, выпадает из арсенала средств, которыми может пользоваться человечество. Но она органически связана с человеком и может быть уничтожена только вместе с ним. А значит, нет необходимости вновь создавать сверхсознание, религиозное сознание или специфическое мировоззрение русского православия: они сохранены в исторической памяти. Речь идет вовсе не о возвращении к прошлому, а о преодолении искусственных психологических запретов, не позволяющих пользоваться реально существующими духовными силами
И.Р. Шафаревич. Духовные основы Российского кризиса XX века. Россия и мировая катастрофа
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_446.htm
Историческая память
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_660.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_743.htm
 
В западной литературе иногда употребляется
термин The survival club,
который можно перевести как
клуб тех, которые выживут или, осторожнее,
- клуб имеющих шанс выжить.
Место в этом клубе не предоставляется само собой.
Но Россия может за него бороться,
и эта борьба и определяет ее будушность, на ближайщие века
Из предисловия к книге И.Р. Шафаревича - Две дороги к одному обрыву. /Москва.Издательство: Айрис-Пресс. 2003г.
XI. Революция 90-х годов Произошло явление, никем не предсказанное - крах коммунистической власти, которая, казалось, стоит каменной стеной, - власти с колоссальной репрессивной системой, с монопольной идеологией, которая охватывала человека чуть ли не с рождения: она навязывалась ребенку с песнями, которые он учил в детском саду. Те взгляды, которые я излагал, естественно применить для объяснения этого переворота. Я думаю, переворот этот настолько драматический, что долго в истории, по крайней мере, русской, он будет притягательным центром для любого мыслящего человека.
...
XIV. Наследник Выше я изложил ряд признаков, указывающих на приближающийся конец западной цивилизации. Если такие признаки игнорировать, то непонятно, как же ориентироваться в жизни. Поэтому я считаю, есть все основания предполагать, что смертельный кризис западной цивилизации разразится уже в ближайшие десятилетия, может быть, даже годы. Она не более устойчива, чем был Советский Союз, и конец ее может быть столь же внезапным. С этим связан последний пункт, который я хотел бы обсудить. В таких случаях, при гибели какой-то лидирующей цивилизации, возникает проблема наследника. Конечно, сложится какая-то другая цивилизация, наиболее творческая и активная. Может быть, она возникнет сразу же на обломках разлагающейся западной, может быть, это займет много лет или веков: так, после упадка античности, до начала формирования новой средневековой культуры с ее богатой духовной жизнью, прошло около пятисот лет, которые в истории называются темными веками в отличие от средних веков. Так кто же может претендовать на то, чтобы попасть в число наследников? Конечно, существует целый ряд сильных цивилизаций с большой традицией. Это и Китай, и Индия, и очень активный исламский мир, Латинская Америка и Россия, конечно. И здесь я хочу обратить внимание на особую роль России. Благодаря тому третьему пути, за который Россия боролась триста или четыреста лет, она все же впитала в себя гораздо больше продуктов деятельности западной цивилизации, больше культурных ценностей, чем другие названные цивилизации, и если бы она оказалась такой лидирующей цивилизацией, то это означало бы сохранение большего запаса культурных ценностей; и может быть, человечество избежало бы такого длинного периода новых темных веков, о котором я говорил. Но для этого, конечно, и сама Россия должна пережить XXI век. И русский народ должен восстановить свое духовное и национальное самосознание. Сейчас, конечно, кажется наивным обсуждать, может ли Россия стать мировым лидером - в нашем-то теперешнем катастрофическом положении, основные признаки которого были перечислены в начале работы. Но надо иметь в виду, что тысячелетняя традиция не может быть уничтожена ни за 10, ни за 70 лет. Сейчас основные силы и интересы, препятствующие оздоровлению России, связаны с Западом. Конечно, есть мощные внутренние силы, - как материальные, так и духовные, - но они существенно зависят от поддержки, исходящей от Запада. Если же верно предвидение скорого краха западной цивилизации, то и воздействие этих сил в России значительно ослабеет. Тогда возможности самостоятельного развития, основанного на своей традиции, для России столь же значительно возрастут. Так, например, реальная возможность для Руси освободиться от монгольского ига возникла в связи с кризисом, начавшимся Золотой Орде; в наших летописях его называли замятня - когда и началось розмирие с тотары. В истории можно заметить, что возможность народа влиять на свою судьбу не одинакова в различные периоды. Иногда инерция исторических сил столь важна, что не подчиниться ей исключительно трудно. В другие же периоды выпадение каких-то мощных исторических факторов создает больший простор для инициативы. Это бывают периоды освободительных войн, реформ, революций. Такая ситуация может возникнуть для России, когда созреет кризис, новая замятня, в западной цивилизации. Истинный трагизм положения России заключается, как мне кажется, в том, что она может оказаться к этому моменту совершенно не готовой. Могут еще не сложиться психологические и духовные предпосылки для принятия нужных решений. Создание таких предпосылок - это та реальная цель, над которой можно уже сегодня работать. Но здесь мы вступаем в область суждений о судьбах человеческих, о которых Достоевский сказал, что они в руках Божиих и человек в них почти ничего угадать не может, хотя и может предчувствовать. Вот такие свои предчувствия я тут и изложил
Литература Я назову основные сочинения, по которым желающий сможет больше узнать о затронутых здесь вопросах
1. Характеристика западной цивилизации
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990.
Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.
Авторы не во всем согласны друг с другом, но именно благодаря этому их работы вместе дают особенно яркую картину
2. Взгляды на развитие исторического процесса
Гесиод. Работы и дни. /Эллинские поэты. М., 1963
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_532.htm
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Это лишь выдержки из громадного сочинения, целиком на русский не переведенного. Многие яркие мысли в этом издании опущены
И.Р. Шафаревич. Россия и Запад
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_418.htm
3. Революция, природа марксизма и большевизма
Платон. Государство. /Сочинения в 3-х томах. Т.3, М.,1971
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии.Собр. Соч. (2-е изд.), т.4. Раздел Буржуа и пролетарии - прекрасно характеризует духовную близость марксизма и западной буржуазной цивилизации. В нем капитализм и буржуазия характеризуются как главная творческая сила истории. Социалистическая революция должна лишь зафиксировать то, что уже создано этой силой.
Исповедь Пятакова - ключевой документ для понимания психологии марксизма и большевизма - опубликована в трудно доступном эмигрантском Новом журнале N 52, Нью-Йорк, 1952. Но она воспроизведена в работе автора Социализм как явление мировой истории. Соч., т.1, М., 1994, стр. 242-244
4. Революция и деревня
Сейчас имеются квалифицированные, объективные публикации документов. Например:
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т.1. М., 1996. (Этот том содержит сводки ВЧК и другие документы времен 1918-1922 гг.)
Антоновщина. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Тамбов, 1994. Сборник документов
Трагедия советской деревни, тт. 1-2. Документы 1927-1930 гг., характеризующие время коллективизации и раскулачивания
Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932. М., 1989. Заголовок раскрывает содержание.
Вообще, для общего знакомства с советским периодом истории России очень рекомендую содержательную и взвешенно, не тенденциозно написанную книгу - учебник для студентов-историков:
Новейшая история отечества. ХХ век./Под редакцией А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. М., 1998. Тт.1,2
5. Роль деревни в мировой истории
Великий незнакомец. М., 1992. /Хрестоматия крестьяноведения.
Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991. (Ряд конкретных исследований и изложение общих концепций Чаянова).
Чаянов А.В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. Ч. I. М., 1921. Перепечатано, например, в: Чаянов А.В. Избранные повести. М., 1989. (Те же идеи, изложенные в форме фантастической повести)
6. Кризис 60-х - 70-х гг. на Западе
Различные стороны отражены в работах:
Кёпецы Белла. Идеология Новых Левых. М., 1977
Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973
И.Р. Шафаревич. Была ли перестройка акцией ЦРУ? - Например, в книге Русский народ на переломе тысячелетий. М., 2000
также см. лекции Духовные основы Российского кризиса XX века, прочитанные академиком РАН Игорем Ростиславовичем Шафаревичем весной 2001 года в Сретенском высшем православном монастырском училище
http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/shafarevich.htm
И.Р. Шафаревич. Математическое мышление и Природа
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_421.htm
И.Р. Шафаревич. Россия и Запад
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_418.htm
И.Р. Шафаревич. Естественнонаучное мировоззрения в современности
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_426.htm
И.Р. Шафаревич. Загадка индивидуальности
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_448.htm
И.Р. Шафаревич. Научная революция VI в. до н.э.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_431.htm
И.Р. Шафаревич. Империя инков
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_15.htm
Игорь Шафаревич. Хазария
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_311.htm
Игорь Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_294.htm
Игорь Шафаревич. Будущее России
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_130.htm
Игорь Ростиславович Шафаревич
http://www.voskres.ru/shafarevich


Рецензии