Золотая Медаль

(Рассказ)

Холодной и дождливой осенью 1968 года, характерной для среднего Урала, в школах небольшого городка под Свердловском начался, как обычно, новый учебный год.
Взрослое население там работало, в основном,  на двух металлургических заводах и жило размерянной, трудовой, социалистической жизнью от получки до получки, а для детей начало занятий было обязательной повинностью и новым походом за знаниями в надежде когда-нибудь уехать в Свердловск или другие крупные города страны, чтобы учиться дальше и превзойти участь своих родителей.
Для Саши Иванова это был последний, одиннадцатый год в средней школе с производственным обучением на заводе, куда он ездил раз в неделю, чтобы освоить профессию токаря. Правда, в ходе этой практики он также достаточно ознакомился с жизнью и порядками на заводе и принял для себя решение в будущем там ни за что не работать. В жизни надо искать другие варианты.
Поэтому он учился ещё в двух школах: музыкальной по классу баяна и спортивной со специализацией – бег и прыжки.
Конечно, времени ему на всё не хватало и он был вынужден определить приоритеты, чтобы закончить все три школы, надеясь, что в жизни это пригодиться, а самое главное, ему нравилось учиться всему.
На первое место он поставил среднюю школу, так как считал, что образование – это самое главное в будущей карьере и положении в обществе и жизни. Он учился на «отлично» и претендовал на золотую медаль и поступление в хороший ВУЗ.
Спорт же принёс ему местную известность и славу ( он был чемпионом Свердловской области по спринту среди школьников), развивал его физически и снимал напряжение. В спортшколе он занимался по вечерам, два раза в неделю.
И наконец, оставшееся время он отдавал музыке, т.е. игре на баяне и музыкальной грамоте. Он старался не пропускать занятий в музыкальной школе, но дома практически не занимался. А учителя музыки понимали, как трудно быть одновременно отличников, известным спортсменом-чемпионом, да ещё и музыкантом и  поэтому были к нему снисходительны и нетребовательны, помогая постигать азы музыки только на занятиях в школе.
И Саша смирился с этим положением музыкального «середнячка» и был благодарен педагогам за то, что они помогали ему закончить музыкальную школу.
А тут, как снег на голову, свалилась ещё и общественная работа.
Завуч школы и математичка Леопольда Степановна Котович – высокая и статная брюнетка, 50 лет, была строга и требовательна ко всем, может быть потому, что была не замужем. Её уважали все учителя, но боялись ученики. Она могла любого отчитать прилюдно властным поставленным голосом, часто срывающимся на истерику.
Когда Леопольда ( так её звали заглаза) выходила из своего кабинета, то в коридоре сразу устанавливалась тишина: прекращалась беготня, шумные разговоры, а ученики льнули к стенам длинного и узкого коридора, как почётный караул. Леопольда быстро проходила сквозь этот строй, отвечая на приветствия коротким – Здрасте!
Как-то она подошла к Саше на перемене и сказала: - После занятий зайди, пожайлуста, ко мне.
Не понимая, зачем она его вызвала, Саша вошёл в её кабинет.
Леопольда сидела за столом и что-то писала.
- Садись, у меня к тебе предложение – сказала она – Ты идёшь на медаль, но золото тебе не дадут без общественной работы. Я хочу, чтобы ты стал секретарём комитета Комсомола школы. Не отказывайся – собрание устроим на этой неделе. Всё – иди.
Саша вышел от неё с двумя вопросами: Где взять время? Чем придётся жертвовать?
Потом было школьное комсомольское собрание. Кто-то предложил Сашу и все единогласно проголосовали. Так он стал секретарём комитета ВЛКСМ школы и энергично взялся за работу.
Сначала он устроил кампанию в стенной печати против трёх стиляг школы. Это была его личная позиция и неприязнь к этим крикливым, волосатым выскочкам – поклонникам западной культуры в узких брюках-дудочках, ботинках на толстой подошве и ярких рубашках, кривляющихся и оскорбляющих других словечками типа: чувак, чувиха, хаза, маза, клёво и т.п.
Карикатура на этих стиляг в стенной газете, сделанная по его указанию, получилась удачной и над ними смеялись все ученики школы.
Но Леопольда была удивлена такой самостоятельности нового секретаря, так как никаких установок ему на этот счёт не давала и более того, мать одного из стиляг, оказавшаяся тоже завучем из другой школы, пожаловалась ей на Сашу, как организатора травли и насмешек над её сыном.
Леопольда вызвала Сашу к себе в кабинет и сказала: - Пожайлуста, впредь согласуй все свои действия со мной, чтобы не наломать дров. 
Это стало для Саши первым уроком общественной работы: получай указания и согласования от вышестоящих и делай всё с оглядкой – только тогда будет гарантирован успех и рост в карьере.
 
***

В конце года на городской комсомольской конференции его выбрали в состав делегации на областную конференцию в г. Свердловск. Делегация состояла из 10 человек, среди которых самыми молодыми были нянечка из детсада по имени Маша и он – школьник Саша.
Уже в электричке Саша понял, что попал в весёлую компанию: они пели песни и гоготали от анекдотов руководителя делегации- секретаря горкома ВЛКСМ Петра Горбунова – невысокого, коренастого мужчины с зачёсанными назад блестящими волосами. Саша пытался определить его возраст, но он вдруг сам объявил, что ему сегодня исполнилось 25 лет и он приглашает всех вечером на сабантуй в ресторан. Под дружные возгласы и смех сосед Саши прошептал ему на ухо:  -Когда надо выпить, у него всегда день рождения и 25 лет по нескольку раз в году. Пойдём – он всё оплачивает за счёт ВЛКСМ.
В ресторане гостиницы «Урал» их посадили за большой стол, накрытый как к большому торжеству. Соседкой Саши справа была нянечка Маша, которая была, как и он, смущена и чувствовала себя не в своей тарелке. Остальные комсомольские пары вокруг были шумны, веселы и раскованны, как-будто знали друг друга давно и пили вместе не один раз.
Тосты следовали один за другим и, в основном, за дружбу и любовь. После нескольких стопок водки Саша быстро захмелел, уже не ухаживал за Машей, а перед его глазами раскачивались обнимающиеся счастливые пары.
«Пора на свежий воздух – проветриться» - подумал он, поднялся со стула и неуверенной походкой направился на выход. В тёмном сквере перед гостиницей он сел на лавку и обхватил шумевшую голову руками. Его стало тошнить, он нагнулся в кусты и его вырвало.
- Тебе плохо? – услышал он женский голос и различил в темноте Машу. Она села на скамейку рядом с ним и стало сочувственно говорить ему, что больше не надо пить и лучше пойти выспаться.
- А ты что не пила? – спросил её Саша, удивлённый её трезвому разговору.
- Нет, я не пью совсем. Я просто всё сливала незаметно в большой стакан, когда ты мне подливал. А ты много пил! А ещё известный спортсмен-чемпион – упрекнула она его.
- Я тоже обычно не пью, а тут расслабился – пытался оправдаться Саша – действительно, пойду лучше спать. Он встал и побрёл в гостиницу.
В номере никого не было: Сашин сосед Виктор – секретарь ВЛКСМ крупного завода, видимо, ещё продолжал пировать и Саша, не раздеваясь, упал на свою постель и тут же заснул.
Проснулся он от женского хихиканья и возни на другой кровати у окна.
- Ну погоди ты, Вить, вон ещё школьник увидит – говорила со смехом женщина.
- Да брось ты, Дашка. Он пьян встельку и ему щас не до нас.
Опять началась возня и Дашка заохала, застонала, словно её ритмично сдавливал пыхтящий паровой пресс. Скоро тяжело дышавший Витя издал звериный вопль и они оба радостно заржали.
- Ты не спишь, студент ?– спросил Виктор Сашу, но тот промолчал, стараясь унять возбуждение и неловкость очевидца этой постельной сцены.
На следующий день вечером после конференции ВЛКСМ, где рапортовали о своих успехах в труде и учёбе комсомольцы области, к Саше подошёл сосед по комнате толстяк Виктор, подмигнул лукаво и сказал: - Слышь, Александр, ты после ужина погуляй с Машей по городу часов до 10 – дай мне с Дашкой «похариться». Кстати, как у тебя с Машкой – всё на мази? Если хочешь, приводи её после 10, а я с Дашкой погуляю часок – тебе надеюсь этого хватит, а-а?
Саша кивнул головой, ничего ему не ответил и отвернулся. Они долго гуляли с Машей по ночному Свердловску. Она увлечённо рассказывала ему о детях, которые ходят в её группу, всякие смешные истории, восхищяясь их сообразительностью и наивному юмору. Она сама была, как большой ребёнок, и Саша не осмелился её даже поцеловать.

***
Началось короткое уральское лето. Заканчивался учебный год и наступали выпускные экзамены в школе. Саша упорно к ним готовился и волновался.
В музыкальной школе на выпускном концерте он сыграл без ошибок «Турецкий марш» Моцарта и ему выдали свидетельство об окончании школы.
В спортивную школу он приходил, как местная звезда областного масштаба, и продолжал лёгкие тренировки для хорошего настроения и самочувствия.
Выпускные экзамены прошли без всяких сюрпризов – он всё сдал на «отлично».
Директор школы Иван Петрович Замжицкий – высокий, худой мужчина с орлиным носом и совиными глазами при встрече с Сашей в коридоре поздравил его и сообщил по секрету: - Твоя медаль – настоящая, золотая, а не позолоченная лежит у меня в сейфе. Сегодня был в банке. Они пытались всучить мне позолоченную, новую, но я настоял и мне выдали последнюю золотую медаль старого образца.
- Спасибо, Иван Петрович, за чистое золото – это хорошо! – поблагодарил его Саша.
На выпускном вечере Саше Иванову в торжественной обстановке вручили эту золотую медаль и аттестат зрелости с отличием. Директор школы сказал, что вся школа гордится его успехами в учёбе и спорте и что его имя занесут на Доску почёта.
В перерыве к Саше подошла пожилая пара Хабибуллиных – учителей математики, скромных труженников-воспитателей и поздравили его.
- Саша, мы слышали, что ты собираешься ехать в Москву и поступать в МГУ. Мы хотели признаться, что дали тебе недостаточно знаний для поступления в МГУ. Туда готовятся заранее и по специальной программе – сказали они с каким-то извинением.
Он их успокоил, что ещё не решил, куда будет поступать, но в Москву он поедет точно.
« Москва, Москва – как много в этом слове для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - неожиданно возникло в его голове…

Рассказы Эмигранта


Рецензии
Разница между золотой медалью и достаточным набором знаний - как разница между землей и небом

Екатерина Шматова   25.01.2020 01:25     Заявить о нарушении
Извините, не понял ваш комментарий о разнице между небом и землей!!!!

Алекс Суханов   28.01.2020 03:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.