Голем - всем доля! или Атлант Фукуяма

Последнюю – «ближайшую от нас в прошлом» – четверть века, все без конца говорят о т.н. Конце истории.

Термин «конец истории» прижился в дискурсе с нелегкой руки Френсиса Фукуяма - а фамилия этого американского "учёного"-администратора созвучна с топонимом АЭС Фукусима, авария на которой заставила нас всерьез задуматься о конце истории. Однако, есть различие: Фукусима – это тихоокеанская катастрофа всемирного масштаба, а Фукуяма – транс-атлант ушедшего века, увидевший мир как Атлантиду.

Итак, Истории пришел конец, однако та история, о которой мы хотим – или не хотим – вам рассказать, только начинается...

Начало казалось банальным.
Казалось – да не оказалось1 Итак, музей Мадам Тюссо решил приобрести для своей знаменитой коллекции самого пражского Голема! (*)

С двумя трудностями столкнулись сразу. Во-первых, все эксперты Музея как один заявили, что этот экспонат должен стать последним экспонатом, «как ввиду специфики данного персонажа, так и в контексте Конца истории». Но главным препятствием стала внезапно развернувшаяся дискуссия экспертов по поводу «как правовой невероятности создания Голема-симулякра, так и технической, условно говоря, невозможности соответствующей работы с Големом-оригиналом». Разумеется, самым незамедлительным образом начались необходимые переговоры по поводу приобретения и перевозки «объекта-в-себе» из пражской синагоги в ближайший филиал Музея (в Вене).

Вскоре, однако, они были заморожены, беспрецедентно и бесцеремонно...
Буквально в первый же день (точнее, ночь) переговоров, возник вопрос о предмете сделки: что такое «останки Голема».
Ведь если понимать слово «гелем» (;на иврит ;;;;;) как «необработанный, сырой материал или глину», то какие же тут могут быть ОСТАНКИ: «останки ЧЕГО?». Если же исходить из раннего идиш, тогда слово «гойлем» следует интерпретировать уже как физическое лицо. А это серьезно меняет дело: кто он, этот, говоря буквально, «неповоротливый истукан»? Жив он или нет? а если да, то, какие у него юридические права? Ведь Голем и теперь - живее всех живых...

Кстати, тем стейкхолдерам, которые считают идиш недостаточно «легитимным» языком, следовало бы помнить, что слово «гойлем» перекочевало в современный иврит. Но вот корень «гой»...! уж нам-то известно, как европейцы – даже британцы – реагируют на вопросы расовой дискриминации. Лица, ответственные за «останки Голема» тоже неплохо знали, как осложнить дело.… И на все судорожные попытки служителей культа Тюссо – попытки не то что давить, а обороняться – у второй стороны был готов ответ. Да чего уж там! – ссылки на, так сказать, «опыт фюрера»: «даже Гитлер, в свое время, не посмел тронуть Голема, хотя он знал, что именно Голем принесет ему поражение!». Поди, поспорь, коли брав!

А порой – и того хуже: участники переговоров затаенно кивали наверх, на глухой стук, мерещившийся / доносившийся со здания синагоги: «ОН НЕДОВОЛЕН!..»...
Но ни «приблудные» ссылка на фюрера, ни «ропоток» Голема, ни радикальное, даже как бы априорное, несогласие с ценой – ничто не стало «самым бесспорным» аргументом для прекращения переговоров. В итоге, продолжатели дела славной Мадам отпросились на совещание: вышли.

Вспомним Прагу.…
Куда направляются люди, когда дела нет? куда идут люди, когда не идут дела? Ну, разумеется!.. – туда-то и направились, несолоно хлебавши, жрецы Мадам Тюссо – там ожидали они увидеть симпатичных влтавочек, выплывающих с пивною пеной из напевов Сметаны, или, хотя бы, бравых кельнеров с шестнадцатью аж кружками в охапке!

Но и там их ждало новое… э-э… подобное развенчанию разочарование: вдруг – роботы!

Напрасно тужился здравый смысл: «Да роботы обслужат быстрее и качественнее!», «Да ведь Прага – родной город роботов!», «Вообще, удивляться следует не роботам, а наоборот, людям!»… все напрасно.… 
Только третья кружка вдруг внесла странную ясность: «Ба! Да ведь это же – ГОЛЕМЫ!»

…Уже наутро, в Нововенском, так сказать, филиале красовался новый экспонат: над глиной измазанном деревянным телом высилась как-то недобро пялящаяся голова. Она произносила слова «Я – ГОЛЕМ» то мерно, то невпопад, но всякий раз жутким непредсказуемым тоном, от которого хотелось бежать, и никогда больше сюда не возвращаться.
Тем паче, возвращаться было ни к чему: это существо ждало вас прямо на улице – оно сидело позади вас в машине – оно встречало за прилавком – оно поджидало вас дома… а когда наступал желанный сон, мистер Голем уже подстерегал вас там.

Довольно скоро, в этой связи разразился грандиозный скандал, в который были втянуты и СМИ, и хранители «голема-оригинала», и даже Голливуд! – но… это уже другая история.

Однако в целом, все бесконечные бредни о бунте роботов, о войне роботов против человека - лишь послереволюционные, послевоенные римейки фантастов! На самом деле, идет холодная война: людях всюду заменяют роботами (так же, как офлайн заменяют онлайном, а реальность - электроникой). Обычные люди теряют работу, а на их место становятся роботы, экономя деньги "роботодателям"... И очень скоро следует ожидать войну уже ЧЕЛОВЕКА против РОБОТОВ, восстания "нео-луддитов" против засилья големов!
Но я не думаю, увы, что все это принесет успех: робот побеждает внутри человека...

______________
(*) Речь идет о персонаже средневековой легенды и/ли герое Густава Майринка, но никак не о деятеле СМИ с подозрительно-дурацким псевдонимом «Голем Пржский»!


Рецензии
Образ жуткий и яркий! Робот-Голем, приносящий КОНЕЦ.

Нина Изюмова   04.04.2017 22:01     Заявить о нарушении