Ирод II. в стихах. Гефсиманский сад. 4

               
Ирод II

               
Пьеса в стихах в 5-и актах

               
 Трагедия

               
 4

               
 Гефсиманский сад


    
               
Акт 4

               
Гефсиманский сад
               
Сцена 1

(Давид, Симон, Рахиль)

Симон
Они идут…Вон Хака появилась…

Юдифь
За ней Рахиль, а там и Дина… вон..

Давид
Навстречу  им Стефан… Скажи на милость…
И голову упрятал в капюшон.

Юдифь
Расшитая цветком жасмина ткань
Мне так знакома… Память, перестань…

Давид
О, сердце воина, ожесточись к измене,
Порочность чувств поставив на колени.

Юдифь
Своим глазам поверить не могу,
Мой муж Стефана выставил из дома,
А дочь уже вовсю спешит к врагу,
Нарушив все приличия и законы.

Давид
Царь вместе с ней хотел отдать мне царство,
Чтоб на заслуженном покое пить лекарство.

Юдифь
Любое благо для девиц не данность,
Надежду губит глупая любовь,
Вот- материнским чувствам благодарность,
Вот, что отцу испортит напрочь кровь.
Он так устал от сплетен и коварства,
Мечтает дочь за воина отдать,
А та с монахом… Разве не лукавство?
Ей на родительскую волю наплевать.
Что Ироду скажу? Последний обруч сердца,
Вдруг разорвется у него в груди…
Дочь ходит на свиданье с иноверцем,
Семью не ждет удача впереди.

Симон
Удача –разум , запряженный волей,
Царь-Ирод знает как ей управлять,
Поэтому как не было б нам больно,
Придется обо всем ему сказать.

Юдифь
Но, может быть, здесь вовсе не свиданье?
Так, ни о чем пустяшный разговор…
Ну, например, служанкам дать задание
На свадьбу к платью подобрать узор?

Давид
Царица, пощадите мои уши!
Какая свадьба? Ярость меня душит!

Симон
Я верю, Ирод честь вернет в семью.

Давид
Монаха я на части порублю!
Член похотливый оторву вначале,
И на копье повешу на виду,
Здесь , на Голгофе, в близости к Христу,
Чтоб яйца рядом с головой торчали.
Язык – источник сладкого елея,
И детодельный орган блудодея!

Симон
Будь осторожен в гневе , воин мой,
У них под рясой нож всегда с собой.

Давид
Вот эта вещь порубит сто монахов,
В бою мне не знакомо чувство страха,
Меч – продолжение моей руки,
Моя в нем сила, когти и клыки.

Симон
У христиан чудес не продохнуть,
Они и мертвых ловко воскрешают,
Меч и рука еще не все решают,
А в спину могут запросто пырнуть.

Давид
В боях врагов я столько изрубил,
Что их бояться выше моих сил.

Симон
Дуб с корнем вырвет ветер, а лоза
К земле согнется… И пройдет беда.
Но, тихо! Тихо… Час развязки скор…
Послушаем их тайный разговор.
           Сцена 2
(Сара в платье Рахили,
Шаул в рясе Стефана.)

Шаул
Твое письмо открыл я поцелуем,
Как жемчуг нанизал слова на душу,
Я, раб любви… О как я ей волнуем,
Я в сердце рабства вечно не нарушу.

Сара
Моя любовь не знает лучшей доли,
А мой отец настолько стар и строг,
Что мужа мне назначил против воли,
Тогда как ты любовь моя и бог.

Шаул
Бог, Сущий в небесах, любовь слепа, как море,
Он знает обо всех, она же – ни о ком,
Бог в радости с тобой и в самом черном горе,
Любовь ласкает в волнах волнолом,
И оставляет пену сновидений,
Полета сладкий миг и красоту,
Любовь – фламинго в розовом парении,
Крылом упругим мерит высоту.
И море, и земля, и небо –вот границы,
Пределы беспредельности любви,
Так в теплые края клин заостряют птицы,
За горизонтом тонут корабли.
Слепа любовь, слепых нет сладче уз,
 Бог любящих благославил союз.

Сара
Какой прекрасный и красивый слог
И чувству нашему поможет Бог,
И я готова хоть на край земли,
От ярости отеческой любви,
От роскоши и ханжества господ,
От золота скупающего власть,
Чтоб властью управлять на свой расчет,
И чтоб друг дружку ловко обокрасть.
Возьми меня с собою навсегда,
Отечество - наш дом, но в нем живет беда.

Шаул
Тебя я вырву из отцовских пут,
В Дамаске-городе друзья нас ждут.

Сара
Я знаю как перенесут известия
Мои родители. Юдифь прольет слезу,
Но папка-ирод, нас убьет на месте,
Он на расправу скор, как молния в грозу.

Шаул
За то мои не столь крутого нрава,
Я думаю, нас все-таки простят,
Мария, мать моя, отец - Варнава,
Я верю, что наш брак благословят.
И потому, наш путь лежит на север,
Туда, где Галилея и Ливан,
Там в городе Дамаск, по крайней мере,
Мы веру защитим от христиан.

Сара
Мы веру защитим и христиан!
Как голос твой похож на голос брата,
Прощай любимый, день на сборы дан,
И птички улетят – любовь крылата.

Шаул
Дай прикоснуться мне к твоей руке
Мне вечность даже сутки вдалеке.

Сара
Я вся твоя на веки и до встречи.

Давид
(голос издалека)
Спешу за ним, мечу нельзя перечить.

Сцена 3

(Стефан,Давид,

Катулл,Тибулл, Чубус.)

Давид
Стой, чтоб достойно смерть свою принять!

Стефан
Давид?! За что? Я не могу понять!
Пришел утешить я сюда Рахиль,
И дать ей наставления в вере…

Давид
Да у тебя в башке – сплошная гниль,
Мне будешь возражать в такой манере?
Я слышал сам, я вовсе не глухой,
Все ваши бредни о любви и Боге,
О сговоре за царскою спиной
Идти в Дамаск по северной дороге.
С меня довольно! Проклятый ханжа!
Хочу, чтоб в Ад сошла твоя душа!
Эй, кто-нибудь, ну дайте вору меч,
Я капюшон его откину с плеч!

Стефан
О Господи! Я? Вор?

Давид
                Крадешь Рахиль в Дамаск!
Стефан
Бред, ворожба, да просто чей-то сглаз!

Давид
Своим глазам я верю как себе
И вижу меч тебе не по руке!

Стефан
Завет один у нас «Не убивай!»

Давид
И «Ближнего жены не пожелай!»

Стефан
Жена мне – церковь, а отец – Христос.

Давид
Но дьявол в этот сад тебя занес.

Катулл
Все христиане – лживые отродья.

Тибулл
И правильно их на крестах казнят.

Давид
Ну, хватит слов, готовься к преисподней,
Мы чешем языки, мечи – молчат.
Стефан

(отбрасывает меч)

Давид
Ага! Ты хочешь отойти от драки?!
Тогда умри от острого меча!
Моя душа устала слушать враки,
А сердце стало сердцем палача.

Стефан
Я меч не подниму на человека!

Давид
А я убью врага или лжеца!
И ты, петух, не будешь кукарекать,
Дочь царскую тянуть из-под венца.

Катулл
Давид, поберегись, тень оборотня сзади!

Тибулл
Смотри, тебе готовит в спину нож!

Давид
Где тень? Мой меч с любою тенью сладит!

Чубус
Вон призрак, обернись, он со Стефаном схож!

Давид
Где? Где он? Где? О боги, я не вижу!

Чубус
Вон там, за деревом, да подойди поближе!

Давид
Из тени не сплетешь ты паутину.

Катулл
А ты умрешь…

Тибулл
                Нож получи-ка в спину!

Чубус
Эй, люди, Все сюда! Предательски убит,
Ножом из-под тишка герой всех войн Давид!

Катулл
Связать святошу, вот веревка есть.

Тибулл
Тебя научим, что такое честь.

Катулл
От христиан идет все зло и ложь.

Тибулл
От них еврейской вере в спину нож.

Чубус
Из- под тишка все сделать норовят,
В бокал святой льют желчь и чистый яд.

Тибулл
Им честный бой, достоинство – химера.

Чубус
Чтоб иудейская расшатывалась вера.

Катулл
Вяжите крепче, призрак убежит!

Чубус
Да, оборотни любят миражи,
И темноту… Побольше света дать,
Готов загробный мир я освещать.
Я за идею по костям пройду,
Офанарю всю эту чехарду.

Тибулл
А…вот мерзавец…

Чубус
                Сопли на свету!

Катулл
Расквашен нос, синяк торчит под глазом.

Тибулл
Попался в когти к рыжему коту…

Чубус
За дело правое всех изведем вас разом!

Стефан
Я в жизни никого не убивал!

Катулл
Случайно в сад масленичный попал.

Тибулл
Случайно соблазнить хотел Рахиль.

Катулл
И ей в глаза пускал Дамаском пыль.

Чубус
О чем мы говорим? Эй, свет скорей сюда!
Здесь будет место скорого суда.

 (После каждого обвинения
в Стефана бросают камни).

Катулл
Что ты хотел украсть Рахиль в Дамаск,
Твоя вина доказана в том –раз!

Тибулл
Что ты вещал неверные слова,
Твоя вина доказана в том –два!

Чубус
Что ты хотел разбить все фонари,
Твоя вина доказана в том – три!

Катулл
Что ты внес смуту в иудейском мире,
Твоя вина доказана –четыре!

Тибулл
Что ты способен в спину убивать,
Твоя вина доказана в том –пять!

Стефан
Я умираю, да простит вас бог,

Катулл
Всех христиан такой же ждет итог.
 


               
Сцена 4
         
(Андрей, Шаул)

Андрей
Ну, слава Богу, что ты жив, Стефан,
И вышел из масленичного сада,
На христиан здесь ставится капкан,
Под каждым деревом их ждет засада.
Меня просил Варнава поспешить
Найти тебя в саду … предупредить,
Что здесь запрятан римский легион,
В нем каждый до зубов вооружен,
Туда же фонари принес Чубус,
Чтоб ослепить огнями каждый куст.
Но, слава Богу, вижу ты живой,
Отец просил скорей идти домой.

Шаул
(в одежде Стефана)

Я не Стефан, я брат его Шаул.
И там, в саду, нет места заговору.

Андрей
Шаул? Зачем ты эту рясу натянул?
Стефана капюшон тебе не в пору.

Шаул
Симон советовал мне так убраться…

Андрей
О, да, он любит переодеваться.
Чужой наряд – хорошее звено
В цепи интриг, задуманных по плану,
Бросают в почву нужное зерно,
Когда с небес не ожидают манну.

Шаул
Ты говоришь Стефана ждет беда?
Но мне до этого какое дело?
О нем я не жалею. Никогда
Моя душа о брате не болела.

Андрей
И брата ты от смерти не спасешь?


Шаул
Он мне не брат, как ты чужак по вере.

Андрей
Но родственному чувству не соврешь…

Шаул
Нет, сердце очерствело в полной мере.

Андрей
Но, твой отец, Варнава, сообщил,
Что он томим предчувствием обмана
И он меня о помощи просил…
Господь спаси Шаула и Стефана!

Шаул
Но тех, кого ты ищешь, нет в саду,
Я только что оттуда же иду.

Андрей
Но посмотри, в саду огонь мелькает,
Кому-то нужен очень яркий свет,
Когда Чубус фонарик зажигает,
То освещает сразу много бед.
Чубус, Симон… я лучше б их не знал,
Страшней людей я в жизни не встречал.
Я видел так же стражников Катулла,
Каким их ветром в этот сад задуло?

Шаул
Вздор, перед тем как встретится с тобой,
Я был здесь очень долго в этот час,
И вот стою здоровый и живой,
Готовлюсь путешествовать в Дамаск.

Андрей
В Дамаск? Зачем? Чтоб мучить христиан?

Шаул
Синедрионом документ мне дан,
Его составил сам Гамалиил-
Учитель в Тарсе иудейской веры,
И он меня на путь благословил,
Что б в ловле христиан не знал я меры.
На головы одеть терновые венцы
Есть у Тиберия на это молодцы…

(Внезапно падает яркий свет. Невидимая
сила пригибает Андрея и Шаула к земле)

Голос
Шаул, Шаул, за что я так гоним?

Шаул
Кто ты? В свету я ничего не вижу…

Голос
Иисус, которого распял Иерусалим,
Встань, подойди сюда поближе.

Шаул
Но я ослеп, в моих глазах две ночи…

Голос
Прозреешь ты тогда, когда захочешь.
И ты, Андрей, к Шаулу подойди,
Прикрой его глаза своей ладонью
И он прозреет.

Андрей
                Господи прости,
Шаул запачкан христианской кровью.

Голос
Он избранный сосуд, он донесет
Язычникам и иудеям слово,
Он будет знать, что делать наперед,
Его душа страдать уже готова.
Встань, подойди, спаси его, Андрей,
И он спасет вам множество людей.

Андрей
В твоей все воле, Боже, я твой раб,
Прозрей, Шаул, теперь наш друг и брат.

(Шаул прозревает. Появляется призрак
 в облике Стефана)

Шаул
Я жив еще? И я уже прозрел?
Ты вылечить меня, Андрей сумел!

Андрей
Не я, Господь тебе все дал твое…

Шаул
В моей душе вдруг поменялось все…
Открылось миру сердце неспроста,
Ему Завет достался от Христа.

Андрей
И ты Ему теперь готов служить?

Шаул
Я должен весть благую разносить
По странам, континентам, островам…
Но, Боже, я Стефана вижу там!

Андрей
Где , покажи, ты видишь? Там же ночь!

Шаул
По облику - Стефан, гляди, точь в точь!

Андрей
Я не умею видеть в темноте.

Шаул
Я чувствую здесь вести о беде…
Скажи мне, тень, кто ты ? что так похожа
На брата моего один в один,
Ты дух его печали? А быть может
Его судьбы извечный господин?

Тень
Увы, увы… я отошла от тела,
Очистилась от крови, грязи, зла…
И черное раскрою вам я дело-
Стефана смерть с собою забрала.

Шаул
Мой брат убит?! Он робок и не воин!

Тень
Не только он, убит еще Давид,
А он на царство был ведь удостоен,
В основе драмы заговор лежит
И в этом заговоре есть резон,
Чтоб Иродом вторым стал наконец Симон.
Тиберий знает, как прославить Рим,
Его племянник сговорился с ним!

(Тень исчезает)

Шаул
О Боже! Брат убит! Он – мученик за веру,
Мне жизнь его останется примером!
Я за него отправлюсь просвещать…
Но как родным о горе рассказать?!

     Сцена 5
(Юдифь, Симон,
Хака, позже Немцус)

Хака
Все тихо во дворце, все отдыхают…

Юдифь
Распорядись, чтоб тихо, до утра
Вела себя вся челядь и прислуга,
Тревожить Ирода не лучшая пора.
Сама все расскажу, как верная супруга.
Я знаю, он на сердце очень слаб,
А каждый день, с утра дела…указы…
Чванливые послы с раздутой рожей жаб…
Просители-разносчики заразы…
А тут еще такое, просто жуть!
Поверить в это просто невозможно,
Но Ирод разберется как-нибудь
С его решимостью  ему не сложно.

Симон
Да , у Давида крепкая рука,
И ярость к ней достойнейшая пара,
А их союз – убьет наверняка
Святошу сразу, с первого удара.

Хака
Да, стариков Стефана очень жаль,
Они его и любят и лелеют…

Юдифь
А мне-то что, монах такая тварь!
Дочь от него бесчестие имеет.

Симон
Хотел похитить он ее в Дамаск.

Юдифь
Чтоб с нею жить средь христианских дрязг!

Хака
Ну, дожили! Где вера, там распутство
И в нравах наблюдается паскудство!

Юдифь
Да, портится язык на новый лад,
Иное дело петь псалмы Давида,
И притчи Соломона строить в ряд
Премудростей любого роста…вида…

Симон
Но кто же в синагогах разрешил
Апостольские проповеди плюхать?

Хака
У нас на родине кто веру посрамил,
Себе мечом распарывает брюхо…

Симон
Там Хака-Кири эту смерть зовут.

Хака
Нет, Хара-Кири. Не дразни так грубо!

Симон
В сортире харя, мочим и капут,
А кто не с нами  - выбиваем зубы.

Юдифь
Ну хватит перепалок, тут беда,
Дочь на наказ отцовский наплевала,
Давид убьет Стефана. Что тогда?
Как наказать Рахиль? Как я устала!
О дочь моя, о кровь моя и плоть…

Хака
За шалость эту следует пороть!

Юдифь
Ну, хватит Хака чушь нести и бред.

Хака
Тогда на все плевать сто раз в обед.
Нам бабам главное, чтоб был мужик
И нас имел в постели   чик… чирик…
Гляди-ка мой чернявенький бежит,
Земля трясется от его копыт.
Чернявенький и кучерявый мой,
Куда спешишь? Взволнован? Что с тобой?

Немцус
Я отдышусь… Вас новость изумит
Мечом заколот в спину наш Давид.

Симон
Давид врагам всегда глядел в глаза…

Немцус
Он к дереву прибит , как стрекоза,
Меч , как булавка тело пригвоздил.
Откуда у Стефана столько сил?

Юдифь
Тот, перед кем дрожали все от страха,
Погиб от худосочного монаха.

Симон
Кто правит миром? Бог? Великий случай?
На каждый ход всегда есть новый ход…
Так силу хитрость пригибает лучше,
Над мудростью вдруг красота встает.
На скупость – расточительность в избытке,
На осторожность – ветреность с лихвой,
На всякий довод – антидовод прыткий…
Любой закон не вечен под луной.
И человек – природы инструмент,
Настроен лишь на миг в один момент.

Хака
Ты говоришь мудрено как всегда…

Юдифь
Что я царю скажу? Давид погиб. Беда!

Немцус
Но и Стефан его не пережил,
Его камнями скорый суд убил.

Юдифь
А судьи кто? Скажи…

Немцус
                Тибулл, Катулл,
Еще Чубус там фонари раздул,
Он делу правому дал яркий свет,
Чтоб левоту в стране свести на нет.

Юдифь
Я о Стефане вовсе не тужу
Но что я Ироду про все скажу?

Симон
Молчанье – золото, для нас – прикрытие,
Я это повторял и повторяю,
Царица, двух участников событий,
Судьба сразила прямо на корню.
Театр окончен переодевания,
Лишь попросите дочек о молчании.

Юдифь
Ты как всегда расчетлив и умен,
Прошу я, поддержи семью, Симон.
Мы наши тайны вместе сохраним,
Тебя назначив Иродом вторым.

Немцус
Да, в скорых обещаниях есть неловкость,
Вдруг царь захочет сам сменить тусовку.

Хака
Тебе-то что, иль метишь сам в верха?
И мне найти другого петуха?
Я за Симона, хоть он лысоват,
За то в делах я вижу просто хват,
Я деловых ужасно обожаю,
Но в жизни от кудрявеньких рожаю,
И в этом недостаток твой, сынок,
Ты лысоват и ростом не высок.

Немцус
Ты меришь всех на бабий свой манер.

Хака
Тобой горжусь, ты лучший кавалер!
Дороден телом, черен и кудряв,
Ну а в речах, ты просто величав.

Немцус
Хоть на голо, под мальчика стригись,
Свое ты дело знаешь, зашибись.

Хака
И ты по виду вовсе не овечка,
Есть у тебя волнистое местечко…

Юдифь
Ну хватит блуда словоизлияния,
Клянитесь мне на тайное молчанье.

Немцус
Клянусь!

Хака
Клянусь!

Симон
Торжественно клянусь!

Юдифь
Я верю вам и с этим я прощусь.

Симон

(один)

Да, кажется мне все-таки свезло,
Все утонули – у меня весло.


Рецензии