15. Время и Пространство Матушки Марии

                Из сочинения "Просто Мария. Интродукция и
                рондо каприччизо."
                Часть вторая. Рондо каприччиозо


Содержание на http://www.proza.ru/2017/12/19/1599

           Мудрецы говорят, что Пространство и Время - суть основные и даже единосущные категории Мироздания  из которых наше сознание формирует виртуальную модель Вселенной, частицей которой является каждый из нас. Когда сознание испытывает интеллектуальный голод, категории эти - чем не пища для ума тому, кто пожелает насытить себя размышлениями на поверхностный взгляд представляющимися праздными, но, оказывается, посещающими не только человека переполненного учёностью. Вот, например, есть у народа ашанти с Берега Слоновой Кости – уж явно свободного от ничтожных даже ппризнаков классического образования - такие слова из традиционных религиозных песнопений:

«Ручей пересекает тропу, тропа пересекает ручей:
Кто из них старше?
Не мы ли сами проложили тропу, чтобы ходить к ручью?»

          Но кто понуждает меня ко встрече с водой ручья? – думаю уже я.
И мозг мой, а точнее душа – не продолжает ли своей работой во времени жизнь Матушки Марии, дней которой было прожито более тридцати семи тысяч?
Или  вот ещё вопрос. Эти  меры времени потрачены ею из закромов Вселенной или же были созданы Марией, чтобы пополнить своим содержанием сокровищницу Мироздания?
Время – зыбкое, неявное проявление вездесущности. И потому ответ на  вопросы. связанные с его свойствами – не предполагается.
Не так представляет себя другая ипостась континуума – Пространство. Вот оно-то уж точно есть – в какую сторону ни укажи.
А в его для нас беспредельности возможно ли выделить знаками измерения такую малость, как личное пространство Матушки Марии?

     Какими? словами зафиксировать в общем потоке жизни Место:
-  где она увидела белый свет и откуда начался поток её Времени, вмещающий в себя и  родительский дом, и окрестности своей деревеньки, и места иные; все, где распростёрлось поле взаимодействия её собственных  чувств с  бесстрастной судьбой – уготованной ли персонально ей или же всеобщей;
-это Иркутск – называемый её односельчанами просто  Город, как будто других городов на свете нет;
-это деревни, сёла, посёлки и те их поля, где по капле вытягивалась из её молодости энергия для труда подневольного, обращавшего возвышенные порывы души в ничтожность, этакое чудачество незрелого тела и ума;
-это поле войны под общим названием Смоленск, забравшего навсегда любимого мужчину;
- это сказочная местность у моря -  Сочи, где увидела она своего первенца внука, которого уж не чаяла дождаться от своих детей, (опрометчивое, как оказалось впоследствии, ожидание  предполагавшейся опасности,  совсем скоро обратившееся в некоторое изобилие, даже  хлопотное и временами докучливое).

       Но что, однако, тревожит твоё сердце, Мария, не привычное к состоянию благополучия образовавшегося в какой-то момент на её жизненном пути?
 
Из письма матери, Матушки Марии, сыну:

«23 сентября 73 г.
Здравствуй родной мой сыночек  Вот снова пишу тибе из дома.
От тебя я Витя писем не получала давно, почему ты Витя мне не пишеш. Я всё жду и жду.
Вчера взяли билет на самолёт полечу я 30 сентября. Прямой рейс Иркутск-Сочи уже отменили буду лететь с пересадкой в Минеральных Водах, вот тут-то миня взволновало, что то страшно как и что я там найду другой самолёт, который пойдёт в Сочи.
Ну настроилась лететь будь, что будет Жди телеграмму из Сочи как долечу и сообщим тибе
А как у тибя идут дела как здоровье? Я получила от Лены письмо она ждёт миня. Ромочка уже хохочет громко
Я тибе  наверное писала, что то всё всё забыла от волнения. Я Витя что то сильно волнуюсь и почему сама не знаю, какаято жизнь уминя стала не спокойная
Порой даже не могу себя взять в руки и низнаю куда бы дивать…

... до скорой встречи мой родной крепко целую твоя мама.
Скоро увижу своего внука»


           Здесь, у Чёрного моря, она вдоволь натешилась внуком долго долгожданным (уж и не надеялась дожить до этакой поры!): и дома  у сватьи своей черноморской, да  находилась  с невесткой по крутым спускам да подъёмам улиц, пробивающих себя сквозь заросли субтропической растительности; да по заветным её девчоночьим тропинкам, в окрестностях  горы Бытха, в  санаториях Металлург,  «Ворошилова», чтобы увидеть фонтаны и неведомые растения экзотических стран – да многое из всего того, что вызывает у приезжего как минимум желание сфотографироваться.
Ну что же, и фотографировалась. Тем более, что места эти, действительно, выглядели сказочно.  Да только от всей этой сказки долго не могла отдышаться Мария, возвратившаяся, наконец, в живительную прохладу родного Прибайкалья.
          Всё-таки отдышалась. Спасибо своему огородику, этому источнику благодати, когда можно бездумно совершать необходимое, не нуждаясь ни в чьём-либо благодеянии, ни в своих претензиях к кому-либо на стороне. Тогда как результат твоих усилий налицо: вот они  - свои, огурчики, помидорчики, лучок,  да, да и цветы! Век бы жила так поживала…

  …Да не тут-то было.
          Невестка родила уже ещё и дочку. Вот сын и задумал собрать полнокомплектную семью там, где не было ничего. Под видом помощи в воспитания внуков, заманили в дали несусветные.
          Далека дорога на восток, ещё дольше пришлось сидеть в аэропортах Хабаровска, Магадана …
          …Ну вот уже и Анадырь на самом краю земли у моря, на этот раз - Берингова. А ведь это ещё не конец дороги. Здесь встречает сынок своих родных: маму, жену, сына и дочку; да сажает в вертолёт.
          Долго летим над странной землёй, сплошь состоящей из озёр и путаных рек да речушек. Летим в сторону гор, и садимся у самого подножия склонов в единственном странном селении. Вот, говорят, мы и дома.

         В наскоро собранном - из всякой строительной всячины - селении живёт одна молодёжь.
       Рады друзья сына – теперь у них в посёлке есть своя Матерь.
       Хоть и окружена Мария всеобщим вниманием и заботой, только вот что настораживает.
      Беспечны люди, вроде бы и заняты непонятно какой-то работой, куда-то уезжают, откуда-то приезжают:  и когда стоят нормальные деньки, и когда непогода небывалая бушует – а им всё нипочём  - одно веселье на уме. А стариков-то и нет – не с кем обмолвиться словом взаимопонятным.

     А вот уж и Время даёт о себе знать весной по календарю. Пора семена высевать на рассаду. Как там у меня мой огородик? Пора, пора!
Давай, сынок, вези меня обратно. Такая вот у Марии с годами обозначилась прихоть…

…- Вот я и дома!
        В гостях хорошо, а здесь всё-таки лучше, привычней. Такая уж выпала тебе доля – брать пространство на разрыв. И что тут с собой поделаешь!? Надо жить с этим!

                Продолжение 16 следует


Рецензии