Самая длинная война

                "Каждое поколение имеет свои задачи и только         
                решив их, может  уступить место последующему".

                Самая длинная война.

    Однажды весной, на пороге праздника Победы, позвонил мне ветеран ВОВ,
один из тех, кто вместе с мои  отцом ушёл в народное ополчение в лихую годину 1941 года, Он попросил меня, если после моего  отца осталась "звёздочка народного ополчения", то выручить его, т.к. свою он потерял на предыдущей встрече ветеранов. Я понимаю, что человек он не юный,  значки не коллекционирует, а этот несомненно дорог ему, как память  и связанных с ним событий.
    Я поискал, в раскопках нашёл, договорился о визите и прибыл в назначенное время. Виктор Иванович в знак благодарности поведал мне свою историю без прикрас.
    Сегодня ему уже 85 лет, он ещё активен и в памяти. Деревенским мальчишкой 11 лет, спасаясь от голода в 1933 году приехал он со своим отцом на заработки в Москву, где  они  строили дворец Советов, как раз на том месте, где снесли храм Христа- спасителя, только через два года отец помог ему снова  продолжить обучение в школе, а когда он  умер от болезни,  тётка взяла Виктора Ивановича к себе, в Ленинград.  Учился он на пятёрки, вот такая была у него тяга к знаниям. Позже поступил в техникум "точной механики и оптики", в период последней  практики началась война, ему было 19 лет.
    От военного училища он отказался и а записался  в народное ополчение.В техникуме добровольцев чествовали, каждому  подарили сапоги, рюкзак и блокнот.  На Фонтанке 78 их ,новобранцев, обмундировали, выдали винтовки, провели инструктаж и  по боевой  тревоге, пешим маршем, выдвинули на Красносельское направление, а затем эшелоном   на  Лугу . 
    Встреча с неприятелем произошла у реки Луга.  Взводом пошли в разведку, в деревне уже были немцы, в потёмках стреляли, кого-то зацепило, но настоящего боя не было, немец шёл обтекая их по сторонам. Следующим днём  приказали "взять языка", Только вечером в деревню приходили немцы за провизией. Разведчики выждали, ударили:  двоих сразили наповал, троих пленили, а взводный комсорг подорвался на собственной гранате, т.к. не умел ещё пользоваться оружием.
Одно слово "ополчение".  Бояться - не боялись, гордились тем, что защищают Родину.
    Потемкина окрестили лучшим разведчиком и прописали  об этом в боевом листке.
    Бои местного значения не могли противостоять движущемуся противнику, вскоре через позиции, где воевал Потёмкин, отступали  наши регулярные части, а взводу такой команды не было, поэтому продолжали удерживать позиции. Наконец, и их коснулся приказ "начать отступление".
   Станция "Мшинская" стала  направлением их"главного удара", но оставшиеся "командиры" , в том числе и Гордон, в штабных картах не разбирались, на местности ориентировались с трудом. А вокруг " всё гудело и рвалось", Виктора Ивановича  ранило в голову, контузило, очнулся он уже в плену, но и там текла своя жизнь, о чём в одну встречу и не расскажешь.
    Неволя: конвоиры, тоже были разные, его, раненого, определили в лазарет, сослуживцы помогали отъесться и оправиться, конвоиры определили в бригаду, дело было в Латвии, затем отправили в Германию, лагерь, работа в имении  барона  Фон-Бланкебурга, отправка на "уничтожение", но судьба хранила его. "Рот фронт" тоже приходилось слышать от рядовых немцев, особенно после успехов Красной Армии. Окружение, узнав, что он из Ленинграда, всегда  расспрашивало его о пережитых  боях под Ленинградом. Так медленно тянулись дни, месяцы и годы плена, Но "Бог не выдал и никто не съел"!
    Освободили  союзники, определили вместе с Власовцами. Затем депортация из  английской  зоны, слава Богу разобрались, дали  поступить и закончить институт, но долго не доверяли руководящих должностей. Только со смертью товарища Сталина постепенно наладился нормальный уклад жизни: женитьба, рождение детей. Однако в КПСС заставили вступить, убеждения в том, что это справедливо нет до сих пор.
    Да и память не успокаивается, продолжает возвращать его  в события тех лет. Уходят из жизни те, с кем связаны прошедшие годы лихолетья, от этого становится  одиноко, а так хочется сказать "спасибо" тем, кто  смог поддержать в самые трудные моменты жизни.
    Но сдержать счастье, что выжил, уже нельзя, остаётся идти до конца!
    Да, а ведь всё могло быть иначе, если бы не война и трудный путь к Победе!

            С Богом, Виктор Иванович!
                Спасибо за "Подвиг всему Вашему поколению"!
                13.03.07. г. Санкт-Петербург.


Рецензии