СОЮЗ ИЛИ КЛАН

СОЮЗ ИЛИ КЛАН

В любом творческом союзе состоят люди, нередко противоречиво оценивающие важные события в истории России, современные порядки в обществе, в судебной и правоохранительной системах РФ. Они же могут по–разному относиться и к действующей Конституции РФ, и к внешней и к внутренней политике руководителей страны, чиновников, и, наконец, – к первому лицу государства.

Видимо, единения нет и в современном СПР, как в одном из осколков от бывшего Союза Писателей СССР, где была хоть какая то система в принятии в члены Союза. Например, по степени преданности претендента к КПСС…
Можно ли было тогда стать членом Союза Писателей, открыто ругая с трибуны престарелых государственных руководителей-маразматиков, почему-то заруливших куда-то не туда?! Если кто и осмеливался, то уж очень осторожно между строк своих произведений, да? Или – искренно, принципиально и объективно, но только на кухне...

А не возникает ли тут важный вопрос эффективности влияния отечественной литературы на формирование мировоззрения современной молодёжи, оказавшейся вдруг в агрессивной информационной среде обитания РФ, растерявшей ещё в девяностые достойные Человека ориентиры?

Начинающий литератор в Советском Союзе, всё-таки, имел возможность проявить свой талант, примеров тому немало, да? А в реальной жизни он же, как человек, иногда мог оказаться и вовсе никакой. Даже и не гражданин, а лакей обыкновенный, беспринципный, выполняющий любой партийный заказ и пресмыкающийся перед любой очередной властью, всегда соглашающийся с нею, что бы она не делала, и кто бы в ней не верховодил. Разве не так? Неслучайно ведь писатель Александр Проханов теперь русских «деревенщиков» 60–70 годов почему-то уже публично зачислил в категорию «антигосударствеников»…

А много ли изменилось сейчас? В разных союзах могут быть небольшие группы, объединённые по определённым критериям и предпочтениям, где члены Союза понимают друг друга с полуслова и объединены общей Идеей, общим подходом к выбору средств, общей Благородной Целью, совместным устремлением к решению конкретной ближайшей задачи, в том числе, и оказанием помощи кому-то из литераторов в трудной ситуации.

Но вот талантливый писатель Владимир Смирнов, отсидев в тюрьме ни за что 6 лет, всё никак не может добиться справедливости от правоохранительных органов и судебной системы по личному вопросу, хотя обращался неоднократно с жалобами на «правосудие» и к самому Президенту РФ, и даже объявлял голодовку. Но воз, как говорится, и ныне там. Возможно такая ситуация сложилась только потому именно, что далеко не все литераторы его поддержали, а некоторым и вовсе было наплевать.

Почему бы ответственным членам правления СПР не выработать общие критерии для оценки не только качества произведений того или иного литератора, но и его гражданской позиции, прежде всего? И почему бы не предложить русским литераторам во всех литературных Союзах РФ объединиться в новый Союз Единый Русских Писателей (СЕРП), как бы просеяв все осколки от СП СССР? С правом представления и в Общественной Палате, и в Совете при Президенте РФ, или хотя бы – в Министерстве Культуры РФ? От представителя СЕРПа было бы сложнее отмахнуться чиновнику любого уровня по любому вопросу. С его мнением власть была бы обязана считаться. Тем более, если и в Госдуме был бы достойный представитель СЕРПа с правом законодательной инициативы.

Вариант с двумя союзами – русским и российским тоже был бы не плох, но только хотя бы в таких условиях, какие были при наличии Верховного Совета РСФСР в Советском Союзе, где русский человек имел и этническую идентификацию в виде графы «национальность» в паспорте, и Правительство Республики, и Министерство Культуры. В Татарстане и Чечне, например, теперь совсем другая ситуация по отношению республиканских властей к их национальным литераторам, деятелям культуры.

А почему русские представители Русской Литературы теперь обделены вниманием со стороны власти РФ? Разве они хуже всех и не достойны внимания, помощи, содержания, несмотря на то, что русский язык в РФ признан языком государственным??!
* * *
Однажды, присутствуя на литературном семинаре, где опытные и именитые писатели разбирали нередко малограмотные и страдающие мелкотемьем тексты молодых и уже успевших поседеть литераторов, я поразился тому, что без комментариев отбрасываются в сторону публицистические статьи, эссе и очерки на серьёзные темы, содержащие малейшую критику правящей партии, предоставившей помещение для семинара.

К тому же, создалось такое впечатление, что если автор не пишет по закостенелым канонам, не рукоплещет организаторам семинаров и фестивалей, и выпадает из клана подражателей, льстецов и восторгающихся подхалимов, то его работа ещё на предварительном чтении автоматически выбрасывается в корзину. Разве это не давно устаревшая технология выдачи пропусков в литературную среду?

И ещё показательный случай. Молодой человек, умеющий довольно выразительно читать свои ироничные стихи и уже заслуживший бурные аплодисменты зала, просит разрешения применить какое-то острое словцо в следующем своём стихотворении. Его тут же чуть ли не избивает куратор семинара.
– Вы меня выгоняете? – опешил неопытный молодой человек, обращаясь к куратору и ища поддержки у других членов жюри, тоже вдруг переполошившихся.
– Положи микрофон и иди отсюда! - напирает куратор семинара.
– Почему?! – недоумевает русский парень, отступая.
– Потому что ты чужой!!! – категорично отрезает путь в литературную среду куратор семинара, встревожив и весь зал, и всех заметно растерявшихся членов…

* * *
Тут уместен вопрос: почему автор этих строк так разошёлся тут?
Именно потому, что никогда не состоял ни в какой партии и ни в каком союзе или клане, зарабатывая на жизнь техническим Трудом, сочетая Труд умственный с Трудом физическим, и всегда имел своё независимое мнение по многим вопросам и проблемам. И наверно ему не всё равно, что делается и в обществе, и в среде литераторов, несмотря на то, что на старости лет его вот почему-то уж очень сильно потянуло на литературные упражнения.

Со стороны, всё-таки, виднее и сегодняшние тревоги совести многих литераторов, не взявших на вооружение выгодный конформизм, и проблемы литературных союзов, конкурирующих между собой.

Хорошо бы и любой власти понимать, что и она не вечна, и что давно открыт секрет:
  РЕАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СИЛЬНЕЕ СТА РАКЕТ.

Может кто-то захочет высказать своё мнение на заданную тему и найдутся единомышленники?


(отредактировано Михаилом Топтыгиным 05.03.17.)


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.