Мавзолей БоргIа-Каш

Мавзолей построен в 1405-1406гг.
Над входом сохранились три надписи на арабском языке: "Восемьсот восьмой год", "Бексултан сын Худайнада", "Да будет постройка свободна от дурного!"
(808 год Хиджры соответствует времени с 29.06.1405г. по 17.06.1406г.)

Мавзолей состоит из двух камер - надземной и подземной. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход, ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре прямоугольных арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша.
Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой не сохранились.
_____

Исследователи связывают происхождение мавзолея БоргIа-каш с населявшим эти земли с древнейших времен народом нарты (нарт-орстхойцы).
 

"Борга, похороненный где-то в окрестностях Назрани, является далеким предком Фаргиевых, Белхароевых, Кориговых, Булгучевых..."
("Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей", Грозный, 1986г.)

(БоргI - древнее нарт-орстхойское имя, присутствует в генеалогических древах нескольких орстхойских фамилий)

_____

"В этом склепе я нашел 6 трупов, лежащих один возле другого, и казалось, что среди них есть еще столько же. Тела лежали в гробах, состоящих из пяти гладких дубовых досок, а именно — одна доска внизу, две перпендикулярно по сторонам и две сверху, расположенные наклонно друг против друга, оба конца смыкали пятиугольные дощечки. Тела лежали на спине, головами обращенные на восток, почти все они были не тронуты временем... Часть тел принадлежала мужскому полу, часть — женскому".
(Иоганн Антон Гильденштедт, "Путешествие по Кавказу в 1770-1773гг.")
_____

"В центре площадки было неболь­шое круглое отверстие, через которое я спустился в погребение. Я подошел к трупу, который лежал у входа на обвалившейся земле. Кроме запаха в могиле ничего не было заметно. Из-за темноты я приказал принести светильник и нашел труп лежащим в направлении строго с запада на восток на по большей части сгнивших дубовых досках. Возле головы и ног лежали узкие мостки. На самой дальней южной стороне я нашел еще один хорошо сохранившийся труп, плотно завернутый во множество толстых полусгнивших шелковых тканей. Он лежал на спине с иссохшими и крест-на-крест сложенными руками. Тело было совершенно разложившееся, или точнее, только с кожей, обтягивавшей скелет женской фигуры. Напротив, на северной стороне, лежал мужской труп. Между ними лежали еще другие трупы, которые я из-за насыпанной на них земли не смог хорошо рассмотреть".
(Леонтий Штедер, "Дневник путешествия в 1781г.")
_____

«На расстоянии двенадцати верст от крепости Назрань, вниз по Сунже, находится маленькое каменное строение, под которым, как говорят, скрываются костяки прославленных в преданиях Нартов. Костякам этим приписывают двухтысячную древность;
до появления русских в этом крае они были в большом почете у различных чеченских племен, и еще ныне, как говорят, ингуши покрывают их часто полотном».
("Академические известия на 1781 год")
_____

"У ингушей, кистин, галгаев почиталось прежде нечто вроде человеческих скелетов, теперь они остались на прежнем месте и не пользуются никаким уважением в народе.
Предание ничего не знает о их происхождении достоверного и только утверждает, что эти скелеты, принадлежали некогда жившему около Назрани народу Нарт, сохранились от повреждения 2000 лет, и с приходом русских начали портиться.
Место их ниже крепости Назрана по Сунже, в 12 верстах.
Над скелетами выстроена каменная будочка, и ингуши доселе их покрывают часто полотном в знак, что и теперь не совсем разуверились в святости".
(Осетинские исследования А.М. Шёгрена, 1837г.)
_____

"Ингуши почитали прежде нечто в роде человеческих скелетов. В двадцати верстах ниже крепости Назрана, по Сунже, выстроена каменная будочка, в которой находятся эти скелеты. Теперь верование в них почти оставлено, но ингуши и в настоящее время прикрывают их полотном , в знак того, что и до сих пор сохраняют некоторое уважение к их остовам.
Предание утверждает, что скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрана, и что они оставались нетленными в течение 2000лет, но, с приходом русских, стали портиться."
(Дубровин Н,, "История войны и владычества русских на Кавказе", Санкт-Петербург, 1871г.)
_____

 "...вайнахские предания о том, что часть равнины (напр., вокруг сел. Плиево) была занята орстхойцами. Им приписываются сохранившиеся здесь древние кладбища"
(Волкова Н.Г., "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале  XX века", Москва, 1974г.)

(Современное с.Плиево было заложено в 1830-х годах, во время Кавказской войны, на захваченной царскими войсками орстхойской территории. Не следует путать с одноименным ингушским селом, существовавшим в начале 19 века в Тарской долине.)


Рецензии