Дети и природа

   «Природа – источник повышенной опасности для детей». Многие мамы (папы гораздо реже), железно усвоив этот тезис, ограничивают ( вплоть до полного запрета) общение детей с  живой природой. В наше время, в городе  "защита"- отстранение и изоляция  детей от природы, происходит достаточно просто. Ребёнка стараются больше держать в  стенах квартиры, в уверенности, что ему хорошо лишь дома,   отпускают гулять только во двор, зажатый многоэтажками, на стандартные и убогие детские площадки, где часто – ни кустика, ни травинки.  А дома с раннего детства приобщают к виртуальному миру,  (сначала мультики, потом фильмы, аудиозаписи, и лучшее из всего этого – книги)), оттесняя подальше, на периферию,  мир живой.  И главное, бездумно подсаживают на интернет, на нём  и сосредотачиваются, в конце концов, все детские интересы и желания. 

     Но так ли уж безопасна среда, в которой ребёнка замыкают. Даже если не принимать в расчёт  физические и физиологические опасности городов и квартир, такие как магнитное облучение, аллергены, пыль, загрязнение воздуха, плохая вода, теснота и скученность людей.  Домашний затвор более всего опасен  тем, что  дети теряют возможность воспринимать мир непосредственно. Виртуальный мир заслоняет реальность.   Виртуал - это мир кем-то уже отфильтрованный, обработанный, интерпретированный,  чья-то трактовка, которую этот кто-то пытается в нас всадить. Ещё хуже – это чья-то галлюцинация и грёза, которой заражают и нас.

    Особую угрозу для беззащитной детской души представляет  интернет-зависимость. Мало того, что она может вылиться в игроманию.  Но это крайний случай. Чаще всего интернет привлекает и искушает ребёнка (да и взрослого) иллюзией всезнайства и всемогущества. Человек как бы держит руку на пульсе мира.  Он в курсе всех событий. Весь опыт человечества опосредован через компьютер.  Его можно погуглить в любой момент, а того, чего нет в Гугле, не существует вовсе.

    Это приводит к быстрому распространению психологического явления под названием  КУЛЬТУРНЫЙ АУТИЗМ. Его симптомы – атрофия чувств, отчуждённость от реального мира, замкнутость на мире виртуальном, самодостаточность и, в конце концов,  полная несамостоятельность, отсутствие активности, эмоционального развития и социальной адаптации.

    Информация для ребёнка  необходима, как воздух, вода и пища. Без обновления информации нет развития.    Однако развитие –  не только накопление различных познаний и навыков, это ещё и проживание различных состояний, сенсорная и эмоциональная включённость в познаваемое. Проще говоря – это деятельность в русле познания. Голая, пережёванная кем-то информация мало того, что даёт искажённое представление о мире, она подменяет реальный опыт.

    Чем же нейтрализовать  тенденции культурного аутизма? Как защитить и спасти детей от опасностей обеднённого, выхолощенного мира городов?  Совет прост в своей очевидности и сложен для многих в исполнении -  ребёнку необходима природа.

     Только природа может  одновременно нести  богатейшую информацию, давать возможность действовать,  насыщает ощущениями первостепенной важности,  непосредственными, живыми, яркими. Видеть, осязать, слышать, дышать полной грудью,   ощущать запах и вкус, резвиться, наконец – всё это вместе  и по отдельности.  Каждый уголок природы - неистощимый источник  для новых открытий, познаний, прикосновений к неведомому.  И конечно, природа дарит детям свою красоту, возвышающую чувства, побуждающую к творчеству,  она развивает воображение и фантазию. Ведь недаром «сказочность» - одно из самых распространённых определений красоты пейзажа. Вершина общения с природой - единение с живым миром. Почувствовать себя  частью природы  можно только, с удовольствием и радостью проводя время на её лоне.
     Природа учит ребенка быть добрее, благоговеть перед её чудесами, заглушает и обуздывает деструктивные порывы.  Не рвать, не ломать, не топтать, не жечь, не замусоривать будет только тот, кто умеет проникнуться природной жизнью. А для этого надо с природой общаться, общаться, общаться. И она сама станет лучшим воспитателем чувств. Желательно, чтобы и родители показывали достойный образец  общения. Выезжали на природу не для шашлыков и «накрыть поляну», а для созерцания цветущих пролесков, пламенеющих осенних клёнов,  для того, чтобы поплавать в реке или озере,  насобирать грибов, для тихой фотоохоты.

     Берите, ведите, везите  детей за город, в леса, луга, горы, в деревню, на дачу. Отправляйтесь с детьми в походы: пешком, на велосипедах, на лодках и байдарках (не ограничивайтесь выездом на автомобиле и сидением подле него).  Позволяйте детям бегать босиком, играть и шалить, сколько им захочется, пачкаться и промокать под дождём, гладить домашних животных, нюхать цветы, лакомиться ягодами с куста. Всё это сделает их счастливыми, обогатит душу,  разовьёт разум, укрепит здоровье.  Пусть манит их мир приключений и романтики. Дети вырастут активными, любознательными, смелыми, уверенными в себе.  Они научаться удивляться и восторгаться,  научаться видеть красоту.
     Не лишайте детей чистой радости.   


Рецензии
В точку, Марина! Плесень вползает в сознание душ неокрепших.
Дочку и сына балуют мамы, растя эгоистов, морально ослепших.
Время прозреть! В горы, на речку, в леса семьёй собирайтесь!
Жизни учитесь вместе с детьми у природы - душой закаляйтесь!

Елена Большакова 2   10.03.2018 03:22     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за прекрасный отзыв. Думаю, Вы, как никто, понимаете мою тревогу.

Марина Стрельная   12.03.2018 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.