Сердце красавицы...

Всегда, когда я думаю, размышляю, вспоминаю о жене Пушкина, я именую ее: «Наталья Николаевна Гончарова, Наталья Николаевна Пушкина, Натали». И никогда не называю ее Наталия Ланская. Хотя за все эти годы прочитано так много о судьбе поэта и его жены.
Все знают, что брак Натальи Николаевны с Александром Сергеевичем длился шесть лет. Что у них было четверо детей. И что после гибели нашего любимого поэта, она через какое-то время вышла замуж за Ланского. В этом браке родились еще дети. И все же…

Пушкин так выразил свое отношение к жене:

«…исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».

Какие только писатели и поэты не касались темы, относительно Натальи Николаевны.
Анна Ахматова и Марина Цветаева, после трагических событий, осуждали жену Пушкина. Николай Доризо и Юлия Друнина защищали. Но мне вспоминается небольшого формата толстенький томик стихов Ярослава Смелякова Пермского книжного издательства, который я храню до сих пор. Именно там, впервые я прочитала строки, обращенные к Натали.

Сначала поэт написал очень резко:

«Уйдя с испугу в тихость быта,
Живя спокойно и тепло,
Ты думала, что всё забыто
И всё травою заросло.
Детей задумчиво лаская,
Старела как жена и мать…
Напрасный труд, мадам Ланская,-
Тебе от нас не убежать!
То племя, честное и злое,
Тот русский нынешний народ
И под могильною землёю
Тебя отыщет и найдёт.
Ещё живя в сыром подвале,
Где пахли плесенью углы
Мы их по пальцам сосчитали,
Твои дворцовые балы…
Мы не забыли и сегодня,
Что для тебя, дитя балов,
Был мелкий шёпот старой сводни
Важнее пушкинских стихов».

А спустя время, что-то переосмыслив, поэт сделал попытку извинения перед ней:

«Теперь уже не помню даты-
Ослабла память, мозг устал,-
Но дело было: я когда-то
Про Вас бестактно написал.
Пожалуй, что в какой-то мере
Я в пору ту правдивым был.
Но Пушкин Вам нарочно верил
И Вас, как девочку, любил.
Я не страдаю и не каюсь,
Волос своих не рву пока,
А просто тихо извиняюсь
С той стороны, издалека.
Я Вас прошу теперь покорно
Ничуть злопамятной не быть
И тот стишок, как отблеск чёрный,
Средь развлечений позабыть.
Ах, Вам совсем не трудно это:
Ведь и при жизни Вы смогли
Забыть великого поэта-
Любовь и горе всей земли".

Но есть в этом послании и другие строки:

"Его величие и слава,
Уж коль по чести говорить,
Мне не давали вовсе права
Вас и намёком оскорбить".

Совсем недавно, рассматривая некоторые иллюстрации в книгах, я узнала, что в Александро-Невской лавре,  на Лазаревском кладбище, погребена Наталья Николаевна. Ничего еще не зная об этом месте, готовая к чему угодно, я была безмерно удивлена тем, что прочитала на надгробье. На памятнике выбита только одна фамилия: «Ланская».

Уже после, я нашла стихи Андрея Дементьева, созвучные моему восприятию.

««Здесь похоронена Ланская…»
Снега некрополь замели.
А слух по-прежнему ласкает
Святое имя – Натали
Как странно, что она – Ланская,
Я не Ланской цветы принёс,
А той, чей образ возникает
Из давней памяти и слёз.
Нам каждый день её был дорог
До той трагической черты,
До Чёрной речки, за которой
Настало бремя суеты.
Как странно, что она – Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама.
Оборвалась её мирская,
Её великая судьба.
И хорошо, что он не знает,
Как шли потом её года.
Она фамилию сменяет,
Другому в церкви скажет «да».
Но мы её не осуждаем.
К чему былое ворошить.
Одна осталась – молодая,
С детьми, а надо было жить.
И всё же как-то горько это, -
Не знаю, чья уж тут вина, -
Что для живых любовь поэта
Так от него отдалена».


Рецензии
...а ведь спроси вот так, на случайный выбор, сто человек, найдётся ли хоть один, который сходу бы ответил, какую фамилию носила Наталья Гончарова после смерти Поэта?..
Ой, да вряд ли...

Я бы, врать не буду, точно бы не сказал. Нет, конечно, слышал и читал... когда-то... давным давно. Но запамятовал напрочь. Не отложилось...

Лет пятьдесят назад услышал в удивительном советском фильме "Молодые" такую вот простую песню, замечательную стилизацию под модную тогда "бардовскую".

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.

Чудесные... нет... расчудесные слова...
Так я эту женщину всегда воспринимал: Натали. Не Пушкина, не Ланская, разумеется, и не Гончарова даже. А Натали.

Харитон Егорович Сарамливый   20.12.2022 22:16     Заявить о нарушении
Доброе утро, Харитон Егорович.
Благодарна вам за интересный отклик-размышление.
Слова песни, которые вы привели, принадлежат Леониду Филатову.
А исполняет ее Владимир Качан.
Называется песня "Тает желтый воск свечи". Она есть в моей фонотеке, часто ее слушаю под настроение.
Ну и о их жизни: и Пушкина и Натали - читала много, поэтому, конечно, знала, какую фамилию и когда носила Наталья Николаевна.

Иринья Чебоксарова   21.12.2022 07:00   Заявить о нарушении
А в титрах значился композитор Фрадкин. И нигде - об авторах этого изумительного сочинения.

Харитон Егорович Сарамливый   21.12.2022 11:38   Заявить о нарушении
Харитон Егорович, я песню узнала НЕ из этого фильма, она популярна.
Но вот вам отрывок из интернета:
"В картине звучат две песни. Первая, "А любовь всегда бывает первою" (Фрадкин - Долматовский) в исполнении Аллы Йоффе, стала шлягером. Вторая - особенная: "Пушкин" Владимира Качана на стихи Леонила Филатова!! И это - 1971 год, когда Филатова еще никто практически не знал!"

Иринья Чебоксарова   21.12.2022 13:53   Заявить о нарушении
Эх... сейчас-то всё можно узнать из интернета. А тогда... тогда знали, конечно, о ком-то, по магнитофонным кассетам: Визбор, Высоцкий, Клячкин, Кукин, Ножкин.
А про Качана или Филатова никто не слышал.

Вписана песня в сюжет, конечно, мастерски.
Неужели вы не видели этого романтического фильма? Загляните на ютуб, не пожалеете о полутора часах потраченного времени.

Харитон Егорович Сарамливый   21.12.2022 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.