Один эпизод из лета

Когда видишь фото всадника или всадницы на лошади, да ещё если лошадь в галоп, то зрелище завораживает и вызывает восхищение.  В реальности всё гораздо сложнее.  Мой отец работал долгое время ветврачом и лошадь была во дворе необходима , чтобы на ней ездить на дальние точки по работе.

Лошади часто менялись.  Причём чаще всего это были « просто арабские скакуны, случайно попавшие в наши места». На самом деле это были обычные , но запущенные прежними хозяевами животные, с разодранными губами и сбитыми сёдлами рёбрами доходяги. Отец их лечил, отводил в кузню, где их подковывали, хорошо кормил и уже через месяц в этих красивых и лоснящихся блестящей шкурой красавцах было трудно угадать бывшего чахлика.

Часто отец сам объезжал молодых и ни разу не бывших под седлом коней и это было завораживающее действо.  Животные вставали на дыбы, неслись в галопе, брыкались и норовили скинуть седока. Но в течение недели животное смирялось и это было не просто отношение человека и животного, а единое целое.
У каждого животного свой характер, повадки, оно чувствует тебя и само решает подчиняться или нет.  И когда не имеешь навыков или самонадеян, то очень больно приземляться на пятую точку.  Я не исключение.  В подростковом возрасте захотелось прокатиться с ветерком без седла.

Выбрала на свой взгляд смирного коня, схватилась за гриву, резко перебросила ногу  на спину животного.  Конь фыркнул скептически, по всему его телу прошла крупная дрожь, он замер на минуту, нехотя перебрал ногами на месте и во весь рост стал на задние ноги. Поплясал, пытаясь скинуть незадачливую всадницу.  Я со всей силы вцепилась в его гриву и тут конь резко стал только на передние ноги , при этом низко склонив голову к земле. Такой пакости и смекалки я уж точно не ожидала и кубарем скатилась вниз.
 Удар о землю был такой силы, что просто дух вышибло.  Хитрое животное подошло ближе, наклонилось, видимо , чтобы убедиться, что жива и побежало к своим собратьям. Мне даже в какой-то момент показалось, что оно мне моргнуло и ехидно улыбнулось. Хотя это , возможно и моё больное воображение.  Дома о своём падении не сказала. Зачем мне ещё пара лишних нагоняев? Я и так всё поняла.
Лето. Каникулы. Отец собирается ехать на самые дальние овчарники. Напросилась с ним. Выбрали мне спокойную лошадку, оседлали, собрали в дорогу вещи на случай непогоды и еду. Выехали на рассвете. Сначала всё было прекрасно. Со своей лошадью сразу нашли « общий язык». Она была очень терпелива и было ощущение, что не я подстраиваюсь под её шаг, а она под меня. Порой казалось, что она очень чутко чувствует моё настроение и то идёт лёгким шагом, то рысью, иногда пускаясь в галоп. Она обходила заросли и очень аккуратно проходила по тропам ,где деревья смыкались кронами.
Дорога к месту заняла примерно часа четыре верховой езды. Но уже к концу чувствовалась такая усталость, что просто хотелось мешком свалиться на землю и никуда больше не двигаться. Затекла спина от напряжения, ноги ломило, копчик казался хвостом, который сломали, комары и зыки роились над животным облаком, ветки хлестали по физиономии.
Нас приняли радушно. На кошаре работали два взрослых мужчины и молодой ещё парнишка, но с таким видом , что давно уже взрослый и знающий жизнь человек. Возможно это и было так, люди рано познавшие сельский труд, взрослели быстро, набирались жизненных навыков от старших и уже сами смело управлялись с житейскими трудностями.  Меня стащили с лошади, поставили на ноги и посоветовали искупаться в пруду неподалёку, а сами расседлали наших лошадей, вытерли их насухо и сняв удила , пустили на пастбище.
После купания почувствовалась такая лёгкость и … просто первобытный голод. От лужайки рядом с кошарой доносился такой аромат жареного мяса, что просто слюнки потекли. Мужчины на земле расстелили газеты, набросали вокруг овечьи шкуры и кушали , не спеша ведя свой разговор. Накопилось много проблем , предстояло много работы и сейчас просто наслаждались свободной минутой. На дальних точках иногда жили по месяцу , потом менялись . Жизнь текла размеренно , вдали от основных дорог и людей. Природа вокруг, красота и тишина. Рай на земле.
 Мужчины с сочувствием поглядывали на меня, понимая, что молодой девчонке на лошади несколько часов в пути и без опыта очень трудно физически.  Вкуснейший шулюм, потом жареная баранина, малосольные огурцы и картошка молодая обжаренная на домашнем сливочном масле с зелёным луком и укропом-это самое прекрасное дополнение к раю. Молодой овчар мне подал ещё одно странное блюдо. Что-то овальное, нанизанное на тонкие прутики и обжаренное на костре. Было очень вкусно.  Парень спрятал ехидную улыбку, мужчины тоже улыбнулись, но тогда мне и в голову не пришло спросить, что же это за блюдо –то.

Быстро утолив голод, я не подавая вида, что разбита в хлам и валюсь от усталости побрела  к домику ,где жили овчары. Там было прохладно, пахло табаком и бараньим жиром. Я вытащила из своей сумки куртку на случай дождя, примостила её себе под голову на железной кровати  и просто провалилась в сон. Мне снилось, что меня кто-то заботливо накрыл чем-то тёплым и пушистым , снился лес, тропинка, и то, что мы почти рядом с нашим домом.

Проснулась от шума в комнате. Резко вскочила на ноги и поняла, что это мужчины закончили работу и нам нужно собираться в обратный путь.  Мне хотелось, чтобы меня лучше пристрелили из ружья, что стояло в углу, чем снова садиться в седло. Но, нужно было ехать домой. Нам обработали лошадей вонючей жидкостью от комаров и зыков, мне помогли взобраться в седло. Ехать в мужском седле не верхом не получилось, пришлось снова садиться как положено. Но мне притащили две прекрасные белые овечьи шкуры с длинным и пушистым ворсом, прикрепили их к седлу и стало чуть полегче.

Назад ехали чуть медленнее, добрались к ночи. Ощущение , что тебя как минимум переехал грузовик. И ещё с неделю полная уверенность , что все в твоём роду, как по отцовской , так и по женской линии были кавалеристами. Ну или, как минимум, месяц сидел на бочке.
  Только много позже я узнала, как называется то вкуснющее блюдо и из чего оно приготовлено. Не буду писать , хотя на Кавказе это блюдо и подают важным и почётным гостям, но не каждый сможет это кушать, зная из чего оно приготовлено.
Более тяжкого физического испытания мне, наверное, в жизни не приходилось испытывать. Хотя на каблуках ночью по гравийке восемнадцать километров , когда ломается машина … Но это совсем другая история…


Рецензии