Петля. 4 часть

Утро снова было туманным, тихим и прохладным. Всем не терпелось выйти на новый маршрут и, наскоро позавтракав, парни стали собирать рюкзаки. Чай решили пить на первом привале через пару часов.

Алексей решил написать записку, на случай если кто-то станет так же блуждать, как они, или если (не дай бог) их станут искать по следам, чтоб знали, что надо спускаться по ручью. Быстро начеркав текст на клочке бумаги, он положил его на стол и придавил керосиновой лампой.

Дима и Сашка уже ждали его на улице. Он вышел, привычно подпер дверь поленом и спустился с крыльца.

- Пошли?

- Потопали, - ответил ему Сашка.

Они спустились по дороге в ложбину к ручью, перешли на другую его сторону и направились вниз по течению.

Туман всё так же клубился вокруг и мало что можно было разглядеть впереди. Несмотря на это, в начале пути идти было легко. Кусты и деревца прижимались ближе к воде, а выше по склону ничто не мешало, и парни шли в хорошем темпе. Но чем дальше они продвигались, тем шире становился ручей и гуще растительность на его берегах. Местами попадались обширные участки, где ручей разливался на большой площади и скорее был похож на заросшее болото. Их приходилось обходить, делая большой крюк, и снова возвращаться к ручью. Совсем скоро растительность вокруг превратилась в настоящий лес, и теперь уже идти было труднее. Стали попадаться буреломы и очень густые заросли, которые тоже приходилось обходить стороной. Пробираться напрямик через них было бы намного тяжелее и дольше.

Через несколько часов ходьбы они сделали привал. Сухое горючее к этому времени кончилось и пришлось искать сухостой. При такой высокой влажности найти хоть что-то сухое было не просто, но им всё-таки удалось собрать достаточно хвороста. Хоть и с трудом, костёр разгорелся. Живой огонь поднимал настроение в этой довольно унылой обстановке. Дрова громко трещали и стреляли угольками, грозя прожечь одежду. Белый дым смешивался с туманом и улетал почти вертикально вверх. Сидеть у костра с кружкой горячего чая и грызть окаменевший уже сухарь было чрезвычайно приятно. По телу разливалось тепло, а уставшие мышцы блаженно расслаблялись. К тому же, парни были рады, что нашли хоть какой-то выход из ситуации и теперь больше не ходят кругами по одной и той же дороге, а идут по новым местам. Они допили чай и посидели ещё немного, глядя, как догорает костёр. Затем, затушив угли, закинули рюкзаки на плечи и пошли дальше.

Почти целый день они пробирались вдоль ручья. Казалось, ему не будет конца. Русло всё петляло и петляло между деревьями. Где-то оно разливалось небольшими заводями, где-то было узким и быстрым, но устья всё не было. К концу дня накопилась усталость, несмотря на несколько остановок на отдых с перекусами. Оптимистичный настрой поугас, и настроение у всех было уже не такое радужное, как утром. Шли уже молча, погружённые каждый в свои мысли. От усталости даже не сразу заметили, что туман развеялся, а в прогалах между вершинами деревьев видно небо с медленно плывущими облаками.

Первым заметил перемену Димка. Остановившись перед очередным препятствием в виде поваленного дерева, он устало привалился спиной к стволу и поднял глаза.

- О! – удивился он. – Небо видно, парни!

Все тут же задрали головы кверху.

- Точно, небо! – сказал Сашка и, оглядевшись по сторонам, добавил удивлённо, - И тумана нет.

- Судя по облакам, - сказал Алексей, - солнце скоро сядет. Видимо придётся ночевать в лесу, сегодня мы уже вряд ли успеем куда-нибудь дойти. Давайте присматривать удобное место под палатки.

Около получаса они шли вдоль русла и, наконец, набрели на удобную небольшую полянку недалеко от ручья.

- Ну вот, - сказал Алексей, - нормальное местечко. Привал!

Сбросив надоевшие уже рюкзаки, они уселись под деревом, вытянув ноги, и просто отдыхали. Затем Димку отправили к ручью за водой, Алексей стал расчищать место и ставить палатку, а Сашка занялся заготовкой дров и костром.

Димка вернулся с полными бутылками чуть ли не вприпрыжку, отчего-то улыбающийся и довольный.

- Ты чего такой довольный?  - поинтересовался Алексей, закрепляя последнюю оттяжку палатки. – Русалку что ли голую увидел?

- Да нет, - засмущался Димка, - какие там русалки. У меня часы заработали!

Он сложил бутылки под деревом и протянул руку, демонстрируя светящиеся цифры на электронном дисплее.

- Хм, – почесал затылок Лёха. – И правда, работают.

- Только время сбилось, - добавил Димка, - третий час дня показывают.

- Мои тоже включились! - обрадовался Сашка глядя на своё запястье.

- Туман рассеялся, небо видно, часы заработали, - подытожил Алексей, - Надо навигатор и компас проверить. Похоже, что мы вышли из той аномальной зоны.

Покопавшись в рюкзаке, он достал компас и навигатор. Стрелка компаса больше не вертелась и, насколько можно было судить по закатным теням, показывала примерно на север. Навигатор, наконец-то, отреагировал на кнопку включения, замигал диодом и включился.

- Работает! – обрадовано объявил Алексей, и засмеялся. - Живём, парни!

Напряжение последних дней, наконец, отпустило. Появилась хоть какая-то надежда, что скоро они будут дома. Теперь вынужденная ночёвка в палатке посреди леса, в незнакомом месте, уже не предвещала ночных тревог и неопределённости завтрашнего дня, а была самым обычным походным событием, в чём-то даже приятным. Костёр весело потрескивал и отбрасывал длинные тени, а искры взлетали в быстро темнеющее небо и гасли.

Алексей, отложив все дела, стал нажимать на кнопки прибора, чтобы определить их местоположение. Сашка и Димка, нетерпеливо толкаясь, заглядывали ему через плечо и дышали в ухо. Соединившись со спутниками, прибор определил местоположение и показал место на карте, заодно синхронизировав внутренние часы и календарь. Димка тут же выставил правильное время на своих часах.

- Да мы до речки не дошли меньше километра! – обрадовано воскликнул Алексей, изучая карту на экране, - А ниже по течению реки недалеко посёлок и трасса. Завтра после обеда там будем, если поторопимся. Только я не пойму где мы вообще. Названия все незнакомые.

Он уменьшил масштаб карты, чтоб были видны другие населённые пункты.

- Ого! Ни фига себе! – после минутного изучения карты воскликнул Лёха, - Да мы вообще в соседней области! Обалдеть… Как мы попали-то сюда?

- Прогулялись в тумане, называется, - пробормотал Сашка, - как тот ёжик из мультика.

- Ладно, - Алексей выключил навигатор, - по крайней мере, теперь понятно куда идти и что делать. Выключу пока его, надо экономить заряд аккумулятора. Давайте ужин варить, а то уже живот сводит, как есть охота.

Пока варилась на костре гречка, Димка не выдержал и проверил свой фонарь со встроенным радио. К его радости приёмник сразу поймал знакомую радиостанцию. Покрутив настройки, он обнаружил, что и все остальные станции радио ловит прекрасно. Ужин прошел при свете костра и под хорошую музыку, правда, иногда прерываемую дурацкой рекламой.

Наевшись, они опять пили чай и болтали лёжа вокруг костра. Скоро окончательно стемнело и между ветвями деревьев стали видны в огромном количестве яркие звёзды, которых в городе никогда не увидишь. Хорошо была видна Большая Медведица, показывающая краем ковша на Полярную звезду. Угадывался даже Млечный Путь, широкой полосой протянувшийся через всё небо за тёмными кронами. Друзья лежали у догорающего костра и смотрели на небо. Их уже клонило в сон, но и хотелось полюбоваться этой красотой, которую не так скоро увидишь снова. Когда потух костёр, наступающий ночной холод загнал их в палатку. Укутавшись в свои спальные мешки, они моментально заснули и проспали до самого утра.

В первый раз за последние дни утро было тёплым и солнечным. Сквозь сочную зелень листвы золотые лучи падали на палатку, освещая её яркими бликами. Как только взошло солнце, сразу же на все голоса запели птицы, как будто они всю ночь напряжённо ждали, когда оно появится, а теперь бурно стали обсуждать, где светило пропадало всё это время.

Парни проснулись рано, почти с рассветом, выспавшиеся и отдохнувшие, в прекрасном настроении. Все тревоги и неприятные мысли остались вчера где-то там, в тумане, а сейчас хотелось как следует подкрепиться и идти сворачивать горы и поворачивать реки вспять.

Умывшись в ручье, они быстро развели костёр и приготовили завтрак. Затем свернули лагерь, собрали рюкзаки и отправились дальше.

Компас и навигатор теперь работали исправно, и идти до реки вдоль ручья смысла не было. Можно срезать несколько лишних километров, если идти по азимуту в направлении посёлка. В той же стороне по карте была и трасса, где можно поймать попутку или остановить автобус.

Переправившись по упавшему дереву на правую сторону ручья, они определили нужное направление и пошли напрямик, насколько это было возможно. Путь снова был не лёгким, но к этим условиям они успели уже привыкнуть. Солнце приятно светило через листву, тумана больше не было, и видимость была достаточной, чтобы заранее обходить препятствия. Они бодро шагали с весёлым настроением.

Регулярно сверяясь с навигатором и сделав по пути несколько остановок, к полудню они вышли в намеченную точку к дороге, ведущей от посёлка к федеральной трассе. По ней предстояло пройти ещё пару километров до перекрёстка, а там уже ловить какой-нибудь попутный транспорт.

Эта часть пути оказалась самой лёгкой. По асфальту идти было гораздо проще и скоро друзья сидели на автобусной остановке. Попутные машины не останавливались, но это и понятно – кто захочет брать троих крепких парней в полувоенной форме с большими рюкзаками? Оставалось ждать какой-нибудь автобус и надеяться, что в нём будут свободные места. Но, неожиданно, с дороги, по которой они шли пятнадцать минут назад, выехала старенькая «копейка» и, проехав было мимо, остановилась чуть дальше. Затем, задним ходом машина вернулась к остановке.

За рулём сидел добродушного вида седой старичок в пиджаке с весёлым прищуром глаз. Он приоткрыл пассажирскую дверь и махнул рукой, мол, садитесь. Парни обрадовано похватали рюкзаки и сели в машину.

- Куда вам, сынки? – поинтересовался дед. – в N-ск?

Все одновременно утвердительно загалдели.

- Ну и мне туда же, - подтвердил водитель, улыбаясь. – попутчики не помешают. На бензин копейку какую дадите – хорошо, ну а нет, так вместе ехать всё одно веселее.

- Мы заплатим, - заверил его Алексей.

- Эт хорошо, - обрадовался дед и продолжил без перерыва. - А я к бабке в больницу еду. Упала она у меня надысь с лестницы в погреб, ну и ногу сломала. Теперь вот в больнице лежит. Часто приходится навещать. Мы её с соседом из этого погреба еле достали. Тяжёлая она, а там тесно, не развернёшься. Нога у ей болит, она кричит, уййй – жуть что было! Как вспомнишь, так вздрогнешь. Ну, а вы туристы штоль иль военные, я не разберу?

- Туристы, - за всех ответил Алексей, севший вперёд рядом с дедом. – В поход ходили.

- Поход – это хорошо! – поддержал дед. – Мы, когда малыми были, тоже в лес ходили. Был у меня друг Васька, по соседству жил. У родителей отпросимся на ночь. Возьмём с ним котелок, удочки, спички, хлеба да картошки, червяков за сараем накопаем и в лес, к речке. Там на берегу шалаш построили, чтоб ночевать, значит. Купались. Рыбу ловили. Обмажем её глиной и на углях запекаем с картошкой. Эх, детство босоногое! Хорошо было.

Он немного помолчал, внимательно следя за дорогой и улыбаясь своим воспоминаниям. Машина быстро катила по шоссе. За окном мелькали столбики ограждения, а чуть дальше тянулся сплошной лес.

- А вы как же из N-ска в наши края? Чего так далеко забрались? Там же у вас и лесов кругом своих хватает и речки разные есть. У нас-то тут совсем глухой угол. Рыбаки, бывает, приезжают, но те всё повдоль речки обитают. А из охотников только свои в лес ходят, приезжим далековато.

- Да мы заблудились немного, - засмущался Лёха. – Покружили маленько по лесу и сами не поняли, как сюда вышли.

- Ааа, ну, эт бывает, - понимающе закивал дед. – В таких лесах заплутать не мудрено. Ну и места всякие есть, зайдёшь – не выйдешь! Болота, опять же.

- Вот мы в какое-то такое место и забрели, - ответил Алексей, глядя в окно, – Три дня по кругу ходили, пока выход не нашли.

- Ох ты! У нас слухи ходят всякие. Да и старики рассказывали ещё. Мол, есть в лесу место такое, навроде заколдованного. Идут, бывало, охотники по лесу, идут. И выходят на поляну. Ага. А там, значит, изба стоит старая, ну как бы охотничья заимка. Если домой не успеваешь вернуться, то чтоб можно было переночевать не под ёлкой, а в тепле. Ну, мимо-то чего проходить? Зайдут они, конечно, заночуют. Всё чин чином. Правда спят плохо и гадость всякая в голову лезет. А утром встанут и дальше идут. Но в какую бы сторону не пошли, всё равно опять к этой избе выходят. Ага. Раз так заночуют, другой, а продуктов-то мало. И зверья, как назло, вокруг нету, подстрелить не кого. Ну и пропадали без вести. Редко кто возвращался и про такое место рассказывал, что сам своими глазами видел. Не знаю, может, брешут. Я-то сам не охотник, по лесу далеко не ходил. Так, за дровами только. Может, и слава Богу, что не ходил. А то кто бы вас сейчас вёз? – он оглянулся и подмигнул через плечо.

Сашка с Димкой сидели сзади молча, вспоминая прошедшие дни, события которых очень напоминали эту старую байку.

Алексей вкратце рассказал деду их приключения, опуская подробности. Тот слушал, не перебивая, сочувственно кивал головой и цокал языком.

- Дааа, ребяты, - протянул дед, - повезло вам. Так ведь и сгинуть могли, если б не догадались по ручью выйти.

Через час-полтора они уже въехали в город. За окнами мелькали знакомые дома и магазины. Улицы выглядели настолько обычно, что всё произошедшее накануне уже казалось каким-то сном и всё больше теряло очертания реальности. Дед довёз их до ближайшей автобусной остановки. Парни отблагодарили старика и попрощались. Затем, разъехались по домам.

Позже открылось ещё одно странное обстоятельство. Дома их никто не искал из-за долгого отсутствия и не выхода на связь в назначенное время. Оказалось, что отсутствовали они всего два дня, и до вечернего сеанса связи даже оставалось время. Они не стали ничего рассказывать родным, да и вряд ли кто-то поверил бы.

Алексей, как ни искал на картах поляну с избушкой, так и не смог найти. Никаких меток в навигаторе не сохранилось. И каким образом они могли переместиться за сотню километров в соседнюю область, было не понятно и не объяснимо. Удалось только найти конечный участок их маршрута и проследить движение в обратном направлении - от трассы до места ночёвки на ручье, где заработал навигатор. Сам ручей на карте протекал по сплошному лесу, и никаких полян с избушками на всём его протяжении не было видно даже на спутниковых снимках. Не было так же и пересекавшей его старой дороги, по которой они ходили кругами.

Можно было бы сомневаться в реальности произошедшего и решить, что всё это приснилось, но один сон не может присниться одновременно троим. А ещё в рюкзаке у Димки лежала аккуратно свёрнутая старая газета «Красная звезда» за 1943 год.

Конец.


Рецензии